В прошлых частях мы осмотрели
прижелезнодорожные районы, парадный
проспект Ленина и крошечный
Старый город. В четвёртой части - сборная солянка центрального района (но уже не центра!) и окрестностей: советский Курган Бессмертия, древнерусский Чашин курган, почти украинский (по архитектуре) Свенский монастырь в пригородном селе Супонево и чрезвычайно странная церковь в Творишичах в полусотне километров от города.
Дорога к двумя курганам - на север от гостиницы "Брянск", замыкающей Ленинский проспект на востоке. Мы там проезжали на маршрутке, а вот
darriuss не поленился пешком пройти; впрочем, и с маршрутки мы увидели два мрачных памятника: жертвам Чернобыля (а Брянская область - самый пострадавший регион России, и увы, я это знаю не только из статистики) и зелёное урочище Лесные Сараи - брянский Бабий Яр. Ещё дальше - местная взлётка, то есть застроенный в 1980-90-х район старого аэропорта, такое я уже видел в
Бишкеке и Красноярске (но второй пока не выложил). Ну а фотографии всего этого, а также бесконечной рядовой застройки -
смотрите у Дарриусса. Мы же оставили маршрутку (а в Брянске, как ни печально, общественный транспорт на 4/5 представлен паршивыми "Газелями") на опушке огромного парка с поэтичным названием "Соловьи", устроенного в старой роще на деснянском берегу. Налево - лес, направо - аттракционы, ну а впереди мемориал:
2.
На переднем плане - стела "Город Воинской Славы", обелиски по краям которой повествуют о нашей бесконечной войне от монголо-татар до фашистов.
3.
А стоящий чуть поодаль Курган Бессмертия (1967) - едва ли не самый узнаваемый символ Брянска и один из лучших мемориалов Победы:
4.
Где-то слышал, что соорудили стелу не абы где, а на древнерусском кургане... но это, видимо, только местная легенда - курган был насыпан в 1967 году комсомольцами. Тем не менее, сам образ глубок, всё та же преемственность от древнерусских богатырей до бравших Берлин красноармейцев, и звезда словно скрешенные копья или алебарды.
5.
А вот подробно переснять очень красивые мозаики на его гранях не догадались ни я, ни Дарриусс:
6.
С кургана открывается вид на пойму Десны. У подножья - церковь "Неопалимая Купина" (1995) на кладбище Новой Слободы - этот, видимо, колоритный, но мной не посещённый район я упоминал в прошлой части:
7.
Чуть дальше неплохо виден Брянск-Орловский (главный вокзал) и Володарский район - тут отсылаю к первой части:
8.
Мы же, спустившись с Кургана Бессмертия, поймали троллейбус (не маршрутку!) и поехали на следующий курган в глухом районе частного сектора со звучным названием Городище:
9.
Основная улица тут называется Бежицкая, и это напоминание о том, что Бежица была отдельным городом. В какой-то момент направо круто уходит Деснянский спуск:
10.
А в сумерках холодного заката всё кажется странным, колдовским... Это же в брянских лесах скрывались и Соловей Разбойник, и Баба Яга, так затруднявшие путь между Киевом и владимиро-суздальской Землёй за Великим Лесом.
11.
Новостройки Бежицы за Десной:
12.
Спуск вывел на кладбище, где кресты по то ли центрально-украинской, то ли белорусской традиции украшены платками. Кладбища - всегда один из самых наглядных элементов местной этнографии, а у брянчан даже говор отличается от соседних областей России:
13.
За кладбищем собственно Чашин курган - маленькое и городище древнерусского города Дебрянск, на котором, однако, хорошо сохранились оплывший вал и глубокий ров:
14.
В комментариях к прошлым частям уже подмечали, что больше всего Брянск похож на города, выросшие у основанных в 18 веке заводов - Петрозаводск, Ижевск, Пермь... Но на самом деле Брянску больше тысячи лет: Дебрянск (от слова "дебри") известен в летописях с 1146 года (вот любят у нас эту дату - "на год старше Москвы"!) как уже существующий город на периферии Черниговского княжества. Раскопки показали, что Чашин курган был обжит с конца 10 века, после чего датой основания Брянска решили считать 985 год, а таких городов в России дай бог пара десятков. Когда именно Дебрянск "переехал" с Чашина кургана на Покровскую гору, видимо тогда же утратив слог "Де", точно неизвестно - может, отстроился там после монгольского нашествия, а может так распорядился черниговский князь Роман Михайлович, получивший Брянск в удел в 1246 году, а в 1263-м вернувший контроль над самим Черниговом, но уже туда не вернувшийся. Его сын Олег, однако, подался из княжения в монашество, и через династические узы Брянск отошёл во владения Смоленска, вместе с которыми в 1356 году достался Литве. Отвоевали Брянск в 1500-м, и с тех пор он более не выходил из состава России, но какой-то особый западнорусской колорит тут куда ощутимее, чем в не раз ещё "менявшем гражданство" Смоленске.
