В
прошлой части я показал главную улицу Пятигорска, связующую вокзал с курортом. Теперь погуляем по некурортным районам пятигорского центра - такой хитрый южный город, почему-то напомнивший мне маленькую Одессу. Здесь же - большая часть пятигорской "лермонтовианы".
Пятигорск стоит на весьма ощутимом склоне, спускаясь от подножья Бештау в долину Подкумка. Старую часть замыкает
Пятигорский некрополь с
Лазаревской церковью (1895-1902) - одно из красивейших кладбищ России, где много могил начала 19 века, в том числе всяких генералов или, например, строивших город зодчих Бернардацци, а главная достопримечательность - первая могила Лермонтова, где поэт покоился в 1841-42 годах, пока его не перезахоронили в родных Тарханах. Но туда я уже не дошёл, поэтому вот вид на кладбище и церковь с Машука:
2.
Начнём прогулку вниз от Верхнего рынка, основанного в 1956 году. Есть ещё более старый Нижний рынок близ главной улицы - очень типичная пара для Ставрополья, но оба они невелики в сравнении с рынком "Людмила" за Подкумком, который кто-то из френдов мне до поездки охарактеризовал как "наш
Ошский базар". Я, впрочем, из перечисленного был только здесь, приехав на маршрутке из Иноземцева - Верхний рынок служит ещё и автостанцией, и какое в здешних перевозках творится безобразие, можно оценить на этом кадре:
3.
А вокруг Верхнего рынка - грязноватый старый район Карачаевка (ныне это название забыто и на картах, и в обиходе) с домиками из жёлтого кирпича:
4.
5.
5а.
Чем не одесская Молдаванка?
6.
По улице Крайнего я спустился на площадь Ленина, и поверить, что эти домики с прошлых кадров за моей спиной, глядя на этот кадр, сложно. Зато тут можно оценить пятигорский рельеф, в перспективе улицы - Горячеводск за Подкумком.
7.
Площадь Ленина в Пятигорске огромна - в длину 670 метров, в ширину 50-100, и совершенно не исторична - кажется, её как московский Новый Арбат "вырубили" в старой застройке. Вдобавок, площадь идёт под уклон, располагаясь как бы двумя террасами, разделёнными парадной лестницей:
8.
Вид в обратную сторону. Здоровенный Белый дом - наглядное свидетельство того, что Пятигорск достоин иных областных центров. Справа выглядывает Гора Пост, упоминавшаяся в прошлой части - в прошлом там была дозорная вышка Константиногорской крепости, а ныне - армянская слободка.
9.
Дома вдоль нижней стороны площади на фоне горы Юца (973м):
10.
11.
Самое примечательное здание - типография (1908), изначально "Поставщика Его Двора Эмира Бухарского" (ведь у последнего была дача в Железноводске), при Советах - "Пятигорская правда" и "Кавказская здравница".
12.
13.
За Лениным на верхней террасе площади - Вечный огонь с детским караулом и фонтан "Чаша Слёз" - говорят, он наполнен водой, которая медленно, по каплям, сочится через его края, напоминая падающие слёзы... но это летом, весной же фонтан представлял собой невзрачную прямоугольную ограду.
14.
Рядом школьники под наздором учительницы маршировали не то чтобы слаженно, но энергично - как та же учительница объяснила мне, репетируют шествие ко Дню Победы. Обратите внимание - пол-взвода девушки.
15.
Ещё выше - памятник Алексею Ермолову (2010), который не только герой Наполеоновских и Кавказских войн, но и, как говорилось в прошлой части - фактический основатель Пятигорска (крепость тут и до него была, но курортный город - его проект). Может, поэтому поза один в один с
памятником Юрию Долгорукому в Москве.
16.
За Ермоловым, то есть с верхней стороны площади - часовня Василия Великого (1890) при бывшей богадельне Зилапова, ныне оказавшаяся на территории Центрального Военного санатория (таковые есть на всех курортах КМВ, и везде - едва ли не самые крупные).
17.
18.
Преемником богадельни же можно считать вплотную примыкающий к двору часовни детский дом:
19.
-Кого вы здесь фотографируете?
-Вот это здание. Я турист, город смотрю. Это ведь, кажется, бывшая немецкая кирха?
-Да, это бывшая кирха. Но вообще здесь нельзя ходить.
Извинился, вышел. Кирху построил в 1880-82 годах генерал Павел Кемпферт, доживавший в Пятигорске безбедную старость после кавказских войн. Смотрится она здесь весьма органично, если учесть, что соседнее
Иноземцево - бывшая немецкая колония Каррас. В кирхе ныне клуб детдома, в советское время утрачена шатровая башенка над входом:
20.
