Вниз по Иртышу. Часть 1: Омск и окрестности

Dec 16, 2015 15:10



Рассказав в прошлых частях о многочисленных судах Обского бассейна вообще и о теплоходе "Родина" в частности, отправимся теперь вниз по течению до устья Иртыша, устья Оби, устья Таза. Про Иртыш, неспешный путь от Омска до Ханты-Мансийска с единственной за 4 дня остановкой в Тобольске, будет 4 части, и в первой полюбуемся с реки на исходный пункт путешествия - Омск, который "с берега" я уже показывал аж в десяти частях.

Итак, посадка закончена, тюки на палубе разложены, пассажиры в каютах познакомились и оставили там свой багаж. По радиосвязи капитан сделал дежурное обращение к пассажирам, после чего заиграла музыка, и "Родина" отшвартовалась от причала:

2.


Швартуются суда обычно против течения, поэтому с носа вид вверх, куда мы не пойдём. Это старейший на Иртыше автомобильный Ленинградский мост (1955-59), а за многоэтажками скрывается Казачий форштадт - один из интереснейших районов Омска. Выше по течению будет ещё пара мостов - опять же старейший на Иртыше железнодорожный (1896, конструкции моложе) и автомобильный Южный (1991-95) на объездной. Всего же в черте Омска мостов больше, чем на всём нашем дальнейшем пути, но как видите, Иртыш не слишком широк - 200-300 метров в черте города. Интереснее то, что в отличие от других сибирских городов на больших реках, Омск стоит не в верховьях, а чуть пониже середины - выше будут ещё Павлодар, Аксу, ядерный Курчатов, Семипалатинск, Шульбинск, Усть-Каменногорск, Серебрянск (последние три ещё и с ГЭС), озеро Зайсан и Чёрный Иртыш, текущий из Китая, где на нём стоят города с казахскими названиями Бурчун и Кёктокай.

3.


С музыкой отходим от причала, который ныне служит и самим речным вокзалом, так как наш рейс - единственный из Омска, хотя в советское время, говорят, теплоходы ходили аж в Усть-Каменногорск, не говоря уж про "Метеоры" по области и трамвайчики до окрестных сёл. На заднем плане старый Ильинский форштадт, слева торчит башенка гостиницы "Сибирь" 1930-х годов, а справа "дом Колчака", бывший резиденцией правителя Белой России в 1919 году.

4.


Настоящий Речной вокзал (1965) гораздо крупнее и капитальнее, но ныне занят гостиницей "Маяк" (бывшей там изначально) и всяческими кафешками да кинотеатрами. Он обнимает площадь Бухгольца, где в 1716 году Омск основала битая джунгарами выше по Иртышу военная экспедиция.

5.


Устье Оми, видны Юбилейный (1967) и Комсомольский (1948-53) мосты, за ними "трамплин" Музыкального театра (1981) и Городской совет в своём изначальном здании (1897). Они принадлежат уже Новослободскому форштадту, который я показывал в одном посте с Ильинским, а вот красот другого берега, в первую очередь Любинский проспект, с Иртыша не видать. Зато обратите внимание, как иртышская и омская вода отличаются по цвету:

6.


Водозабор старой электростанции, надпись на котором вполне подтверждает славу Омска как "столицы наркоманского юмора":

7.


Сама электростанция тоже видна, равно как и многие другие постройки Второй Омской крепости, но их фотографии (не с воды, правда, с набережной, но разница не велика) смотрите по ссылке, пост и так слишком большой. Тут справа видны Иртышские ворота (1792), вернее их реплика (2011).

8.


А на заднем плане кадра выше - мост 60-летия Победы, в народе более известный как Метромост. О печальной судьбе Омского метро я рассказывал в обзоре города в целом и в контексте Бутырского форштадта, где уже построена пока единственная станция.

9.


Взгляд назад - судно идёт быстро и неумолимо, и увидев что-то интересное, фотографировать его надо сразу же, а то скроется за чем-нибудь другим, а дальше и за поворотом.

10.


От моста 60-летия Победы хорошо виден мост 60-летия ВЛКСМ (1978) и далёкие трубы нефтезавода. Обратите внимание, что красноватая вода Оми так и течёт вдоль берега:

11.


