Богучанская ГЭС. Часть 2: собственно, ГЭС

Jun 28, 2015 01:43



Видели ли вы когда-нибудь настоящую "стройку века"? Для меня, выросшего в постсоветское время, само это словосочетание всегда казалось чем-то из области эпоса. Богучанская ГЭС на Ангаре, одна из крупнейших и самая современная гидроэлектростанция России, была главной целью нашего пресс-тура с "РусГидро", и о долгой дороге к ней рассказывал в прошлой части. БоГЭС полностью изменила таёжный край, затопив старожильческие сёла и дав жизнь новым заводам, рудникам, городам - что-то уже построено, что-то только намечается, но дух Освоения Сибири тут так и витает в воздухе. За полтора дня мы облазили ГЭС буквально снизу доверух, наблюдали испытания её водосброса, общались с её сотрудниками - всего этого хватит ещё на два поста: статичный (о ГЭС как объекте) и динамичный (о том, как собственно делался этот репортаж). Начнём со статики, тем более для меня Богучанская ГЭС стала первым крупным предприятием, которое довелось осмотреть изнутри.

! Дисклеймер!
Я не являюсь специалистом в гидротехнике и электроэнергетике, поэтому в тексте возможны ошибки! Замечания и исправления приветствуются и будут вноситься - но только если делаются они без хамства и сарказма.

Богучанская ГЭС строилась почти 40 лет, а с учётом проектирования - и вовсе без малого 70. Проект Ангарского каскада ГЭС был намечен ещё в 1947 году, и четвёртым его звеном должна была стать гидроэлектростанция у села Богучаны в Красноярском крае. До разведки дело дошло лишь в 1961-м, когда уже вовсю работала Иркутская и начинала вводиться в эксплуатацию Братская ГЭС, при этом планируемое место четвёртой ступени сместилось на сотню километров вверх по течению - будущую гидроэлектростанцию уместнее было бы назвать Кежемской или Кодинской. В 1974, когда начианала вводиться в строй Усть-Илимская ГЭС, для Богучанской начали готовить площадку - прокладывать дороги и коммуникации, расчищать местность, строить городок гидростроителей Кодинск. В 1976-м было создано Управление строительства БоГЭС, а непосредственно стройка плотины началась и вовсе в 1980-м. Изначально планировалась сдать в её в эксплуатацию в 1988-92 годах, введя в строй поочерёдно 12 гидроагрегатов общей мощностью 4000 МВт, но дела в стране шли всё хуже, финансирование всё урезалось, сроки всё затягивались и наконец в 1990-е годы стройка почти остановилась... но жизнь теплилась тут всё это время, недостроенная плотина поддерживалась в адекватном состоянии, люди продолжали работать, и в отличие от многих подобных мест на северах, тут даже не началось массового исхода "на материк".

2. примерно такой БоГЭС была около 15 лет. Фото с официального сайта.


Богучанские гидростроители ждали своего часа... и час этот настал в 2006 году. Гигансткие ГЭС Ангаро-Енисейского каскада существуют не сами по себе, а в связке с не менее гигантскими алюминиевыми заводами - выплавка алюминия отличается исключительной энергоёмкостью, на электроэнергию приходится порядка 40% себестоимости "крылатого металла", и например та же Братская ГЭС 70% своей выработки отдаёт крупнейшему в мире Братскому алюминиевому заводу. Так возник проект БЭМО - Богучанского энерго-металлургического комплекса, совместного проекта "РусГидро" и "РусАл", центром которого стала двойная система Богучанской ГЭС и Богучанского алюминиевого завода, третьего по величине в России (после Братского и Красноярского, до 600 тысяч тонн алюминия в год) - он будет получать порядка 60% электроэнергии ГЭС, причём (тут представляем себе довольно потирающего руки Олега Дерипаску) практически по себестоимости. Первый гидроагрегат БоГЭС заработал в 2011-м году, последний (9-й) - в декабре-2014, буквально пару недель назад завершилось заполнение водохранилища, а пуск БоАЗа намечен на осень.

3.


Богучанская ГЭС стала пятой в России по мощности (2997 МВт - и о том, почему не обещанные 4000, я расскажу чуть позже) после Саяно-Шушенской, Красноярской, Братской и Усть-Илимской - то есть, уступая своим сибирским "сёстрам", она всё равно заметно мощнее любой ГЭС в Европейской части России, а среди всех гидроэлектростанций мира где-то в третьей десятке. Её длина - 2690 метров, из которых 2/3 (1961 метр) приходится на каменно-набросную плотину высотой 77 метров....

4.


...а ещё 828 метров - на бетонную плотину высотой 96 метров. Много это или мало? Ну, у Саяно-Шушенской плотина высотой 240 метров, у Братской - 124 метра, и всё же стометровая бетонная стена - это ОЧЕНЬ внушительно.