А напротив, с нижней стороны бульвара - уцелевший уголок Пятигорска ермоловских времён: Лермонтовский квартал. Изначально это была городская усадьба Умановых, самый дальний из трёх домиков 1810 года постройки Василий Уманов привёз сюда из упразднённого города Александровска (ныне село) в 1823 году. В 1835 году усадьбу разделили наследники - Илья Уманов (которому достались два дальних домика) и Василий Чилаев (ближний дом), и вот у последнего-то в 1841 году снимал флигель Лермонтов.
21.
21а.
По случаю понедельника музей оказался закрыт, но на территорию усадьбы я прошёл беспрепятственно. Вот как выглядят изнутри два Умановских дома. Квартировал тут, кстати, не только Лермонтов - у Уманова и в окрестных (несохранившихся) усадьбах снимали флигеля и комнаты его друзья и сослуживцы, то есть в Пятигорске была целая "лермонтовская тусовка". Обратите внимание на бочку на колёсах - увы, табличка на ней лишь предупреждает "не забираться", но не поясняет, что это такое:
22.
Конюшня и хозпостройки усадьбы Чилаева, а рядом...
23.
...собственно, домик Лермонтова, где, как уже говорилось, поэт всего лишь квартировал несколько месяцев вместе с капитаном Алексеем Столыпиным.
24.
Тем не менее, его присутствие здесь всегда гордились, и потому владельцы берегли домик весь 19-й век. В 1884 году повесили мемориальную доску, а в 1912 - открыли музей. Здесь Лермонтов написал, например, "Пророка" и "Выхожу один я на дорогу...", а видимо для увеличения концентрации литературного духа в музей привезли стол из петербургской квартиры Лермонтова, за которым были написаны "Бородино", "Смерть поэта" и частично "Герой нашего времени".
24а.
Ещё какой-то флигель:
25.
И на ведущей вниз улице Карла Маркса третья усадьба квартала (1822), принадлежавшая в тот период Верзилиным. В её флигеле на другой стороне квартала квартировал Николай Мартынов (вот как-то забыл туда дойти!), сам же дом Верзилиных был местным "клубом", где собиралась в том числе "лермонтовская тусовка" - и именно здесь Лермонтов (к тому времени, с 8 июля перебравшийся в Железноводск) получи 13 июля тот самый вызов на последнюю дуэль...
26.
С Мартыновым Лермонтов познакомился ещё в 1837 году, в самом начале службы, где они были партнёрами по фехтованию. Дальше Мартынов тоже воевал на Кавказе и дослужился до майора, и тоже писал стихи и прозу, в которых многие литературоведы усматривают полемику с Лермонтовым. Говорят, он даже и не совсем графоманом был - неплохие для своего времени вещи писал, но всё же не того уровня, что остаётся в веках. В Пятигорске Лермонтов его почему-то крепко невзлюбил: Мартынов узнал себя в образе Грушницкого, Лермонтов над ним постоянно издевался и дал ему весьма обидную кличку Мартыш... и в общем, как я понимаю, Мартынов это всё терпел довольно долго, но подвела случайность: Лермонтов в очередной раз подколол Мартынова именно в тот момент, когда случайно остановилась музыка - и эту колкость ("Мартынов носит черкеску и замечательной величины кинжал" - уж не знаю, какой у этого был подтекст) услышала вся гостиная. Ну а по обычаям того времени, русскому офицеру только и оставалось вызвать обидчика на дуэль. Говорят, Лермонтов хотел свести эту дуэль к простой формальности и выстрелил в воздух, но вот Мартынов настроен был куда серьёзнее.... Мартынов был из богатого рода, и хотя военно-полевой суд приговорил его к разжалованию и лишению всех прав состояния, Николай I смягчил приговор до трёх месяцев ареста. Умер Мартынов в 1875 году в возрасте 60 лет, и был похоронен в фамильном склепе подмосковной усадьбы Иевлево. В 1924 году туда вселился интернат, ученики которого, видимо после очередного урока литературы, разгромили склеп, а останки Мартынова вышвырнули в озеро.
27.
Симпатичные, хотя и не столь старые домики на тихой улице Буачидзе, ограничивающей квартал снизу:
28.
29.
30.
На противоположном дому Умановых углу квартала сохранился ещё и дом Котыревых (1823), где в 1832-33 годах квартировал композитор Александр Алябьев - сын тобольского губернатора, военный, он прошёл всю Наполеоновскую войну до Парижа, но в 1825 году из-за подозрений в связях с декабристами был арестован якобы за убийство некоего помещика, три года провёл в Петропавловской крепости, а дальше сослан в Тобольск, затем жил в Пятигорске и Оренбурге... но и в ссылках не терял времени даром, записывая этнические и казачьи песни и создавая свои произведения. Дом Алябьева был музеефицирован лишь в 1997 году, к тому моменту пришёл в такое состояние, что фактически его построили заново. Во дворе - небольшой театр и концертный зал, видимо специализирующийся на алябьевских произведениях.
