Круговорот андерграунда в культуре

Jan 31, 2016 15:04

Внезапно, на меня свалился первый (!) из конкурсных " Грант Шаккара".
Большое спасибо номинировавшему меня туда soullaway и поддержавшим это вслух conrad и moscow-i-ya, и само собой самому shakkar, который организовал этот на мой взгляд достойный проект, для поддержки авторов, которые "работают не для статистики, а во имя качества своего контента и для поддержки старых-добрых традиций ЖЖ, когда блогер - это сначала автор, а потом уже бизнесмен". Так и есть: я автор, а не бизснесмен, потому что заниматься самопродвижением мне попросту некогда.
Грант составил 20 000 жетонов с условием расходовать их на продвижение своего блога. Теперь надо как следует подумать, что с этой возможностью делать. Буду рад любым советам, но поступлю всё равно по-своему.

Ну а под катом - немного моих рассуждений на тему текущего состояния Живого Журнала.

Как появляются различные культурные течения, направления, стили, феномены? Их создают люди, обладающие мыслями, которые во всей полноте можно выразить только таким способом. Читая книги, слушая музыку, листая интернеты, такие авторы находят в какой-то момент "свою" площадку, и порой не с первой попытки, но закрепляются на ней. Это обычно прекрасное время: нет иерархии, нет устоявшейся системы отношений, нет патентованных критериев, нет фэйс-контроля для вновь приходящих, а есть только чистая творческая энергия. Со временем, одако, число авторов растёт, аудитория каждого из них - тоже, но с разными скоростями, и одни авторы проваливаются, другие расцветают, причём на первых порах как правило вторые действително талантливее первых. Складывается иерархия, возникает разделение "свой-чужой", и вот уже кто-то где-то поспорил да обозвал оппонента "козлиной"... Общество, оставаясь ещё в андеграунде, всё более и более структурируется, а соответствие критериям "своих" всё сильнее преобладает над качеством творчества. Однако пока что накопление созданного ещё идёт, и в какой-то момент "контент" достигает такой критической массы, что прорывает андерграунд и выплёскивается во внешний мир.

Что происходит там? Там это становится "ново, стильно, актуально", а стало быть - модно. Принадлежность к этому делает человека особенным, элитарным, не-таким-как-все. А поскольку быть не такими как все хотят практически все, народ туда валит валом. Одни и те же люди ещё недавно смотрели с брезгливостью на "это", а теперь смотрят с брезгливостью на тех, кто "этого не понимает". Качество уже не имеет значения - главное соответствие критериям стиля. На смену доморощенным философам, пытавшимся в андерграунде понять, чем мы тут занимаемся, приходят профессионалы, упаковывающие это в "формат". Культурное течение губит даже не сама коммерциализация (она - скорее следствие), а превращение его в источник халявных понтов, для получения которых не имеет значения, насколько создаваемое оригинально, тонко и актуально, а имеет значение лишь степень его соответствия формату. Коммерциализации, впрочем, и этого мало - для неё нужны ещё "скандалы, интриги, расследования". Однако уровень при всём этом неуклонно падает, и в какой-то момент опускается ниже той планки, когда это можно продать.

Но что же делать тем, для кого это по-прежнему единственный способ выражения своих мыслей? В первую очередь, конечно, задуматься о том, есть ли у этих мыслей актуальность. И если всё же есть, то цикл повторяется: среди тех, кто остался за бортом популяризации и коммерциализации складывается новый андерграунд, продолжающий и переосмысляющий традиции первого поколения.

Подобный путь проходила в ХХ веке, например, рок-культура. В блоггерстве водоразделом между первым и вторым абзацами, андерграундом и выплеском в мир, я считаю 2010-й год, когда явление блоггерства было замечено и поддержано на тогдашнем "высшем уровне", причём как властью, так и её противниками, в тот год сильными и привлекательными как никогда. Но повторится ли этот цикл ещё раз? Мне кажется, вполне.

С одной стороны, меня ужасает нынешний топ и его критерии. Думаю, он ужасает большинство нормальных людей.  Сама идея ставить во главу угла обсуждаемость крайних постов - это мощнейшая отрицательная селекция. Почему? Потому что глупая мысль вызовет больший отклик, чем умная. Голословное высказывание вызовет больший отклик, чем аргументированное. Краеведческий пост с явными фактическими ошибками вызовет больший отклик, чем выверенный. Качественный трэвелог люди прочтут и молча восхитятся, а в изобилующем ошибками - кинутся на эти ошибки указывать, и я не исключаю, что многие топовые делают ошибки или искажают действительность сознательно - это для их рейтинга полезнее.

С другой стороны, я не считаю, что ЖЖ умирает, и придерживаюсь мысли, что до определённых, заметных, высот можно подняться на качественном материале. Талантливых авторов не стало меньше, а "уйти на другую площадку" (или вернее "прийти на другую площадку вместо этой" - текучести никто не отменял) они не могли по причинам, озвученным в первом абзаце - тот же Фейсбук не является для ЖЖ заменой, так как у них в принципе разные возможности. Да и массовый исход в Фейсбук легковозбудимых людей с редуцированной логикой, мне кажется, ЖЖшной среде пошёл только на пользу. Более того, само качество создаваемого такими авторами контента выросло просто потому, что сильно повысилась планка.
Что такое ЖЖ-трэвелог 10 лет назад? Полтора десятка кривых фоточек из Комсомольска-на-Амуре - это ооооо! Описание уличной сцены в Кызыле и фотография верблюда на его окраине - это круть! Фотографии ночной Астаны с нормальной цветопередачей и без завала горизонта - эксклюзив! Поездка в Антипаюту на теплоходе "Механик Калашников" - событие!

Но как кто-то верно заметил, информации в рунете с тех пор стало на порядки больше. Я помню, что 10 лет назад фотографии даже многих крупных городов в достаточном количестве и найти-то было негде, не говоря уж про вдумчивое их описание глазами образованного гостя. В крупных ЖЖ-сообществах типа russiantowns многие областные центры России, из которых сейчас пишут десятки блоггеров, не были представлены ни единым постом. С тех пор вперёд шагнула и фототехника, а сами путешествия стали безопаснее и комфортабельнее. То есть, если трэвел-сегмент "старого доброго ЖЖ" развивался больше вширь, то "невошедшим в топы" оставалось его развивать исключительно вглубь, когда трэвелог - уже не отчёт, а до некоторой степени художественное произведение с научно-популярным компонентом.

При этом поскольку авторов стало намного больше, а количество достойных среди них если и выросло, то незначительно, то нынешний "непарадный" ЖЖ - время уже не драйвовой общности, а одиночек, многих из которых и рады бы читать и поддерживать друг друга - да элементарно друг о друге не знают.

И я надеюсь, что мы не на свалке истории, а на нижней стадии кругового цикла.

рок, литература, с человеческим лицом

Previous post Next post
Up