Leave a comment

Comments 55

ext_880995 November 9 2014, 20:20:29 UTC
а в "городах с узкими улочками, мостовыми и трамваями на склонах" мне почему-то представлялась Прага, и до сих пор не знаю, какой у них был прототип - все три столицы Прибалтики не подходят (в Таллине и Риге нет вьющих по холмам старых улиц, в Вильнюсе - трамвая), уж не Львов ли?

Выборг?
(Все три прибалтийские столицы слишком велики для Реттерхальма (4 000 жителей, напомню! ;-), а уж Прага - подавно. Тем более, в Выборге же был трамвай....)

Reply

stephan_nn November 9 2014, 21:00:30 UTC
«Небольшие городки» Крапивина - это обычно родная Тюмень. Если нет опровергающей информации в описании.

Reply

ext_880995 November 9 2014, 21:14:40 UTC
Оффтоп, конечно, но вряд ли прототип Реттерхальма - Тюмень ;-)

Reply

varandej November 9 2014, 21:15:03 UTC
В Тюмени нет ни моря с бастионами, ни узких улочек с трамваями.

Reply


ext_1665371 November 9 2014, 20:25:28 UTC
Помимо проспанного технологического переворота, были и крепостное право, и курс на изоляцию (после европейских революций 1830 и 1848).
Сухие листья - либо из-за засухи, либо поражение охридской молью (у конских каштанов).

Reply

varandej November 9 2014, 21:14:27 UTC
Вот поэтому я и считаю Николая I плохим правителем, хотя конечно много важного при нём было сделано (скажем, наконец аристократия на русском заговорила, а не по-французски). Александр I, впрочем, не лучше - и крепостное право не отменил, хотя собирался, и за промышленным переворотом не угнался, и победа над Наполеоном обусловлена заделом екатерининских времён.

Reply

nord_ursus November 9 2014, 21:35:52 UTC
Но всё же, не знаю, стоит ли этому придавать такое большое значение, именно при нём начали строиться железные дороги. Это к вопросу о техническом прогрессе.

Reply

varandej November 9 2014, 21:46:11 UTC
Да, с этим не поспоришь. Другое дело, что в Европе массовое ЖД-строительство началось с 1840-х, а у нас лишь с 1860-х, и для той же Крымской войны это оказалось критично. Вот тут надо бы разобраться, почему начав железнодорожный век вполне "в ногу" с Европой (в один год с Баварией и Австрией, опередив Пруссию), Россия настолько медленнее развивала железнодорожную сеть в первые десятилетия.

Reply


ext_1665371 November 9 2014, 20:26:53 UTC
А ещё Тотлебен был однокурсником Достоевского по инженерному училищу!

Reply


masia84 November 10 2014, 10:20:36 UTC
Чахлое деревце в оградке - это, если не ошибаюсь, миндаль, переживший две обороны каким-то совершеннейшим чудом. Он был изуродован, но выстоял, и ожил, и его считают многие символом Севастополя.
Сопоставление времен, увы, очень показательное, отчего страшно становится. Слишком привыкли жить в мире.

Reply


periskop.su November 10 2014, 10:43:33 UTC
Да, серия получается определенно сильной. Одной из самых лучших, что у тебя были. Раскрыть Севастополь - крайне сложная задача, и ты нашёл, по-моему, очень удачное деление географии города на соответствующие слои.

Единственно, с оценками Крымской войны у тебя определённо литературный перехлёст, с неоправданными гиперболами.
Там тебе выше написали очень дельный и содержательный коммент по этому поводу, и избавили меня от необходимости пояснять - так что повторяться не буду.

Reply

varandej November 10 2014, 10:48:45 UTC
Ладно, литературное сравнение убрал. Но по сути - всё ж таки сильно сомневаюсь, что Англия решилась бы на такую войну, не будучи уверенной в своём безусловном превосходстве.

Reply

periskop.su November 10 2014, 10:52:13 UTC
Тут всё же прав комментатор выше - главный фактор поражения в Крымской войне, это тот печальный факт, что Россия не могла долго полноценно противостоять коалиции первоклассных мировых держав. Это слишком высокая нагрузка на страну и её финансы. Конечно, были и факторы отсталости и архаичности, они тоже значимы - но они не были столь критичны, как ты описал в первоначальной версии сравнения.

Reply

varandej November 10 2014, 10:58:46 UTC
Собственно, почти как сейчас (только вместо Англии - США, вместо Франции - ЕС), за исключением фактора Китая.

Reply


Leave a comment

Up