Очень верные наблюдения (впрочем неудивительно, учитывая - сколько времени вы провели в Азии). Если припомните такой фильм "Урга - территория любви", там правда монголы, но логика похожа. Особенно в сцене, когда шофер попадает в гости, барана режут, зовут его к столу, а он отказывается, типа я тут в сторонке посижу. Выглядит зеркально к вашим историям, но по сути то же. Русский шофер "из простых" просто демонстрирует определенные "традиционные" нормы из русской деревни, он их помнит еще. А вы (да и я тоже) не помните, ибо горожанин.
Так что многие различия - не этнокультурные, а разница между городским и деревенским (пусть это и узбекское деревенское).
То есть на практике выходит, что вопреки стереотипам житель мегаполиса честнее и прямолинейнее селянина. Возможно, это обусловлено тем, что в городе люди меньше друг друга знают, и выше риск наткнуться на обманщика.
Не то чтобы честнее. Но город учит держать дистанцию, отстраняться от людей, смотреть на них, как на часть пейзажа - потому что их очень много. В деревне же людей мало, все знакомы. Поэтому всякий новый человек - диковина, интересно. И эти рефлексы очень устойчивы, человек может в городе 20 лет прожить, а ощущать себя деревенским. Горожанин возникает во втором, а то и в третьем поколении.
Узбеки и таджики - это жители кишлаков и аулов. Города там строили русские и немцы. И кстати городской узбек с образованием очень мало от нас отличается по повадкам. Просто их очень мало, не факт что даже вы встречали. Я всего двух таких видел.
Насчёт узбеков и таджиков - не соглашусь, как раз их отличает древняя городская культура, не похожая на европейскую (в основе видимо персидская). И специфическая городская форма организации - махалля. http://varandej.livejournal.com/757164.html И в принципе жители махаллей от жителей кишлаков отличаются в той же степени, что и от жителей микрорайонов.
Почему? Встречал, как раз у таких вписываюсь. Или вот пару дней назад вскользь общался с пожилым узбеком - человек религиозный и патриархальный, а при этом доктор наук, ядерный физик, защищался в Дубне.
"Древнюю городскую культуру" хорошо иллюстрирует история канализации в Самарканде. Которую построили в 12в., но в 16 веке она засорилась, и до сих пор не прочистили...-)
Махалля - это посад, что-то вроде "частного сектора" в небольших русских городах. По сути это недогород или передеревня. И это не менее "традиционная" и консервативная форма жизни, чем кишлак.
Образование не делает деревенского человек городским.
На самом деле, я ничего негативного не хочу сказать про узбеков или таджиков. Тем более с вами спорить. Я бывал в Азии, но это было давно. Ваш опыт намного больше.
mmnt - "Махалля - это посад, что-то вроде "частного сектора" Вы просто не знаете что такое "махалля".. Про древнюю прочтите у Варандея. Современная же - это ячейка самоуправления в городах Узбекистана. Причем не имеет значения какого типа дома в этой махалле.
Я отвечал в журнале Варандея, поэтому имел в виду ту махаллю, которую и он имел в виду, т.е. "древнюю". За устройство современного самоуправления в Туркестане я ничего не пишу, потому что не очень знаю и потому что мне это не интересно.
потому что там городам по 2000-2500 лет люди там рисовали фрески на куполах и читали Аристотеля, когда на Восточно-Европейской равнине каменными топорами идолов из бревен вырубали и мазали их медвежьей кровью :-)
Это все равно, что сказать, что Мексике 2000 лет, потому что там пирамиды. Большинство нынешних обитателей Самарканды и Бухары даже генетически ничего общего с ее прежними жителями не имеют. Примерно как Львов, построенный поляками и австрийцами, "древний украинский город".
Так что многие различия - не этнокультурные, а разница между городским и деревенским (пусть это и узбекское деревенское).
Reply
Возможно, это обусловлено тем, что в городе люди меньше друг друга знают, и выше риск наткнуться на обманщика.
Reply
Узбеки и таджики - это жители кишлаков и аулов. Города там строили русские и немцы. И кстати городской узбек с образованием очень мало от нас отличается по повадкам. Просто их очень мало, не факт что даже вы встречали. Я всего двух таких видел.
Reply
http://varandej.livejournal.com/757164.html
И в принципе жители махаллей от жителей кишлаков отличаются в той же степени, что и от жителей микрорайонов.
Почему? Встречал, как раз у таких вписываюсь. Или вот пару дней назад вскользь общался с пожилым узбеком - человек религиозный и патриархальный, а при этом доктор наук, ядерный физик, защищался в Дубне.
Reply
Махалля - это посад, что-то вроде "частного сектора" в небольших русских городах. По сути это недогород или передеревня. И это не менее "традиционная" и консервативная форма жизни, чем кишлак.
Образование не делает деревенского человек городским.
На самом деле, я ничего негативного не хочу сказать про узбеков или таджиков. Тем более с вами спорить. Я бывал в Азии, но это было давно. Ваш опыт намного больше.
Reply
Не раскроете тему про канализацию, которая "засорилась" в Самарканде? Самарканд 12 века и 16 - это территориально два разных города.
Reply
Reply
Reply
Я отвечал в журнале Варандея, поэтому имел в виду ту махаллю, которую и он имел в виду, т.е. "древнюю". За устройство современного самоуправления в Туркестане я ничего не пишу, потому что не очень знаю и потому что мне это не интересно.
Reply
Reply
Reply
люди там рисовали фрески на куполах и читали Аристотеля, когда на Восточно-Европейской равнине каменными топорами идолов из бревен вырубали и мазали их медвежьей кровью :-)
Reply
Reply
Reply
Попробуйте снять ручник и комментировать что-то более актуальное.
Reply
Reply
Leave a comment