31.
Дальше - снова непарадная часть. Эти кадры сняты на косой улице Гоголя, в перспективе - высотка "Интуриста" на площади Ленина:
32.
33.
34.
35.
36.
А эти - на параллельной и несколько более оживлённой улице Дзержинского:
37.
38.
39.
Обе улицы с разных сторон обходят, пожалуй, самый роскошный дом в некурортной части Пятигорска - бывшую гостиницу "Эрмитаж" (1906-08), при Советах - библиотека и дом книги, а ныне - офисное здание. Он же, с угла - и на заглавном кадре:
40.
Детали:
41.
Двор, вид с улицы Гоголя:
42.
И дома напротив - на переднем плане "Детский мир" (изначально центральный универмаг), а последний дом кваратала - бывшая гостиница "Пятигорск", выходит на проспект Кирова - с фасада мы любовались ей в прошлой части,
кадр №17. В общем, здесь был центр старого города. Кстати, в квартале правее находится тот самый Нижний рынок.
43.
От "Эрмитажа" поднимемся в Лермонтовский сквер, к которому вплотную примыкает Преображенский костёл (1844), построенный братьями Бернардацци - кажется, единственный на КМВ. Для кого именно он строился - не знаю, может это инициатива самих братьев-швейцарцев, может - для ссыльных поляков (после восстания 1831 года многие из них были отправлены в армию на Кавказ, и к тому времени как раз стали выходить в отставку), а может просто для курортников католической веры.
44.
Самое интересное у этого костёла с обратной стороны - ни разу ещё не видел, чтобы колокольня аки хвост примыкала к апсиде:
45.
Какой же костёл без Девы Марии?
46.
Через Лермонтовский сквер от костёла - показанный в прошлой части православный собор Исцеления Спасителем расслабленного (1847-69). Сам же сквер создан гораздо позже, в 1887-89 годах. У входа - забавного вида сторожка:
47.
Памятник Лермонтову (1889) - первый в России, а автором его был тот самый Опекушин, что в 1880 увековечил в брозне Пушкина в Москве. Лермонтов тут сумрачный и несмиренный. Кажется, Мережковский писал, что если Пушкин - дневное светило русское поэзии, то Лермонтов - ночное светило.
48.
Глядит же он не куда-нибудь, а на Эльбрус:
49.
До чего ж громадная гора! И ведь стоит Эльбрус не на Большом Кавказском хребте, а отдельно. Отсюда до него 90 километров, но из 5 дней он был виден лишь в один до полудня - отчётливо утром с привокзальной площади Ессентуков, сквозь дымку - в 10 часов с Лермонтовского сквера и едва заметно в полдень с Машука.
50.
В следующей части - о курортных районах Старого Пятигорска, облепивших Машукское подножье.
ЮЖНАЯ РОССИЯ-2014
Обзор и оглавление.
Сарай-Бату и село Селитренное.
Астрахань.
Астраханский кремль.
Город Народов. Три двора, казаки и калмыки.
Город Народов. От немцев до дагестанцев.
Волга и её дары.
Дворы и трущобы.
Центр.
Советская улица и Братский сад.
Центр.
От Белого города до Больших Исад. Коса. Между кремлём и Волгой.
Вокруг центра по набережным.
Махалля.
Южные слободы.
Селение.
Северные слободы.
Правобережье.
Калмыкия.
Калмыцкая степь. Пейзажи и селения.
Речное (Астраханская область) и калмыцкие хурулы.
Элиста. Два хурула и вокзал.
Элиста. Центр.
Элиста. Сити-Чесс и мемориал "Исход и Возвращение".
Ставрополь.
Площадь, музей и общий колорит. Губернский город.
Вокзалы и парки.
Кавказские Минеральные Воды.
Минеральные Воды и Иноземцево.
Железноводск-Кисловодск. Железная дорога КМВ.
Бештау. Центр КМВ.
Ессентуки. Город.
Ессентуки. Курортный парк и Грязелечебница.
Ессентуки. Виктория, Санамер и Белый Уголь.
Пятигорск. От вокзала на Цветник.
Пятигорск. По центру.
Пятигорск. У подножья Машука.
Пятигорск. Машук.
Пятигорск. Окраины и предместья.
Железноводск. Город.
Железноводск. Курортный парк.
Кисловодск. Центр.
Кисловодск. Непарадное.
Кисловодск. Курортное.
Медовые водопады в Карачаево-Черкессии.