Вот как же странно, что у многих старых городов, даже цельных и красивых, речной "фасад" обычно непрошибаемо советский! Омск, увы, из таких. На набережной то ли бывшая, то ли даже действующая лодочная станция, в основе 1970-х годов:

12.


Что-то строится:

13.


За буйной растительностью Зелёного острова (на самом деле это коса, а остров чуть выше и дал название всему этому парку) виден фронтон Главного корпуса основанного ещё до революции агроинститута. Его я показывал в посте о северных районах Омска.

14.


Проходим под мостом 60-летия ВЛКСМ. Зубодробительность омской топонимики - тема отдельная:

15.


Впереди - ни что иное, как приречная часть Городка Нефтяников, этого омского "альтернативного города", ядро которого поздне-сталинских времён находится дальше от берега:

16.


По левому берегу тянутся затоны - большая часть плавучего изобилия Иртыша и Оби зимует в Омске, и тот же "Калашников" хотя и курсирует между Салехардом и Антипаютой, а раз в год идёт с пассажирами из Омска в Салехард и раз в год - обратно.

17.


А вот эти уже никуда не пойдут, разве что в печи металлургических заводов:

18.


Затоны принадлежат Иртышскому речному пароходству, поэтому Северречфлот купил их вместе с самим пароходством.
Лодочная станция Нефтяников, почему-то с парой козочек.

19.


Сталинская архитектура Городка Нефтяников на Иртыше представлена водозаборами:

20.


А церковь Всех Святых Сибири (1988) отмечает бывшее село Захламино, к которому Нефтяники возводят родословную своего Городка:

21.


Городская застройка тут отходит всё дальше от реки, но на берегах да в воскресение - своя жизнь:

22.


Небольшой грузовой порт - в Омске их несколько, крупнейшие выше центра у бывших Ново-Омска и Ленинска-Омского:

23.


А за портом понемногу вырисовываются колоссальные силуэты Нефтезавода:

24.


Ещё один водозабор. Дальше повторю рассказ про Омский НПЗ, уже бывший в посте о северных окраинах.

25.


Омский нефтеперарабыватющий завод имени Александра Малунцева строился в 1949-55 годах, и как часто бывает в экс-СССР (сюда же Магнитогорский металлургический комбинат или Саяно-Шушенская ГЭС), на момент постройки был крупнейшим в своей отрасли в мире. Сейчас... сравнить масштабы не так-то и просто: в России считают мощность НПЗ тоннами в год, а в англоязычном мире - баррелями в день, причём ведь баррель - мера объёма, а не массы, а разные сорта нефти имеют разную плотность. В общем, попробовал я перевести баррели в тонны и умножить на 365 дней на пример того же ОНПЗ - не сошлось. Так что конкретных чисел не назову, но всё же из числа крупнейших в мире ОНПЗ выбыл давно и глубоко: нынешний нефтезавод №1 в индийском городе Джамнагар с мощностью 60-70 миллионов тонн в год крупнее омского втрое. Другие сверхгиганты, перерабатывающие за год 30-40 миллионнов тонн нефти есть ещё в Венесуэле, Южной Корее (целых два) и Сингапуре, вторую пятёрку сплошь занимают нефтезаводы США (крупнейший - в городе Порт-Артур, штат Техас) и Саудовской Аравии, а одного масштаба с омским нефтезаводы есть в таких странах, как Нидерланды, Греция или Иран. В России крупнейшим центром нефтепереработки остаётся Уфа с тремя нефтезаводами общей мощностью до 24 миллиона тонн нефти в год, а из отдельных предприятий в лидеры выбился Киришский нефтезавод (22 миллиона тонн) в Ленинградской области. ОНПЗ ему чуть-чуть уступает в объёме пераработки (21,3 миллиона тон), но существенно превосходит по её глубине (93% против 75%) вполне на уровне лучших нефтезаводов Америки и Европы, таким образом готовых нефтепродуктов выдавая больше, чем и Кириши, и Уфа. В общем, это лучший нефтезавод России, и как все большие нефтезаводы - исключительно зрелищный:

26.


На переднем плане, как заметил bu33er, действительно интересное судно - колёсный (!) буксир БТК, строившиеся в 1954-90 годах в Павлодаре и Семипалатинске. Колёса оказались эффективнее винта на мелких быстрых реках, и БТК разрабатывались специально для верховий Иртыша в Казахстане. Возможно, учитывая необычную раскраску, оттуда и пришёл?

