От Самарканда до Шахрисабза часа два пути, просто через перевал.
Да понятно, что там много гипотез и я приводил лишь самые мне понравившиеся...
Ну вот чисто по ощущениям контраст Бактрии и Согдианы огромный. Да и как-то постарше тут всё, широко известных исторических событий 1500-2500 лет назад в Бактрии тоже ощутимо больше. То же и с буддизмом/зороастризмом - я всё-таки рассуждаю как путешественник, а не учёный, и сужу в данном случае по числу сохранившихся/открытых памятников.
Таблички переснял я далеко не везде (где-то просто забыл, где-то кадр вышел нечитабильным), поэтому и сам не во всём теперь могу разобраться. Но это кувшин, как ни странно, подписан всего лишь "хум для зерна и воды, 10-12 века". Так что кресты эти и меня изрядно озадачили.
С юга конечно шло сильное влияние Индии, но как правило оно распространялось и на Согдиану. Так что там резкой границы быть не может, хотя некоторый спад к северу естественно заметен.
Датировка кувшина интересная, я думал он более ранний. В 12 веке ислам уже доминировал в регионе, а на горшке почти флаг Грузии изображен)
Насчёт отсутствия границы как раз не уверен. Всё же там и естественная граница (горы), и народы жили не совсем близкие (сколь я понимаю, бактрийский и согдийский языки даже из разных иранских подгрупп). То есть не спорю, что влияние на Согдиану было, но по крайней мере по сохранившимся памятникам граница как раз заметна.
>>>бактрийский и согдийский языки даже из разных иранских подгрупп
Не знаю, а что значит "из разных иранских подгрупп"? Они отличаются, но предок у них явно один был. И потом бактрийские надписи встречались в Афросиабе.
>>по сохранившимся памятникам граница как раз заметна.
А о каких памятниках идет речь?
Понимаешь, я не вижу возможности разделения, кроме небольших местных условий, которые ты уловил - горы, реки и т.д. Движение кочевников всегда происходило с севера на юг, т.е. все завоеватели Бактрии должны были автоматически пройти и через Согдиану и оставить там свой след. Единственный завоеватель, кто шел с юга, был Саша Македонский, но его воины не были так многочисленны, чтобы изменить облик местных иранцев, хотя культурно греки повлияли на тот же бактрийский язык - письмо было греческим.
Наткнулся случайно на этот пост и ваш комментарий.Среди памирцев и сурхандарьинцев много потомков яван,их легко отличить от таджиков, пуштунов, узбеков,курдов.Они другие конституцией тела, оттенком глаз-серый или зеленый,рыжей или темнорусой кудрявой растительностью(не надо обьяснять что другие-черноволосы и прямоволосы),челюсти у всех квадратные.И говор у них свой.
Ну с другой стороны несторианство было распространенно и дольше и дальше (на восток). Например Ближневосточный поход монголов 1256-1260 гг под водительством Хулагу против исмаилитов и далее вообще против халифата некоторые историки называют "Желтым крестовым походом" - из за количества христиан-несторианцев в нем участвовших. Там даже лучший покловодец Хулагу Китбуга был христианином например.
Reply
Да понятно, что там много гипотез и я приводил лишь самые мне понравившиеся...
Ну вот чисто по ощущениям контраст Бактрии и Согдианы огромный. Да и как-то постарше тут всё, широко известных исторических событий 1500-2500 лет назад в Бактрии тоже ощутимо больше.
То же и с буддизмом/зороастризмом - я всё-таки рассуждаю как путешественник, а не учёный, и сужу в данном случае по числу сохранившихся/открытых памятников.
Таблички переснял я далеко не везде (где-то просто забыл, где-то кадр вышел нечитабильным), поэтому и сам не во всём теперь могу разобраться. Но это кувшин, как ни странно, подписан всего лишь "хум для зерна и воды, 10-12 века". Так что кресты эти и меня изрядно озадачили.
Reply
Датировка кувшина интересная, я думал он более ранний. В 12 веке ислам уже доминировал в регионе, а на горшке почти флаг Грузии изображен)
Reply
Reply
Не знаю, а что значит "из разных иранских подгрупп"? Они отличаются, но предок у них явно один был. И потом бактрийские надписи встречались в Афросиабе.
>>по сохранившимся памятникам граница как раз заметна.
А о каких памятниках идет речь?
Понимаешь, я не вижу возможности разделения, кроме небольших местных условий, которые ты уловил - горы, реки и т.д.
Движение кочевников всегда происходило с севера на юг, т.е. все завоеватели Бактрии должны были автоматически пройти и через Согдиану и оставить там свой след. Единственный завоеватель, кто шел с юга, был Саша Македонский, но его воины не были так многочисленны, чтобы изменить облик местных иранцев, хотя культурно греки повлияли на тот же бактрийский язык - письмо было греческим.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment