Спасибо. Боюсь продемонстрировать глубокое невежество, но я честно говоря глядя на эти фото не понимаю, в чём уж настолько глубокие отличия "до" и "после", чтобы говорить об уничтожении памятника советскими реставраторами?
В данном случае уничтожен контекст и мавзолей Саманидов в большей степени, Чашме-Аюб - в меньшей, превратились в садовые павильоны. Кроме того, Засыпкин считал, что основным выразительным средством мавзолея Саманидов была кирпичная кладка, поэтому приложил максимум усилий чтобы ее отчистить от любых следов штукатурки и краски. (Не говоря уже о том, что он много чего из декора дореставрировал из раскопанного тут же старого кирпича, но все по мелочи, так что это, в общем, простительно.) Насколько строгий кирпичный образ, созданный Засыпкиным, соответствует средневековым эстетическим вкусам можно гадать, но разгадка, думаю, простая - нинасколько.
И да, реставрация мавзолея Саманидов одна из самых удачных, так что об уничтожении как раз в этом случае говорить не приходится, скорее о глубокой и очень советской коррекции эстетического образа памятника.
В общем, ссылку внёс в пост ещё вчера. Значит, получается, что одними кирпичными орнаментами декор домонгольских построек не ограничивался? Вот интересно, есть ли какие-нибудь изображения, визуальные реконструкции этих построек с такой точки зрения?
После советских расчисток трудно, практически невозможно сказать, что там на самом деле было. Вы же сами видели мавзолей Саманидов - там обработан каждый квадратный сантиметр. Также как с древнерусской архитектурой собственно. Засыпкин как раз и начинал как реставратор древнерусской архитектуры.
Интересно сравнение качества реставрации среднеазиатской архитектуры и древнерусской или европейской средневековой. Мне кажется, если подойти с такими сверхстрогими критериями, то там дела еще хуже.
Посмотрите в коллекции Кон-Винера много фотографий мавзолея Саманидов до реставрации: http://archnet.org/collections/9/details
И Чашме-Аюб до расчистки тоже есть: http://archnet.org/collections/9/media_contents/28628
Reply
Боюсь продемонстрировать глубокое невежество, но я честно говоря глядя на эти фото не понимаю, в чём уж настолько глубокие отличия "до" и "после", чтобы говорить об уничтожении памятника советскими реставраторами?
Reply
Кроме того, Засыпкин считал, что основным выразительным средством мавзолея Саманидов была кирпичная кладка, поэтому приложил максимум усилий чтобы ее отчистить от любых следов штукатурки и краски. (Не говоря уже о том, что он много чего из декора дореставрировал из раскопанного тут же старого кирпича, но все по мелочи, так что это, в общем, простительно.) Насколько строгий кирпичный образ, созданный Засыпкиным, соответствует средневековым эстетическим вкусам можно гадать, но разгадка, думаю, простая - нинасколько.
Reply
Reply
Reply
Также как с древнерусской архитектурой собственно. Засыпкин как раз и начинал как реставратор древнерусской архитектуры.
Reply
Reply
Leave a comment