27.


Сама же промзона имеет размеры примерно 10 на 10 километров, помимо НПЗ включает ещё несколько смежных заводов и две ТЭЦ, и вблизи её просто не окинуть взглядом. Лучшие виды - именно с Иртыша, эти трубы провожают уходящие вниз теплоходы:

28.


Позади длинный Захламинский остров и огромные жилмассивы Левого берега. Хочется сказать - "последний взгляд на Омск", но нет - ниже по реке будет ещё несколько входящих в его состав посёлков вперемешку с "независмыми" сёлами.

29.


На левом берегу видна большая стройка - это Красногорский гидроузел, начатый в 2011 году. Не ГЭС, а плотина для регулирования уровня воды - освоение Чёрного Иртыша Китаем и несогласованный водозабор в Казахстане могут привести к обмелению Иртыша до несудоходных глубин, с чем и рассчитывают бороться при помощи гидроузла. Увы, пока стройка встала - как и метро, и ещё несколько проектов, его строил "Мостовик", банкротство которого в 2015 стало для Омска настоящей трагедией.

30.


А впереди - снова индустриальные пейзажи: это посёлок Береговой у деревообрабатывающего завода (1960), формально часть Омска, но в окружении уже "самостоятельных" деревень Харино, Ключи, Надеждино и ныне самого маленького в этом "пучке" села со звучным названием Большекулачье (неподалёку за рекой есть ещё и Увальная Бития).

31.


Посёлок действительно Береговой:

32.


А в Большекулачье сохранилась Никольская церковь (1902-03), при которой с 1995 года действует монастырь. Но увы, село стоит не на самом Иртыше, а на оторвавшейся от него Надеждинской старице, внутри котоой ещё и закрывающе вид на Большекулачья Битые горы (!). Лишь поближе к реке за деревьями просматривается синий шпиль явно новодельной деревянной церкви - это монастырское подворье вдали от главного храма:

33.


Но церквей и часовен на этом отрезке пути вообще неожиданно много. Чуть ниже Покровская церковь сросшихся сёл Новотроицкое и Малокулачье:

34.


Вроде бы там же живописная часовенка на берегу, который как-то очень быстро стал крутым и высоким:

35.


И просто домовая часовня в чьём-то дворе у начала Чернолучья:

36.


Чёрная Лука - одно из красивейших мест Иртыша. Многие степные города основывались близ лесных "оазисов" (самый яркий пример - Бузулукский бор), и Омск тут не был исключением: в полусотне километров от города у огромной излучины, где Иртыш поворачивает под острым углом, вдоль правого берега тянутся роскошные сосновые леса, в ХХ веке ставшие курортной зоной, у начала которой старое (1670) село Чернолучье:

37.


Собственно Чёрная Лука, то есть речной поворот. На лугах в петле излучины есть ещё и горячие источники (до 38 градусов), в основном питающие бассейны местных баз отдыха:

38.


Бор тянется вдоль реки около 20 километров, ширина же их дай бог с полкилометра - скорее естественный парк, чем полноценный лес:

39.


На опушке то и дело появляются какие-то детские лагеря и базы отдыха:

40.


Причём судя по архитектуре - явно довольно старые, годов так 1950-х. Рискну предположить, курорт строился в одно время с нефтезаводом для отдыха его рабочих:

41.


42.


Замыкает Чернолучье большое село Красноярка (4 тыс. жителей). Какие-то шлюзы, возможно подпирающие Карпятник - это народное название рыбного пруда при санатории "Колос":

43.


А впереди открывается вот такой вид с загадочной конструкцией, больше всего похожей на шахтный копер. На самом деле это кое-что поинтереснее:

44.


По правому борту - вполне оправдывающая своё название Крутая Горка, самый дальний район Омска в 40 километрах от города по прямой. Это бывший ЗАТО, в советское время не отмечавшийся на картах - здесь в 1962 году был построен Химзавод №3, выпускавший ракетное топливо, и вынести такое производство подальше имело смысл не только чтобы скрыть его от посторонних глаз: гептил - одно из самых ядовитых веществ, созданных человеком, для необратимых последствий достаточно попадания нескольких его капель на кожу, и последствия утечки на заводе страшно себе даже представить.

45.