5.


Внизу, под розовыми крышами, хорошо видны белое здание гидроприводов над водосбросом, синий машинный зал с 9 гидроагрегатами внутри и параллельный берегу корпус контрольно-распределительных устройств - все их мы ещё увидим изнутри. А странные "зубцы" - ни что иное, как опоры строящегося моста, который откроет прямую дорогу к месторождениям за Ангарой.

6.


Другой характерный элемент БоГЭС, придающий её облику неповторимость - аварийный водосброс, рассчитанный на аномальные паводки: вероятность таковых оценивается как менее 0,1%, перестраховаться на такой случай решили лишь при возобновлении строительства, и водосброс пришлось вписывать в уже готовое "тело" плотины - отсюда столь необычная ступенчатая форма, мне напоминающая мексиканские пирамиды. Водосброс занял место, изначально отводившееся под 3 гидроагрегата - поэтому мощность ГЭС получилась на треть меньше, чем планировалось при Советах. Тонкие струйки воды сочатся сквозь затворы водосброса постоянно, а в следующей части я покажу его испытания.

7.


Примыкающий к ГЭС корпус с эмблемой БЭМО - его ближняя к плотине часть занята административными помещениями (обратите внимание на вход с электронным табло), но в основном здесь находится комплектное распределительное устройство - на старых электростанциях таковые обычно представляют собой огромное поле, утыканное вышками и трансформаторами, но здесь технологии более современные и всё помещается в одном здании - внизу трансформаторы (в трёх нишах), вверху (за глухими стенами) собственно КРУ.

8.


У входа, за постом охраны, направо - административная часть, налево - машинный зал. В административном корпусе - всякие кабинеты (в одном из которых мы получали каски), небольшой музей (единственный экспонат - макет БоГЭС, а также всякие стенды с фотографиями, таблицами и статьями) и ГЭСовская столовая - подозреваю, лучшее заведение общепита на сотни километров вокруг, уж по крайней мере любому кодинскому кафе по качеству и ассортименту до неё далеко.

9.


На стройке БоГЭС работали тысячи человек со всего СССР действовавшего и бывшего, но стройка подошла к концу. На самой гидроэлектростанции всего 640 сотрудников, но средняя зарплата здесь 60 тысяч рублей, какой-нибудь слесарь 3-го разряда может претендовать на 35 тысяч, и вдобавок сотрудникам и их семьям предоставляются квартиры в Кодинске и наверное какая-нибудь ещё социалка. Впрочем, вакансий как таковых нет, а требования к сотрудникам очень высокие.

10.


Машинный зал, вид с вон того балкона на кадре выше. Главное помещение электростанции, точно не знаю, какой высоты и ширины, но в длину - порядка 330 метров:

11.


Над машзалом - два козловых крана, а странный "циферблат" с прошлого кадра - всего лишь площадка для грузов, например при замене какого-нибудь оборудлвания. В зале стоит ровный и не слишком громкий (тише, скажем, чем поезда в Московском метро) шум 9 гидроагегатов, уходящих вниз под этими синими кругами. Слева от каждого - установка, регулирующая подачу масла, справа в нишах - система аварийного отключения.

12.


Пульты управления и контроля у каждого гидроагрегата:

13.


На специальном дисплее - схема гидроагрегата. Высота каждого из них порядка 30 метров, диаметр - 7,5 метров, мощность 333 МВт - это примерно как вся (!) Рыбинская ГЭС и хватило бы для электроснабжения крупного города.

14.


Основные элементы гидроагрегата - турбина (которую собственно крутит создаваемый плотиной искусственный водопад) и генератор (который, вращаемый турбиной, и вырабатывает ток). К генератору одного из агрегатов мы и стали спускаться. Вот они в ряд под полом машинного зала, каждой из этих "бочек" и соответствует синий круг на его полу. Сопровождавшие нас рабочие резко усилили бдительность, чтобы кто не забрёл куда не надо. По зелёным трубам подаётся вода для охлаждения, по коричневым - масло:

15.


Между турбиной и генератором, где-то в трёх этажах ниже машзала - противоразгонное устройство, не позволяющее генератору набирать слишком большие обороты - говорят, такие стали массово устанавливаться после катастрофы на Саяно-Шушенской ГЭС.

16.


Вот к этому рычагу на полу оперативник нам запретил подходить ближе, чем на полметра - его нажатием можно нанести БЭМО ощутимые убытки:

17.


Оперативник вообще был угрюм и сосредоточен, а к генератору водил нас по двое. Заглянуть сюда можно лишь через узкий проём, и как сказал оперативник - фотоаппараты туда ронять не стоит, полезть их доставать он не разрешит. На профанский же взгляд это круглое помещение диаметров 7,5 метров, потолок которого вращается со скоростью 91 оборот в минуту - впечатляет:

18.


Ниже - спиральная камера (то есть закрученная труба, по которой вода подаётся на рабочее колесо турбины), но к ней мы уже не пошли. КПД гидроагрегатов достигает 96%, и я не знаю, существуют ли более эффективные двигатели.

Чем, однако, впечатляет ГЭС - это своей малолюдностью, и в том же машзале в общем-то даже и непонятно на первый взгляд, чем занимаются снующие туда-сюда рабочие. Из машзала мы поднялись в комнату управления ГЭС - её окно видно на кадре №10 над логотипами БЭМО, РусАла и РусГидро, из него снят и общий вид машзала с кадра №11. А вот так мозговой центр ГЭС выглядит сам по себе, и управляют всей огромной системой, способной обеспечить электричеством немаленький регион, всего два человека:

19.


Следующий объект - уже упомянутый КРУЭ, что расшифровывается как "комплектно-распределительное устройство элегазовое". К нему мы долго шли по коридорам административного корпуса, а у скромной двери - также весьма технологичная курилка:

20.


Собственно, КРУЭ - это новое поколение распределительных устройств, использующих в качестве изоляции элегаз, то есть газообразный гексофторид серы, обладающий весьма интересными свойствами. И вместо огромной площадки с километрами проводов - лишь зал, похожий на внутренности космического корабля из "Звёздных войн":

21.


22.


Нам показали два КРУЭ - на кадрах выше, в жёлтом свете, на 220 киловольт, а на кадрах ниже, в зелёном - на 500 киловольт:

23.


24.


Ведроид R2D2 прилагается:

24а.


Большая часть оборудования БоГЭС - российского производства (в первую очередь гидроагрегаты петербургских "Силовых машин"), но есть и пара исключений - трансформаторы сделаны в Запорожье, а КРУЭ - и вовсе в Швейцарии.

25.


А ступенчатый дополнительный водобсброс отделяет от машзала основные водосбросы (на кадре выше). Как объяснил нам "на пальцах" инженер, соотносятся они примерно как два сливных отверстия в раковине, в основной водосброс вода поступает из придонных слоёв, а в аварийный - практически с поверхности. Над водосбросами - корпус гидроприводов, регулирующих положение их затворов:

26.


А за двумя корпусами у подножья плотины проходит ещё и целая дорога - сугубо для внутреннего пользования ГЭС.

27.


Тоннель под ступенчатым водосбросом:

28.


Вид с гребня плотины. Розовые крыши, а вернее мотивация того, кто их так покрасил, изрядно озадачивали всю нашу группу:

29.


А вот так плотина выглядит сверху... сверху, в смылсе, по течению Ангары. Водохранилище заполнено до проектной отметки 208 метров над уровнем моря, или чуть менее ста метров над естественым уровнем реки. Обратите внимание на отвесную скалу - скорее всего, ГЭС была построена над порогом, коих на Ангаре немало. Пороги сильно осложняли судоходство, но давали неплохой гидроэнергетический потенциал... впрочем, ангарские ГЭС не имеют шлюзов, то есть сквозного судоходства на Ангаре теперь нет тем более.

30.


Жёлтые краны (грузоподъёмностью по 500 тонн) обслуживают собственно плотину, серый - строит мост:

31.


На гребне плотины пока ещё вовсю идут работы, здесь запрещено находиться без каски, а вид у всего это не очень-то презентабельный - собственно, как и у любой стройки. Ходить тут неудобно - то лужа, то какой-нибудь штырь. Колея козловых кранов тут, кстати, порядка 15 метров, причём с каждой стороны лежит не по два, а по одному мощному рельсу - не знаю, подрывает ли это репутацию Красноярского судоподъёмника как самой широкой в мире колеи (9 метров).

32.


Стройка моста в самом разгаре - на "зубцы" плотины укладываются бетонные плиты. Мост через такую реку, как Ангара - сооружение сам по себе не дешёвое, а к ГЭС идёт натурально бонусом:

33.


Изогнутая насыпная плотина (скрывающая внутри асфальтобетонную диафграму) ведёт на неосвоенный пока ещё правый берег... но мост точно строят не ради несколько деревень за рекой.

34.


Отсюда хорошо виден шлюз - но не судоходный: через него пропускалась вода Ангары, пока плотина строилась.

35.


На берегу за сопкой - завод стройматериалов, наследство законченной великой стройки:

36.


Аварийно-спасательная станция:

37.


И ещё один весьма интересный объект - пристань с железнодорожной колеёй. Железной дороги тут нет и тем более не было в годы строительство, грузы (в первую очередь оборудование, строившееся также весьма далеко отсюда) привозили по реке и доставляли на плотину по рельсам при помощи мощной лебёдки. Локомотива тут никогда не было, а колея, как мне показалось, немного шире стандартной, "на глаз" я бы дал что-то около 1800мм.

38.


Но вернёмся на гребень, чтобы полюбоваться оттуда видами Ангары. Вверх по течению топляк, прибитый к берегу - его каждую весну выносят притоки, и с годами у бьефов скапливаются целые "плоты":

39.


Иногда приносит и деревянные домики - вот парочка стоит на правом берегу. Один из них принадлежал лесопилке, с владельцем которой у РусГидро несколько лет длилась тяжба - сносить лесопилку без санкции суда они не могли, ждать окончания волокиты - тоже, и потому просто её затопили, спустя пару лет выплатив хозяину назначенную судом компенсацию. Домик же выловили и поставили на задворках плотины:

40.


Русло Ангары выше ГЭС в общем-то не кажется сильно изменившимся. Богучанское водохранилище по меркам России крупное, но не крупнейшее (2326 квадратных километров, то есть в два с половиной раза больше Москвы в пределах МКАД), тянется на 300 с лишним километров, в ширину разливаясь максимум до 13 километров. Тем не менее, оно затопило последний остаток Илимской пашни, плодородных пойменных земель в сердце сибирской тайги, где находились самые крепкие старожильчиские сёла, собирательный образ которых показал Валентин Распутин в своём "Прощании с Матёрой". Всякие избы и прочие памятники деревянного зодчества из зоны затопления вывезли то ли в Кодинск, то ли в Енисейск, где планировали сделать скансен, но в Кежме была и обезглавленная каменная Спасская церковь конца 18 века, с постройкой ГЭС ушедшая на дно - возможно, единственный случай сознательного уничтожения храма в постсоветской России! Причём каким-то образом оставшийся незамеченный нашей православной общественностью (впрочем, если я ошибаюсь - поправьте, я буду рад это услышать)... Но какая же "стройка века" без разрушения старого мира?

За ближайшими мысами - устья речек Сухой и Кодинский, почему-то в этих краях все они имеют названия в мужском роде (а то и среднем - например, речка Сыромолотово).

41.


Но куда более интересные виды открываются с гребня вниз по Ангаре, где её русло (кроме разлива непосредственно под плотиной) остаётся естественным, да при том весьма широким - от километра до полутора:

42.


Напротив бетонной плотины - Чильбихин остров с мичуринскими садами Кодинска, вдали внушительных размеров (1,8 тыс. жителей) село Тагара:

43.


Даже с собственным грузовым портом:

44.


Взгляд с правого берега - Ангара делает крутую излучину и уходит в сторону Богучан, старого сибирского села, превратившегося ныне в райцентр. Туда от Карабулы дотянули дорогу, там построили лесоперерерабатывающий комплекс, и ещё в 2011-м открыли мост - за Ангарой добывают нефть.

45.


Сопки, скалы, тайга... Кстати, как такие скалы называют на Ангаре - быки (как на Енисее), щёки (как на Лене) или как-то по своему?

46.


Сибирская погода переменчива, и крутясь полтора дня у плотины, мы видели эти места под самым разным небом:

47.


А жизнь идёт своим чередом - то рыбак вытянет сеть у берега:

48.


То автопаром проползёт в ожидании моста:

49.


От правого берега рукой подать - меньше 200 километров! - до Эвенкии, геометрического центра России и некогда (до своего административного упразднения) самого глухого из регионов России, где на сто квадратных километров приходится в среднем по три человека. Куда-то туда упал Тунгусский метеорит, а власти уж который год грозятся построить Эвенкийскую ГЭС, которая будет вдвое мощнее Саяно-Шушенской и создаст крупнейшее водохранилище мира.

50.


В завершении рассказа о станции покажу и то, без чего всё это было бы лишь грудой бетона и стали - её рабочих. Они тут какие-то такие, какими их представляешь в идеале - молчаливые, слаженные, с выверенными движениями и спокойными взглядами людей, знающих своё дело. В подавляющем большинстве (но не все без исключения) - молодые русские ребята:

51.


52.


Дисцплина у них тут железная - по словам наших фотографов, рабочие даже спозировать отказываются без указания начальства:

53.


У них какие-то очень хорошие, светлые лица:

54.


Как и должно быть на воспетых советским эпосом великих стройках:

55.


Потому что эпоха великих строек не канула в Лету:

56.


В следующей части будет "вот такое вот кино как мы делали кино" (в смысле репортаж) про испытания водосброса.

Сибирь, Красноярский край, дорожное, Кодинск, индустриальный гигант

Previous post Next post
Up