Leave a comment

maximus101 February 21 2016, 16:46:35 UTC
А сколько до Шахрисабза из Самарканда ехать? Он вроде рядом совсем, а по твоему рассказу кажется, что он где-то на краю земли ( ... )

Reply

varandej February 21 2016, 18:32:52 UTC
От Самарканда до Шахрисабза часа два пути, просто через перевал.

Да понятно, что там много гипотез и я приводил лишь самые мне понравившиеся...

Ну вот чисто по ощущениям контраст Бактрии и Согдианы огромный. Да и как-то постарше тут всё, широко известных исторических событий 1500-2500 лет назад в Бактрии тоже ощутимо больше.
То же и с буддизмом/зороастризмом - я всё-таки рассуждаю как путешественник, а не учёный, и сужу в данном случае по числу сохранившихся/открытых памятников.

Таблички переснял я далеко не везде (где-то просто забыл, где-то кадр вышел нечитабильным), поэтому и сам не во всём теперь могу разобраться. Но это кувшин, как ни странно, подписан всего лишь "хум для зерна и воды, 10-12 века". Так что кресты эти и меня изрядно озадачили.

Reply

maximus101 February 21 2016, 21:13:04 UTC
С юга конечно шло сильное влияние Индии, но как правило оно распространялось и на Согдиану. Так что там резкой границы быть не может, хотя некоторый спад к северу естественно заметен.

Датировка кувшина интересная, я думал он более ранний. В 12 веке ислам уже доминировал в регионе, а на горшке почти флаг Грузии изображен)

Reply

varandej February 21 2016, 21:29:56 UTC
Насчёт отсутствия границы как раз не уверен. Всё же там и естественная граница (горы), и народы жили не совсем близкие (сколь я понимаю, бактрийский и согдийский языки даже из разных иранских подгрупп). То есть не спорю, что влияние на Согдиану было, но по крайней мере по сохранившимся памятникам граница как раз заметна.

Reply

maximus101 February 21 2016, 22:00:46 UTC
>>>бактрийский и согдийский языки даже из разных иранских подгрупп

Не знаю, а что значит "из разных иранских подгрупп"? Они отличаются, но предок у них явно один был. И потом бактрийские надписи встречались в Афросиабе.

>>по сохранившимся памятникам граница как раз заметна.

А о каких памятниках идет речь?

Понимаешь, я не вижу возможности разделения, кроме небольших местных условий, которые ты уловил - горы, реки и т.д.
Движение кочевников всегда происходило с севера на юг, т.е. все завоеватели Бактрии должны были автоматически пройти и через Согдиану и оставить там свой след. Единственный завоеватель, кто шел с юга, был Саша Македонский, но его воины не были так многочисленны, чтобы изменить облик местных иранцев, хотя культурно греки повлияли на тот же бактрийский язык - письмо было греческим.

Reply

c_udaloff August 5 2018, 21:37:55 UTC
Наткнулся случайно на этот пост и ваш комментарий.Среди памирцев и сурхандарьинцев много потомков яван,их легко отличить от таджиков, пуштунов, узбеков,курдов.Они другие конституцией тела, оттенком глаз-серый или зеленый,рыжей или темнорусой кудрявой растительностью(не надо обьяснять что другие-черноволосы и прямоволосы),челюсти у всех квадратные.И говор у них свой.

Reply

cannoter February 21 2016, 21:05:04 UTC
maximus101 - Когда Арабы завоевывали Среднюю Азию в ней было сравнительно много христиан. Например в Самарканде был христианский храм.

Reply

maximus101 February 21 2016, 21:27:33 UTC
Здесь ключевое - "когда арабы завоевали", а на бирке там 12 век..

Reply

cannoter February 22 2016, 16:06:12 UTC
Арабы были довольно веротерпимы. Заплати спей налог и продолжай креститься.

Reply

luoravetlan March 3 2016, 10:50:30 UTC
Ну с другой стороны несторианство было распространенно и дольше и дальше (на восток). Например Ближневосточный поход монголов 1256-1260 гг под водительством Хулагу против исмаилитов и далее вообще против халифата некоторые историки называют "Желтым крестовым походом" - из за количества христиан-несторианцев в нем участвовших. Там даже лучший покловодец Хулагу Китбуга был христианином например.

Reply


Leave a comment

Up