Здесь же Крутогорский машиностроительный завод, выпускающий некоторые детали ракетных двигателей. Он вроде бы жив до сих пор, а Химзавод №3 от греха подальше закрылся. Но видно, что раньше тут всё было очень серьёзно:

46.


Химзавод №3 отстоял и от посёлка на десяток километров, а загадочный "копер" - бывший испытательный стенд, внутри которого монтировались ракетные двигатели (ведь в Омске и их производство есть!), заправлялись топливом свежеполученных партий, и прямо в башне полыхали белым огнём. Само собой, это было не только опасно, но и очень шумно - так что если бы эту штуку построили в Омске, о каждом испытании знал бы весь город. До 1989 года этот стенд был основным, так как только в нём двигатель монтировался вертикально, то есть ближе всего к "полевым" условиям. Ныне стенд законсервирован, а на заводе производят что-то другое. Поставлен стенд был очень грамотно - я полчаса его высматривал с фотоаппаратом на готове, но он лишь на секунду мелькнул в одном из оврагов, и я не успел его заснять поближе. Думаю, проектировщики целенаправленно рассчитывали углы обзора, чтобы башня была не видна с реки.

47.


Берега Иртыша в этой его части одни из самых крутых и живописных - сравниться могут разве что подступы к Тобольску. Увы, мы не успели дотемна увидеть "стену" 50-метровых обрывов, тянущихся на 45 километров почти по прямой между сёлами Исаковка и Качесово - возможно, красивейшее место всей реки.

48.


49.


Рыбаки тянут сеть, и рискну предположить, делают они это не вполне законно:

50.


А по левому берегу тянутся луга природно-археологического парка Батаково - центр существовавшей 2500-1500 лет назад Саргатской культуры, ближе всего в Западной Сибири подошедшей к формированию полноценных государств. Там уникальная коцентрация всяческих археологических стоянок, могильников и городищ, а также около 400 видов растений, 33 из которых краснокнижные... но если вы не археолог и не ботаник, то вряд ли заметите там что-то особенное.

51.


Ночь пришла у села Серебряное, где интересна Петропавловская Подземная церковь (1844) - не аналог скальных монастырей, а недоломанный в 1936 году фундамент, в котором люди тайно устраивали службы. Рядом ещё Гора Истории с крестом на яру и урочище Провал Земли с оползневыми ландшафтами. Дальше - те самые обрывы, тянущиеся сплошной стеной полсотни километров, а за поворотом ПГТ Большеречье (10,3 тыс. жителей) с музейно-досуговым комплексом "Старина Сибирская" (по сути охватывающим весь центр большого и старого села) и уникальным для России Большереченским зоопарком, начавшимся в 1984 году с живого уголка местной школы и ныне насчитывающим тысячи животных двухсот видов со всей Земли. Впрочем, даже если бы мы проходили Большеречье днём, с реки этого не видать, и даже если бы была стоянка - за её время туда не успеть, так что в столь необычный посёлок лучше ехать отдельно.

Напоследок - о том, почему речной транспорт не выдерживает конкуренции с наземным: как думаете, сколько мы прошли за день, с 13:00 (отправление) до 19-20 вечера (сумерки)? Мы прошли чуть более ста километров, а по прямой так и вовсе несколько десятков...

В следующей части - о дальних районах Омской области, пройденных на следующий день.

ИРТЫШ и ОБЬ-2015
Холодные берега Югории. Вступление и ссылки на прошлые части.
Теплоходы. "Родина" и "Механик Калашников".
Флот северных рек.
Омск
Ново-Омск и Ленинск-Омский. Вокзалы бывших пригородов.
Одинокий мегаполис. Общий колорит.
Вторая Омская крепость.
Казачий форштадт.
Ильинский и Новослободской форштадты.
Казачья слобода.
Любинский проспект и окрестности.
Бутырский и Кадышевский форштадты.
Северные окраины. Аграрный институт и Нефтяники.
По Летовским местам.
По Иртышу.
Омск с воды.
Омская область.
Тюменская область до Тобольска.
Ночной Тобольск.
Север Тюменской области и Ханты-Мансийск с воды.
Ханты-Мансийск.
По Оби.
Салехард.
Обская губа.

Сибирь, природа, "Вечность пахнет нефтью", дорожное, Иртыш, Омск, транспорт, Омская область, индустриальный гигант, речной транспорт

Previous post Next post
Up