15.
Мы обошли круг по валу, надо рвом и высоким обрывом, созерцая тревожный древнерусский закат, и своей атмосферой Чашин курган больше напоминает глухие городища Западной Руси -
Любеч,
Остёр,
Туров... Внизу плавни Десны, за Десной заводы Бежицы и Радицы:
16.
Теперь перенесёмся на другой конец города - в Супонево. Если Городище - это северная окраина Советского района (который, напоминаю, является в Брянске центральным), то Супоневно примыкает с южной. Причём примыкает вплотную, в отличие от Володарского, Фокинского (см. первую часть) и Бежицкого районов, но только они в черту города официально входят, а Супонево - почему-то нет. Формально это крупное село (8,7 тыс. жителей).
17.
Хотя выглядит оно не селом, а вполне себе городским одноэтажным предместьем, и сохранило немало старых домов:
18.
Доехать сюда, однако, из большинства районов города можно только с пересадкой. Маршрутка привезла меня к местному воинскому обелиску:
19.
От которого минут через пять я вышел в поле, за которым раскинулся огромный (около 860 метров по периметру) монастырь:
20.
Свенским монастырь стал лишь в конце 18 века - название своё он получил по речке Свинь, и был соответственно испокон веков Свинским. Тот самый
Роман Михайлович под старость начал слепнуть, и по обычаям того времени отправился в Киев за молитвой об исцелении. Молитва у Печерской иконы Богоматери помогла, и князь опять же по обычаю того времени велел сделать с неё список и повёз его с собой в Брянск. Дальше, по легенде, икона самопроизвольно телепортировалась из ладьи на деснянский берег, в честь чего вокруг неё и был заложен монастырь. Связующее звено малоросского и московского православия, монастырь существовал и все последующие века, со времён Ивана Грозного строился в камне, пару раз разорялся литвинами и крымскими татарами, а в 1681-1786 годах был приписан к Киево-Печерской Лавре и назывался соответственно Ново-Печерским. Затем вновь обособился, сменив Свинь на Свень, и более того, после гибели подлинника Печерской иконы при взрыве Успенского собора киевской Лавры, именно Свенский список остался "за главную" и ныне хранится в Третьковской галерее.
21.
Брянск вообще расположен весьма специфически - ещё в первой части я уже говорил о том, что тут сходятся Беларусь, Украина, Средняя полоса России и Черноземье. В нынешней Брянской области примерно треть с самим Брянском входила в Орловскую губернию, а основная часть - в том числе посещённые мной давным-давно Новозыбков, Злынка, Локоть и так не посещённые
Почеп, Севск,
Стародуб или
Клинцы - принадлежала Черниговской губернии. Те районы и по духу типичная Западная Русь с соборами в стиле украинского барокко, давно закрытыми синагогами, очагами беглого староверия и липами у рек. Там даже
пара типично украинских деревянных церквей есть, причём из числа лучших образцов.
Вот и Свенский монастырь своей архитектурой очень наглядно показывает такую географию:
22.
Надвратная Сретенская церковь (1674-76) тут вообще показательна - формы скорее из украинского барокко, декор скорее нарышкинский, рядом деревянный дом настоятеля (1881):
23.
Церковь Антония и Феодосия Печерских, при всём своём киевском посвящении - типично московский узорочный храм (1681) с кокошниками (кстати, вопреки расхожему мнению, это не финно-угорское заимствование, а изобретение
Полоцка).
24.
А вот Спасо-Преображенская церковь-башня (1752-58) - почти типичный образец украинского барокко:
25.
Особенно в деталях:
26.
Был ещё Успенский собор (1758), ещё один храм на стыке двух традиций:
26а.
