Идут мужики, несут топоры, что-то страшное будет!

Aug 25, 2015 11:22

Смотрю, без меня тут было много интересного. Поэтому выскажусь на основные темы - РЖД, курс рубля и блокировку википедии - и я.



1. Pro РЖД.
...Одной из любимых тем наших теплоходных разговоров было - ругать Якунина, который довёл РЖД до абсурда, и так как на теплоходе нет ни интернета, ни телевизора, ни газет, мы даже не знали, что наш самый нелюбимый чиновник ушёл в отставку.
При этом оговорюсь, что в железнодорожных делах я далеко не специалист и никакой подноготной не знаю (тут лучше спросите у periskop), но я - весьма активный потребитель услуг РЖД, то есть - пассажир по много раз в году.

Моё мнение - как и многие другие персоны такого уровня (например, какой-нибудь Лужков), Якунин "начал за здравие, кончил за упокой". Я помню, какой была РЖД до него, на заре моих путешествий в 2002-04 годах. В принципе, она напоминала "Укрозализницу" какой я её запомнил по своим поездкам 2009-13 годов - очень активно работающая, очень дешёвая и далёкая от комфортабельности. Я помню тогдашние поезда, пыльные вагоны, в которых из окна непременно дует, трудно спать от того, что какая-нибудь плохо прикрученная деталь постоянно дребежжит при езде, на пол страшно ступать от мысли о количестве микробов на единицу поверхности, а проводник спокойно может или грубить пассажирам, или жаловаться им на жизнь. Вокзалы - грязные и криминальные бомжатники с тёмными, а часто ещё и вонючими залами, которые хотелось поскорее покинуть. А главное - тогда поезда всегда опаздывали, это было абсолютно нормально - прибывать на станцию на 20-40 минут позже графика (пару раз, впрочем, мы прибывали на конечные с опережением графика на те же 20-30 минут). Но - поездов было много, и даже в тогдашней бедности билеты казались дешёвыми.

Я помню и РЖД второго этапа моих путешествий, 2006-09 годов, и думается, это была высшая точка её истории. Поезда ходили филигранно по часам, мне регулярно попадались новые чистенькие вагоны с кондиционерами и биотуалетами, старые вагоны хотя бы перестали сквозить и дребежжать, кроме совсем уж дополнительных поездов, но при этом цена оставалась гуманной, а сеть маршрутов - разветвлённой. Вокзалы один за другим реновировались, строились с нуля, становились светлыми, безопасными и уютными. Первые звоночки типа сокращения электричек (остававшихся убогими и откровенно небезопасными из-за гопоконтингента) были уже тогда, но я не обращал на них внимания. Я гордился Российскими железными дорогами образца конца "нулевых".

А потом как-то плавно-плавно наступила ЛАЖА. И никакой "Сапсан", никакая "Ласточка" не заменят мне десятки отменённых поездов, причём мне обидно даже не столько за пресловутые электрички (пользуюсь я ими очень редко, преподчитая по возможности автобус), сколько за региональные поезда дальнего следования, вроде какого-нибудь Красноярск-Лесосибирск (вот как мне теперь Енисейск посмотреть? 10 часов на автобусе трястись что ли?), да за фирменные поезда, бывшие лицом РЖД - например, возившая меня всё детство меж двух малых родин "Кама" или легендарный "Байкал". Вдобавок, я сам не заметил, когда точно, но цены на проезд вышли за грань разумного - ночь в плацкартном вагоне стоит дороже ночи в одноместном номере приличной провинциальной гостиницы, а купе дороже самолёта (хотя это частично искупают зимние акции с гибкими тарифами).
Конечно, и в эти годы кое-что хорошее появилось - и "птичьи маршруты" ("Сапсан", "Ласточка", "Стриж"), и отличный сайт с покупкой электронных билетов, на мой взгляд гораздо более удобный, чем у любой из наших авиакомпаний, и гибкие тарифы, давшие мне возможность ездить в купе. Но поезда, продолжающие курсировать с запретом брать пассажиров на глухих станциях да вокзалы, на которых пассажиров не пускают в пустой и тёплый зал ожидания, перечёркивают всё. РЖД находится в состоянии явной и стремительной деградации.

