Лицо наизнанку

Jan 16, 2015 04:48

Многичесленные ссылки на мои давние (2011) посты о Териберке вынуждают меня поучаствовать в страстях по "Левиафану".

Для начала, вот собственно Териберка в трёх частях. Исключительно красивое и мрачное место на Краю Земли... самом ближнем краю, так как туда можно доехать автобусом. И её посещение было, пожалуй, самым ярким дорожным впечатлением того года.



Дорога в Териберку.
Териберка. Посёлок.
Окрестности Териберки. Баренцево море.

Что же до "Левиафана", то разумеется, я его не смотрел. И не собираюсь. Кино я смотрю вообще достаточно редко, из всех видов традиционного искусства оно даётся мне тяжелее всего, и уж тем более не хочу тратить деньги или время (торренты) на скачивание фильма, к которому не лежит душа. Поэтому о самом "Левиафане" ничего не скажу, чтобы это не выглядело как "Пастернака не читал, но осуждаю".

Скажу лучше за весь этот жанр "интеллигентского кино", другие образцы которого мне доводилось видеть раньше.

Знаете, в США есть такой мультфильм для взрослых "Саут-Парк". Сколь я понимаю, судить по нему о реалиях жизни в Америке вполне можно... если только понимать, что огромное количество трупов, обильно образущихся в каждой серии - абсурд и гипербола, Иисус Христос не ведёт реалити-шоу, звёзды и политики не приезжают по любому поводу в крошечный захолустный городок, четырём мальчикам младшешкольного возраста никто не продаст билет на самолёт в Сомали или Афганистан и даже в Лос-Анджелес, шоу канадцев Терренса и Филлипа (на потеху публике пускающих газы друг на друга) не существует, у чёрных нет врождённого умения играть на бас-гитаре, а у китайцев - строить стены, а Кенни в реальности может умереть ровно 1 раз, а не каждую серию. В "Симпсонах", другой энциклопедии американской жизни, абсурда чуть меньше, но тоже достаточно, а есть ведь и другие подобные мультфильмы. В общем, это жанр такой, "абсурдный реализм", и мерить его традиционными критериями не стоит.

Инетллигентское кино - это тоже жанр. Суть, вкратце, я бы вырзали так: найти какую-нибудь реально существующую задницу, провозгласить эту задницу лицом и плакать весь фильм о том, что лицо похоже на задницу. Само собой, с библейским подтекстом. То есть, с одной стороны, к ПРАВДЕ(тм) не придерёшься - всё показанное в фильме, вплоть до остервенелого "Счастье моё", существует в наших реалиях и отрицать это глупо. На это всегда и делается упор, и лучший козырь таким режиссёрам дают те, кто пытаются обвинять их в очернительстве. Если "Левиафана" правда запретили в Мурманской области или где-либо ещё - это невероятная тупость и истеричность, которой, увы, наши власти порой грешат, тем самым выдавая другой стороне индульгенцию на абсолютную правоту и непогрешимость. Вопрос в другом...
Пьяное злобное быдло - считать "русским человеком по умолчанию"?
Поп-лицемер-мздоимец - считать "православным попом по умолчанию"?
Мент-изувер-мздоимец - считать "милицинером по умолчанию"?
Шлюха, курящая у коляски - считать "русской молодая женщина по умолчанию"?
Пьяная баба, сдуру утопившая ребёнка в проруби - считать "русской женщиной средних лет по умолчанию"?
Нищее спившееся захолустье - считать "Россией по умолчанию"?
Всех перечисленных сущностей у нас хватает. Нищему захолустью посвящена, например, большая часть той серии, которую я пишу прямо сейчас, в Калязине, Пошехонье или заречной части Тутаева вполне можно снять подобное кино. Но пытаться под этот шаблон загнать всю Россию? Не согласен. И уж тем более на лицо страны никак не потянут Териберка или какое-нибудь Воркутинское кольцо, проблемы Крайнего Севера глубоки, но очень специфичны и затрагивают относительно небольшой процент населения (так как народу на Северах вообще немного); тамошняя разруха - практически фирменный знак и своими масштабами даже привлекательна для путешественника. Если уж мы назначаем лицом России столь специфическое место - почему бы не назначить этим же лицом, к примеру, Салехард?

А что считать Россией "по умолчанию" - даже не знаю. Для меня это, пожалуй, всё же областные центры 300-700 тысяч населения. Тоже не самое весёлое зрелище на планете, но уж точно не тот случай, когда алкодебилизация является самым естественным образом жизни (хотя безусловно алкаши, гопники, попы-лицемеры и менты-изуверы там водятся).

Все эти темы и образы в кино и книгах безусловно имеют право на существование. Но только с одним условием - пониманием того, что это не ПРАВДА(тм), а лишь художественные средства, через призму которых автор показывает реальность и раскрывает идею, наподобие "абсурдореализма" американских социальных мультфильмов или миниатюр Хармса, негритянских понятий рэпа, "чёрного отражения реальности" металла... Очень всё-таки хочется верить, что "Левиафан" - действительно хороший фильм с красивой съёмкой и глубоким библейским подтекстом, и награды свои получает за это, а не за то, что в данный момент негативные образы России как никогда востребованы общественным мнением западных стран.

P.S.
Дискуссию вести в данный момент я не в настроении, поэтому комментарии отключены. Это моё субъективное мнение, с которым никто не обязан соглашаться, равно как и я не обязан принимать чьего-либо субъективного мнения.

литература, с человеческим лицом

Previous post Next post
Up