И типично русская шатровая колокольня - соседством с украинским барокко она более всего напоминает о Троицком монастыре
в Тюмени (откуда этот стиль там - история отдельная).
26б.
И думаю, вы уже заметили, что Успенский собор интенесивно воссоздаётся, Антоние-Феодосиевская церковь - явный новодел (2011), а колокольня пока не видно. Собор взорвали в 1929-м, а другие два объекта, слышал, были случайно разрушены этим же взрывом.
27.
То есть, ещё недавно Свенский монастырь представлял собой пустырь в ограде. И даже водонапорная башня и братский корпус тут сооружены лишь в 2002-05 годах. Ещё один корпус в рощице в кадр почти не попал, но он честного 18 века.
28.
Где-то тут ещё вроде бы есть "дуб Петра Первого" с огромным дуплом, а до ХХ века был ещё и домик Петра - неугомонный император отметился и тут по пути в свой Прутский поход. Дуб я долго искал по яблоневым садам за обителью, но так и не нашёл - как пояснили в комментариях, искать надо было по склону.
29.
А в целом как-то мне от вида украинской архитектуры стало грустно, и я даже не стал углубляться в село в поисках
церкви Спаса Нерукотворного (1828-31), впрочем по фото не слишком впечатляющей. Вид монастыря из тоскливых по ранней весне лугов:
30.
Ещё несколько зарисовок из Брянска - вот например Самолёт в северной части Советского района, один из главных городских ориентиров между центром и Бежицей:
31.
Или огромная протестантская церковь 1990-х годов у поворота на Бежицу:
32.
Напоследок, чтобы два раза не вставать, съездим за город - в райцентр Жирятино, а вернее в примыкающее к нему вплотную село Творишичи. Автобусы туда ходят из Брянска примерно раз в час, ехать часа полтора от города и чуть меньше часа от Бежицы. Так что следом за городскими зарисовками - зарисовочки пригородные:
33.
34.
35.
Само Жирятино (3,5 тыс. жителей) стоит в стороне от большой дороги, связующей Брянск и Смоленск, и несмотря на давнюю историю (1494 года, владели Барятинские, Тютчевы, Васильчиковы) внешне довольно уныло. Центр села - на холме, склон отмечен старым заводиком - может сахарным, может мельничным:
36.
На тёмном автовокзале билеты продавали в буфете, а зал ожидания оккупировали трое отборнейших алколоидов в стиле Васи Ложкина. Старых зданий на всё Жирятино буквально пара штук -
школа (которую я так и не нашёл) и почта по соседству с автостанцией:
37.
Творишичи по карте значатся предместьем Жирятина, на местности я и вовсе не понял, где там село. Главное - в самом Жирятне не сохранилось церкви, поэтому творишичский храм окормляет прихожан из райцентра. И даже опрятненький административный квартал в Жирятине - у выезда (в моём случае - выхода) на Творишичи:
38.
До Спасо-Преображенской церкви идти чуть меньше получаса, и это классическая "дорога к храму" - дальше она теряет асфальт и растворяется в полях:
39.
Когда-то неподалёку находилось имение Кокино помещицы Варвары Безобразовой, которая и решила, видимо, самовыразиться в богоугодном деле, построив в 1850-58 годах эту странную церковь. Колокольня - чуть моложе (1890-90), но смотрится как родная:
40.
А сам храм... вроде и весьма неказист, но не припомню в русской архитектуре аналогов ни по форме (крест, вписанный в плавный овал), ни по стилю (даже интересно, есть ли какие-то параллели в Европе?):
41.
Точно не знаю, что за святые увековечены в нишах стены, в странных шапках осиных гнёзд:
42.
Но сюда обязательно надо приходить в службу, так как у незакрывавшейся при Советах церкви самое интересное не снаружи, а внутри:
43.
Вместо традиционного иконостаса - имитация горы Фавор с алтарём на вершине!
44.
Впрочем, как мне пояснили в комментах, у этой композиции был несохранившийся прототип - храм
Спасо-Вифанского монастыря под Сергиевым Посадом. Но за такие вот безвестные и слегка наивные чудеса я и люблю непростую русскую глубинку:
45.
Что же касается Брянска... вроде бы с ним и всё, да не совсем. В следующих двух частях - про Бежицу, большой и самодостаточный город, формально числящийся ещё одним брянским районом.