Во-первых, я умышленно не даю ссылку на текст, с которым здесь попытаюсь поспорить - пост написан в первую очередь для той небольшой части аудитории, которая у меня общая с авторами исходного текста. Рассказывая о путешествии на Вайгач, я старался представить своих попутчиков в наилучшем свете, демонстрировал им всяческую благодарность, а наши с Олей ошибки не скрывал и разбирал по полочкам. Что ж, взаимности я не дождался, так что рискну сказать несколько слов в свою защиту.
1. В некоторой части претензий мне возразить нечего. Это всё, что касается подходов и заброски, а непосредственно на маршруте - то, что мы забыли купить табак на подарки островитянам (но нам и без табака было, что дарить - продукты, газовые баллоны, блёсны и снасти..... последние мы купили по просьбе ребят, которые ими так и не воспользовались).
2. Постоянные наезды на мою внешность, речь, мимику и прочее вызывают только один вопрос: а что ожидалось? Ребята знали меня несколько лет, и вполне представляли, что я не умею тереть по пацански, у меня тревожное выражение лица, и я часто шумно вздыхаю. И если пол-текста посвящено жалобам на то, что я здесь нелепо мямлил, там невразумительно мычал, а тут сидел с серьёзной рожей - у меня это вызывает как минимум удивление. Ну не нравится человек одним своим видом - не берите его с собой, какие проблемы?
3. Аналогично - претензии, что я испугался волнения на море или поломки мотора, что я некудышно гребу на байдарке, или что одежда моя оказалась непригодна для того, чтобы сидеть в заливающейся через борт луже. Хозяева лодки были в курсе, что мой опыт в дикой природе околонулевой, а опыт водных походов - абсолютно нулевой. Раздражает наличие новичка - не берите его с собой, или чего ещё ожидать было? Я свои возможности оценивал трезво, и когда за полгода до поездки напрашивался в попутчики - был уверен, что мне откажут. Когда меня всё-таки взяли - я уже исходил из того, что хозяева лодки готовы принять на борт новичка, который ничего не умеет. Я не требовал, при этом, чтобы всё делалось за меня, и каждый раз, садясь в байдарку, просил дать мне весло - но весло мне более не доверяли. Странно думать, что впервые взявшись, я буду владеть этим на том же уровне, что и профессионалы.
4. Совсем уж неадекватной мне видится претензия, что с нами ребята чувствовали себя какими-то гидами-проводниками. Ни в один пункт лодка не заходила специально ради нас; не было заметных отклонений от маршрута - ни на 20 километров к нефтяному терминалу на Варандее, ни на пару километров к лежбищу моржей на Карповом Становье. Если говорить о пеших радиалках по острову, то радиалок было 7, их общая продолжительность составляла 9,5 дней, а протяжённость - порядка 150 киломтеров. Из них ребята сопровождали нас в двух радиалках общей продолжительностью 1,5 дня и общей протяжённостью чуть более 30 километров, и в ещё одной, трёхдневной, речь шла об их возможном участии. Вглубь острова из бухты Лямчина мы ходили одни, походы вокруг Варнека и на Карское море и вовсе были после того, как мы отстыковались от лодки. Единственный большой (40км в один конец) крюк, который ребятам пришлось ради нас сделать - это заброска в Варнек, потому что без лодки мы бы элементарно не смогли донести туда свои вещи, разве что в реверсном режиме, что заняло бы наверное пару недель. Но эта заброска была оговорена в самом начале, задолго до того, как мы начали готовить поездку. Сюда добавим и то, что я оплатил весь бензин (изначально речь шла только о половине) и ещё кое-что по мелочи, и что мы не ходили на север Вайгача, хотя изначально он значился в планах.
При этом я не утверждаю, что мне типа все должны - нет, не должны, и у невозможности куда-либо свернуть были чаще всего объективные причины. На мои слова о дополнительных расходах и непосещённых пунктах вполне справедлив ответ "скажи спасибо, что тебя вообще взяли". Заплатил бы я не только за бензин, но и ещё дважды по столько же сверху - это всё равно было бы намного дешевле любого другого пути на Вайгач. Поэтому когда мне говорили "туда не едем", я почти не настаивал. Но говорить, что мы относились к хозяевам лодки как к своим гидам - несправедливо.
5. Ещё страннее - про "горы непонятной еды". Учитывая, что этой едой мы охотно делились и она шла неплохо.
6. То же про щепочницу - да, мы с Олей доделывали её уже на Вайгаче, используя инструменты ненца-отшельника Андрея из бухты Лямчина. Андрей же и сделал первые несколько дырок в днище, показывая мне, как надо, но большую их часть пробивал уже я сам. В дальнейшем эта щепочница верой и правдой служила нам и на Вайгаче, и на Алтае, и последующие дни вся горячая еда, которую мы с Олей ели, делалась на этой щепочнице. Это правда хоть и капризная, но чрезвычайно удобная вещь.
Вообще, можно рассказать
подробнее о роли Ольги для меня.
7. Ну и последнее. У меня тоже накопилось за время поездки много мелких претензий. Но я не могу их вывалить в ответ, потому что большую их часть я элементарно ЗАБЫЛ. Так скрупулёзно коллекционировать все мои косяки вплоть до уровня "не то выражение лица", "не тем тоном ответил", "не тот вопрос задал" и т.д., а потом ещё и выставить их на всеобщее обозрение - такое поведение наводит на мысль, что повод на нас взъесться всё равно был бы найден, как бы мы себя ни вели.
Так же, в качестве приложения - мнение моряков-научников Баренцева моря (коллектив ВНИИРО) о лодке, на которой мы ходили. В своём посте по возвращении я писал о её достоинствах и "фишках", а вскоре получил письмо о недостатках, которое и процитирую тут.
1. Отсутствие связи с берегом (категорически запрещено). Должен быть хотя бы аварийный SOS
2. Самодел, пусть и по чертежам. Должна быть сертификация. подозреваю. что в любой инспекции дали бы не больше 2-3 миль от берега (позже оказалось, что так оно и есть).
3. очень слабый мотор. 6 лс это для озера, но никак не для Баренцева моря.
4. Отсутствие запасного мотора. Как и подозревал, он заглох. Слава Богу дело оказалось в карбюраторе (скорее всего). Но вы же могли словить подтопленное бревно или еще что-то в этом роде. Тогда бы полетел редуктор и вам бы наступил пипец (см. п.1).
5. Отсутсвие факса приема погоды. Повезло, что дождались штиля.
Разводить дальше хайп на эту тему мне бы не хотелось. Всё вышесказанное было между нами четырьми, то есть сторонних незаинтересованных наблюдателей тут в принципе не существует. Там высказали своё видение ситуации, я высказал здесь своё. Кому от этого обмена стало лучше - понятия не имею. В любом случае все остаются при своих, поэтому комментарии отключаю.
Ну и да, приношу авторам исходного текста извинения за доставленные неудобства.