С этой Мангазеей на самом деле тёмная история. Всё-таки я склоняюсь к тому, что предельное зарегулирование пути и обрубание возможностей поморам (закрытие Ямальского волока и выставление застав на пути) загубили город. Короче, когда придавили инициативу до предела - всё испустило дух. Могли просто брать пошлину на волоке и вообще, не рубить морской путь.
Но Мангазея после этого ещё полвека почти продержалась, и лет 20-30 ещё жизнь там кипела. Да и вряд ли за 12 сезон (1607-19) успел бы сформироваться "златокипящий" образ, не забытый потомками.
Там проблемно было все пути контролировать. По сути даже не закрыли волок как таковой - а просто запретили все пути сообщения - кроме Бабиновской дороги. На этой дороге стояла и таможня.
Закрыли, и ещё как. Послали стрельцов и выставили заставы на волоке, и не одну. Даже если ты одну заставу миновал - на вторую попадёшь. Путь за год буквально загнулся. Потому что один только "бумажный" запрет на поморов бы особо не повлиял.
Стража была - верно. Специально Визе открыл перечитать. Причем стража была не только на волоке - но и в Югорском шаре. А окончательно все морские пути были запрещены как раз в 1667 году. указом тобольского воеводы. Но просто помню суть - что в конечном счете легальной осталась только Бабиновская дорога.
Ну а потом началась постепенная деградация. Она шла небыстро, но шла. Т.к. речным путём у "легальных" купцов не получалось пройти трассу за сезон. Приходилось зимовать в середине, а те, кто пытался пробиться в сентябре-октябре, часто теряли все, разбивали свои суда на мысах. Так что там, получается, даже не выгодность доставки "обратно" снижалась (она-то сохранялась ещё), а просто саму Мангазею не получалось стабильно снабжать для поддержания нормальной жизни, раз, и доставлять туда товар для обмена, два.
Сейчас прямо не скажу. Где-то с полтора года назад, когда собрался на Печорскую магистраль, читал хорошее исследование по ней. Там как раз и было показано, что после того, как нарушился нормальный баланс снабжения и завоза (1619-21 гг.) и упала скорость оборота, город начал постепенно хиреть и стал работать "на вывоз" (всплеск 1630-34 гг.), экономически рубя сук на себе. Кроме того, нарушились и связи с туземцами, им стало мало что предложить - товарца-то не завозили. В 1620-е - 1630-е было потеряно несколько торговых караванов буквально за 300-500 км от конечного пункта, из-за зимовки или неудачной навигации, и всё либо потонуло, либо сгнило в Нижней Оби и притоках. Ну и конечно, свара двух воевод сильно подкосила, о чем упоминает Варандей.
Но вот с налёту не вспомню его. Как вспомню - дополню.
Буду очень благодарен - если вспомните. Как логист по одной из специальностей интересуюсь такими историческими подробностями - особенно что касается освоения Севера. А если уж с цифрами - так вообще в должники согласен записаться. :)
Понял. Да, логичная цепочка. Но всё же последующая история, сам факт её продолжительности, говорит, что Мангазею погубил всё же комплекс причин: "порог" исчерпания ресурсов, при котором торговля здесь стала нерентабельной, оказался несколько выше, чем был бы без царских ограничений.
Всё-таки я склоняюсь к тому, что предельное зарегулирование пути и обрубание возможностей поморам (закрытие Ямальского волока и выставление застав на пути) загубили город. Короче, когда придавили инициативу до предела - всё испустило дух. Могли просто брать пошлину на волоке и вообще, не рубить морской путь.
Reply
Reply
http://varandej.livejournal.com/781950.html?thread=30840446#t30840446
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
За информацию спасибо - но один вопрос остался - что почитать посоветуете по этой тематике? :)
Reply
Но вот с налёту не вспомню его. Как вспомню - дополню.
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment