поражение в правах весьма ощутимо и заключается не только в невозможности участвовать в выборах. Многие "негры" исправно владеют национальным языком, но не идут "доказывать, что не верблюды" из принципа - кому-то кажется унизительной сама это процедура, кто-то не готов назвать своего деда оккупантом.--------------------Главное поражение в правах в Прибалтике - ментального свойства, сформулированное пародийной строчкой «Право святое латышский (литовский, эстонский-подставьте нужное, как грится) не знать Злобным фашистам у нас не отнять!» (как понимаешь, дело не ограничивается только языковым вопросом).
Восстановление государственности тут означало утрату русскоговорящим населением нигде, понятное дело, не зафиксированного в советское время официально, права по умолчанию считаться «старшим братом» местных «аборигенов». Понятно, конечно, что заработки на какой-нибудь «Норме» могли быть выше, чем на БСРЗ, что жилье «для своих» рыболовецкий колхоз Кирова строил в восьмидесятые годы круче, чем завод «Двигатель» (в пятидесятые, кстати, наоборот) - но было офигенное ощущение, что ты - часть народа, который своим появлением тут несказанно облагаденствовал местных, что, по большому счету, это для них счастье поступить в ЛГУ или МГУ, а не для тебя в Тарту или Вильнюс, что это в честь нашего Гагарина улицы называют, а не в честь "ихних" Лариуса и Гиренаса и т.п.
Большая часть нынешних «негров», как правило, местным языком не владеет по той или иной причине. Желание проходить натурализацию потеряло смысл по двум причинам: вступление в ЕС (бонусом идет Шенген) и восстановление Россией безвизового въезда для держателей паспортов «неграждан». Все эти рассказы про «неготовность назвать своего деда…» - от лукавого: во-первых, этого никто при натурализации не требует, во-вторых - после того, как местное гражданство перестало создавать преференции по выезду на работу на Запад количество желающих получить его резко упало.
Другое дело, что русских граждан в обеих странах уже достаточно много, чтобы требовать себе прав наравне с титульными народами - например, на особый статус русского языка.-------------------------Теоретически, он должен быть обеспечен в местах компактного проживания исторического нацменьшинства. А таковым, наряду с прибрежными шведами, в Эстонии, например, считаются староверы Причудья. Но не русскоговорящее население, появившееся в городах Ида-Вирумаа в советское время, например.
Ида-Вирумаа чуть не стала местным Приднестровьем: в Перестройку там провозглашали Принаровскую ССР.---------------------На самом деле - не провозглашали, а угрожали провозгласить (и обязательно - "позвать казаков из-за Наровы", ага. Кингисеппский район - знатный казачий край, чоужтам). Но там это был бы дохлый номер: русскоговорящие на 95% города окружает сельская местность, настолько же моноэтнично-эстонская, как Ляэне-Вирумаа или Харьюмаа. А тем хреновым «угрожателям» из нарвского горсовета надо сказать отдельное «спасибо» в очень больших кавычках: они, клоуны, поставили окончательный крест на возможности присвоить Нарве статус уездного центра, который ей куда как нужнее, чем крохотному Йыхви :-(
Возможно, всё сказанное мной о негражданах верно только для Латвии, так как в Эстонии пообщаться с таковыми мне толком не довелось. В принципе предположить, что у вас эта проблема гораздо менее острая, логично.
Спрашивается - сделано ли это в Причудье (не припомню там особо даже русскоязычных вывесок), не говоря уж про Латгалию, которая могла бы претендовать на полноценную национальную автономию ("типа Аландов"). Кроме того, является ли "историческим" русское население Таллина, Риги, Лиепаи, Вентспилса? И наконец каковы юридические критерии "историчности" национального меньшинства?
В Причудье есть какая-то коварная заковыка: типо, муниципальное делопроизводство можно вести на языке нацменьшинства, а вот уличные таблички и вывески - с обязательным дубляжом, но и им никто особо не пользуется - "мы, местные, еще с той республики все по-эстонски балакаем". Юридическая основа - компактное проживание (то есть численное преобладание) до 1940 года. Имеют ли такое право старообрядцы Латгалии - понятия не имеют. До 1940 года русское население всех вышеперечисленных городов не составляло национального большинства (В Таллинне, на какой-то момент, в тридцатые, что ли, немцев, внезапно, вновь оказалось больше чем русских - типа, 6 процентов против 4). В Эстонии тема неграждан стоит чуть менее остро чем в Латвии по ряду причин: изначально меньшее количество неэстонского населения, тема с "зелеными карточками" Комитета граждан, по которым гражданство одно время давали автоматом, отсутствие "окон натурализации".
Мне кажется, что ни в Латвии, ни в Эстонии ты просто не имел репрезентативной выборки русского населения. В Эстонии тоже найдутся те, кто будут рассказывать об ужасах и унижениях жизни с серым паспортом. Тем не менее, про "назвать деда оккупантом" - это, по-моему, самый дурацкий стереотип, который не подтвердил ещё ни один человек, сдавший экзамен (и в Латвии в том числе).
Наблюдение о разных сортах русских граждан и неграждан мне видится не совсем точным. Каждый раз, стоя в в Таллине на паспортном контроле, я наблюдаю, как люди, летевшие вместе, встают в разные в очереди, потому что у одних серый паспорт, а у других - красный. И воспринимают это с юмором. Более того, при наличии работы в Эстонии сейчас можно жить хоть с российским паспортом, не зная языка вообще.
Мне кажется, что ни в Латвии, ни в Эстонии ты просто не имел репрезентативной выборки русского населения. В Эстонии тоже найдутся те, кто будут рассказывать об ужасах и унижениях жизни с серым паспортом.
Кстати, да. Меня тут уже упрекали в том, что я, будучи работником мэрии, преднамеренно (!) скрывал от Ильи "плохой Таллинн"...
Восстановление государственности тут означало утрату русскоговорящим населением нигде, понятное дело, не зафиксированного в советское время официально, права по умолчанию считаться «старшим братом» местных «аборигенов». Понятно, конечно, что заработки на какой-нибудь «Норме» могли быть выше, чем на БСРЗ, что жилье «для своих» рыболовецкий колхоз Кирова строил в восьмидесятые годы круче, чем завод «Двигатель» (в пятидесятые, кстати, наоборот) - но было офигенное ощущение, что ты - часть народа, который своим появлением тут несказанно облагаденствовал местных, что, по большому счету, это для них счастье поступить в ЛГУ или МГУ, а не для тебя в Тарту или Вильнюс, что это в честь нашего Гагарина улицы называют, а не в честь "ихних" Лариуса и Гиренаса и т.п.
Большая часть нынешних «негров», как правило, местным языком не владеет по той или иной причине. Желание проходить натурализацию потеряло смысл по двум причинам: вступление в ЕС (бонусом идет Шенген) и восстановление Россией безвизового въезда для держателей паспортов «неграждан». Все эти рассказы про «неготовность назвать своего деда…» - от лукавого: во-первых, этого никто при натурализации не требует, во-вторых - после того, как местное гражданство перестало создавать преференции по выезду на работу на Запад количество желающих получить его резко упало.
Другое дело, что русских граждан в обеих странах уже достаточно много, чтобы требовать себе прав наравне с титульными народами - например, на особый статус русского языка.-------------------------Теоретически, он должен быть обеспечен в местах компактного проживания исторического нацменьшинства. А таковым, наряду с прибрежными шведами, в Эстонии, например, считаются староверы Причудья. Но не русскоговорящее население, появившееся в городах Ида-Вирумаа в советское время, например.
Ида-Вирумаа чуть не стала местным Приднестровьем: в Перестройку там провозглашали Принаровскую ССР.---------------------На самом деле - не провозглашали, а угрожали провозгласить (и обязательно - "позвать казаков из-за Наровы", ага. Кингисеппский район - знатный казачий край, чоужтам). Но там это был бы дохлый номер: русскоговорящие на 95% города окружает сельская местность, настолько же моноэтнично-эстонская, как Ляэне-Вирумаа или Харьюмаа. А тем хреновым «угрожателям» из нарвского горсовета надо сказать отдельное «спасибо» в очень больших кавычках: они, клоуны, поставили окончательный крест на возможности присвоить Нарве статус уездного центра, который ей куда как нужнее, чем крохотному Йыхви :-(
Reply
Спрашивается - сделано ли это в Причудье (не припомню там особо даже русскоязычных вывесок), не говоря уж про Латгалию, которая могла бы претендовать на полноценную национальную автономию ("типа Аландов"). Кроме того, является ли "историческим" русское население Таллина, Риги, Лиепаи, Вентспилса? И наконец каковы юридические критерии "историчности" национального меньшинства?
Reply
Юридическая основа - компактное проживание (то есть численное преобладание) до 1940 года.
Имеют ли такое право старообрядцы Латгалии - понятия не имеют.
До 1940 года русское население всех вышеперечисленных городов не составляло национального большинства (В Таллинне, на какой-то момент, в тридцатые, что ли, немцев, внезапно, вновь оказалось больше чем русских - типа, 6 процентов против 4).
В Эстонии тема неграждан стоит чуть менее остро чем в Латвии по ряду причин: изначально меньшее количество неэстонского населения, тема с "зелеными карточками" Комитета граждан, по которым гражданство одно время давали автоматом, отсутствие "окон натурализации".
Reply
Наблюдение о разных сортах русских граждан и неграждан мне видится не совсем точным. Каждый раз, стоя в в Таллине на паспортном контроле, я наблюдаю, как люди, летевшие вместе, встают в разные в очереди, потому что у одних серый паспорт, а у других - красный. И воспринимают это с юмором. Более того, при наличии работы в Эстонии сейчас можно жить хоть с российским паспортом, не зная языка вообще.
Reply
Кстати, да.
Меня тут уже упрекали в том, что я, будучи работником мэрии, преднамеренно (!) скрывал от Ильи "плохой Таллинн"...
Reply
Reply
Reply
Reply
(The comment has been removed)
Reply
Leave a comment