Именно что "задуматься", а большинство путешествующих не могут сделать выводов глубже, чем "Там все улыбаются, а здесь все злые" или "Там все друг друга любят, а здесь никто никого не любит".
Вообще, вот эта самая обусловленность национальной психологии историческими (климатическими и прочими) факторами - совсем неочевидная вещь. И мы, не зная многого, делаем такие вот далеко идущие выводы - "вот они..., не то что мы..." Вот еще по теме вспомнилось, тоже натолкнуло на размышления: https://aftershock.news/?q=node/419040
Ну с американцами-то всё давно известно (по крайней мере стереотип такой есть). Но вот что азиатская этика ещё прочнее и всеобемлющее европейской - уже куда менее очевидно.
Азиатским цивилизациям тысячи лет, власть Традиции там колоссальная, закостенелость жуткая. Вся европейская история с незапамятных времён короче, к примеру, египетской или китайской.
Русская цивилизация, да, уникальна. Самая северная в мире, отсюда и многие особенности характера.
Вот да, как-то сравнивая свои европейские и азиатские опыты, я понимаю, что мы очень сильно недооцениваем свою инаковость, которой у России на самом деле побольше будет, чем у Японии или индейцев.
Я мало ездил,но в Бишкеке мне люди показались фантастически сдеражнными в плане общения. В отличии от Баку или Тбилиси. Минимум слов. Хотя возможно на таких просто попадал.
Ну, не вселенная, а Господь. Он посылает нас в такие места и посылает нам таких людей, среди которых мы наилучшим образом "пройдем" жизненные уроки для собственного совершенствования. Получается не у всех.
Очень верные наблюдения (впрочем неудивительно, учитывая - сколько времени вы провели в Азии). Если припомните такой фильм "Урга - территория любви", там правда монголы, но логика похожа. Особенно в сцене, когда шофер попадает в гости, барана режут, зовут его к столу, а он отказывается, типа я тут в сторонке посижу. Выглядит зеркально к вашим историям, но по сути то же. Русский шофер "из простых" просто демонстрирует определенные "традиционные" нормы из русской деревни, он их помнит еще. А вы (да и я тоже) не помните, ибо горожанин.
Так что многие различия - не этнокультурные, а разница между городским и деревенским (пусть это и узбекское деревенское).
То есть на практике выходит, что вопреки стереотипам житель мегаполиса честнее и прямолинейнее селянина. Возможно, это обусловлено тем, что в городе люди меньше друг друга знают, и выше риск наткнуться на обманщика.
Не то чтобы честнее. Но город учит держать дистанцию, отстраняться от людей, смотреть на них, как на часть пейзажа - потому что их очень много. В деревне же людей мало, все знакомы. Поэтому всякий новый человек - диковина, интересно. И эти рефлексы очень устойчивы, человек может в городе 20 лет прожить, а ощущать себя деревенским. Горожанин возникает во втором, а то и в третьем поколении.
Узбеки и таджики - это жители кишлаков и аулов. Города там строили русские и немцы. И кстати городской узбек с образованием очень мало от нас отличается по повадкам. Просто их очень мало, не факт что даже вы встречали. Я всего двух таких видел.
Насчёт узбеков и таджиков - не соглашусь, как раз их отличает древняя городская культура, не похожая на европейскую (в основе видимо персидская). И специфическая городская форма организации - махалля. http://varandej.livejournal.com/757164.html И в принципе жители махаллей от жителей кишлаков отличаются в той же степени, что и от жителей микрорайонов.
Почему? Встречал, как раз у таких вписываюсь. Или вот пару дней назад вскользь общался с пожилым узбеком - человек религиозный и патриархальный, а при этом доктор наук, ядерный физик, защищался в Дубне.
>оборачивались тем, что меня провожали, подвозили и всё давали прямо в руки… а через какое-то время в разговоре тет-а-тет мне пояснили, что я веду себя так, будто бы мне все должны.
Кстати и в русских деревнях, где остались крупные общины местных жителей, так же. Тут надо тонко понимать, что предлагают что то чисто из вежливости и вежливый человек должен поблагодарить и отказаться. Москвичи на этом сыпятся и искренне недоумевают, мол сами местные предложили а потом всячески отмазываются под благовидным предлогом, наверно тупые и ленивые. Дык и предлагали то из вежливости, разговор поддержать, так принято. А соглашаться, и особенно настаивать на выполнении это вообще верх наглости и бесцеремонности.)
То есть на практике выходит, что житель мегаполиса честнее и прямолинейнее селянина. Возможно, это обусловлено тем, что в городе люди меньше друг друга знают, и выше риск наткнуться на обманщика.
На практике выходит что селяне неохотно идут на близкий контакт с незнакомым человеком, а принятые этичные нормы не рекомендуют огорчать незнакомого, мало ли кем он окажется. Скажем так у жителя мегаполиса меньше этических условностей ввиду атомизации. Селянин в общине живет, а горожанин сам по себе. У селян важно как он выглядит в глазах окружающих, горожанину в основном пофиг. Все же не честней и прямолинейней, а более рациональней и предприимчивей.
Рациональность всё-таки у селянина своя исходя из своих условий. Я о другом: зачастую свойства, приписываемые чужой культуре в положительном свете через интерпретацию, являются одобряемыми в нашей культуре. Как в данном случае: мы ценим искренность, поэтому видим её в подобных действиях, не задумываясь, что их основа совершенно другая.
Comments 199
Reply
Reply
Вот еще по теме вспомнилось, тоже натолкнуло на размышления: https://aftershock.news/?q=node/419040
Reply
Reply
Reply
Но вот что азиатская этика ещё прочнее и всеобемлющее европейской - уже куда менее очевидно.
Reply
Русская цивилизация, да, уникальна. Самая северная в мире, отсюда и многие особенности характера.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Получается не у всех.
Reply
Так что многие различия - не этнокультурные, а разница между городским и деревенским (пусть это и узбекское деревенское).
Reply
Возможно, это обусловлено тем, что в городе люди меньше друг друга знают, и выше риск наткнуться на обманщика.
Reply
Узбеки и таджики - это жители кишлаков и аулов. Города там строили русские и немцы. И кстати городской узбек с образованием очень мало от нас отличается по повадкам. Просто их очень мало, не факт что даже вы встречали. Я всего двух таких видел.
Reply
http://varandej.livejournal.com/757164.html
И в принципе жители махаллей от жителей кишлаков отличаются в той же степени, что и от жителей микрорайонов.
Почему? Встречал, как раз у таких вписываюсь. Или вот пару дней назад вскользь общался с пожилым узбеком - человек религиозный и патриархальный, а при этом доктор наук, ядерный физик, защищался в Дубне.
Reply
Кстати и в русских деревнях, где остались крупные общины местных жителей, так же. Тут надо тонко понимать, что предлагают что то чисто из вежливости и вежливый человек должен поблагодарить и отказаться. Москвичи на этом сыпятся и искренне недоумевают, мол сами местные предложили а потом всячески отмазываются под благовидным предлогом, наверно тупые и ленивые. Дык и предлагали то из вежливости, разговор поддержать, так принято. А соглашаться, и особенно настаивать на выполнении это вообще верх наглости и бесцеремонности.)
Reply
Возможно, это обусловлено тем, что в городе люди меньше друг друга знают, и выше риск наткнуться на обманщика.
Reply
Reply
Я о другом: зачастую свойства, приписываемые чужой культуре в положительном свете через интерпретацию, являются одобряемыми в нашей культуре. Как в данном случае: мы ценим искренность, поэтому видим её в подобных действиях, не задумываясь, что их основа совершенно другая.
Reply
Leave a comment