Простейший пример из психологии: почему-то "шубохранилище" стало ЕДИНСТВЕННЫМ из навальноидных мемов, который я разделяю и принимаю. Догадайтесь-ка, почему? В общем, мечтаю, что траектория развития РЖД сделает однажды вот так:



В принципе, чего бы я хотел от наших железных дорог?
- восстановления той сети маршрутов, что была хотя бы 5 лет назад.
- создание системы скоростных поездов, охватывающих хотя бы Европейскую Россию. Не ВСМов (я всё же считаю, что у нас не Китай и не Европа и с их аудиторией лучше справятся самолёты), а скоростных линий типа казахстанского "Тулпара" (только не с "Тальго", а с чем-нибудь более подходящим нашим условиям), где средняя скорость с учётом остановок порядка 100км/ч, что сделает почти всю Европейскую часть России досягаемой из Москвы ночным поездом. В других частях страны это тоже будет не лишним, само собой.
- строительство железных дорог там, где их не хватает. Амуро-Якутская магистраль, "Урал Промышленный - Урал Полярный", восстановление Трансполярной магистрали, линия Курагино-Кызыл и другие с пафосом анонсированные и так и подвисшие на неясно каком этапе проекты. Хочу одндажды приехать в Якутск и Кызыл на поезде.
- ну а тарифы... чёрт с ними, с тарифами, никто их уже никогда не понизит. Но вот если гибкие цены будет действовать на все поезда и типы вагонов и круглый год, а нынешние фиксированные тарифы останутся максимальным значением - думаю, этого вполне достаточно.

Ну и ещё раз поясню, что я об этом говорю не как специалист, а как просто очень частый пассажир.

2. Pro деньги.
Почему-то в этот раз мне совсем не страшно. Прошлый обвал научил меня некоторым простым вещам:
1. "Не умеешь - не берись", прыгая в доллар и обратно, я в итоге потерял порядка 8000 по сравнению с тем, что сидел бы и не рыпался до начала сезона путешествий (в Среднюю Азию я ездил как раз в период укрепления рубля).
2. Обвал валюты - не конец света. Конечно, ничего хорошего здесь и сейчас это всё не сулит, жизнь станет беднее и дороже, но - вряд ли настолько, что нам останутся лишь сны и разговоры. Лично мои расходы выросли не пропорционально курсу рубля, а процентов на 20, зато боясь "скорого и неизбежного БП", я вкалывал в этом году как никогда раньше, и в итоге мой личный уровень благосостояния за время кризиса только вырос. Увы, теперь можно надолго забыть о поездках в Европу (а ведь планов-то понастроил про Финляндию с Польшей...), но на Среднюю Азию мне, надеюсь, снова хватит. А на повседневную жизнь - тем более.
3. Не верить слову "СКОРО", поэтому в комментариях держите это слово и связанные с ним речи при себе.



3. Pro Википедию. Впрочем, кажется, пока писал пост, пронесло, блокировка отменяется. Но нижесказанное пусть остаётся.

Вот это конкретно самый больной для меня момент. Википедия - мой рабочий инструмент, один из главных моих инструментов, да и просто блокировка такого ресурса - это ни что иное, как варварство, сродни сожжению книг на площадях.

Больше всего я боюсь, что следом за блокировкой википедисты решат порвать на себя рубашку и демонстративно уничтожат ресурс, как часто бывает в последнее время. Типа, чтобы неповадно было: докажите, что вы не рабы и не вата, свалите Путина, и тогда мы вернёмся! Думаю, понятно, что это может быть и красиво, но абсолютно бессмысленно. Энциклопедия не должна превращаться в элемент политической борьбы.

Со средствами для преодоления блокировки я в общем уже знаком по Казахстану, где заблокирован ЖЖ, так что надеюсь, пользоваться вики смогу и после этого. А вот как быть со ссылками в постах, по которым пройдут теперь "не только лишь все"?
Пока, впрочем (по состояние на утро 25 августа) всё работает, даже злополучный "чарас".



4. А вообще неспокойно как-то в мире нынче, локальные конфликты один за другим разгораются, экономики в самых разных странах трясёт. Что-то приближается, а мы, как и ровно сто лет назад - первые в группе риска.

злободневное

Previous post Next post
Up