1905 год в Латвии чтут, так как тогда латыши впервые со Средних веков взбунтовались против своих баронов.
Не в первый, там и в 19 веке случались крестьянские бунты, но до размаха 1905 года, конечно, было им далеко...
в 1902-38 - первая в Риге латышская школа.
Видимо, здесь какая-то накладка. Потому как церковно-приходские школы для ненемецкого (читай - латышского) населения существовали в Риге со времен реформации.
Здания тут самые разные, возрастом от 13 до 19 века, а вот эта стекляшка справа и на 21-й потянет:
На их фоне, кстати, одетый не по погоде "Андерсен" из старого мюзикла "Тайна Снежной королевы" разгуливал ;-)
Такие Роланды ставились в средневековых "вольных городах" как символ их самоуправления, и что он мог символизировать в Риге конца 19 века - сказать сложно.
Видимо, не более чем памятник средневековой ганзейской славе...Существовал ли в Средние века в Риге свой "Роланд" я, честно говоря, так и не выяснил. В любом случае, нынешний - самый северный в Европе.
барочные сталинки, и кстати не уверен, что с ними
( ... )
Полагаю, что прилагательное "латышская" здесь указывает на языковой аспект. Т.е. на то, что школа была с обучением на латышском языке. В 1905 году требование о переводе образования с немецкого на латышский или хотя бы на русский, как общеимперский, язык обучения звучало довольно часто. Школы, особенно в сельской местности, были при храмах, священников в протестантских храмах назначали бароны, язык обучения был немецким. Примерно такая картина видится по литературе и газетам. Как это выглядит по архивным данным сказать не могу, в прибалтийских архивах не работал.
В 1905 году требование о переводе образования с немецкого на латышский или хотя бы на русский, как общеимперский, язык обучения звучало довольно часто. Школы, особенно в сельской местности, были при храмах, священников в протестантских храмах назначали бароны, язык обучения был немецким. Примерно такая картина видится по литературе и газетам. К 1905 году в экс-остзейских губерниях полным ходом шла уже политика "обрусения". Языком преподавания во всех учебных заведениях (и в частных тоже) был русский. Немцы испытывали от этого нехилый батхерт и, среди прочего, даже закрыли Ревельскую домскую школу, проработавшую с 1319 года - лишь бы только она на русском не работала
( ... )
Вид площади сейчас - в общем-то изрядно новодельный: Совершенно новодельный, и это сильно бьёт по глазам. Как будто сувенир какой из магазина. Думаю, пройдёт не менее 25 лет, прежде чем балтийский климат "состарит" эти новоделы до приемлемого состояния.
Разрушение собора Геббельс конечно приписал большевикам и использовал как повод для еврейского погрома, но судя по всему храм пал жертвой артобстрелов, так как на его площадках находился командный пункт ПВО и корректировщики артиллерии. Когда я поднимался на смотровую на Св. Петра в январе 2008-го, у меня был там забавный эпизод
( ... )
Думаю, пройдёт не менее 25 лет, прежде чем балтийский климат "состарит" эти новоделы до приемлемого состояния.
С учетом того, что прошло уже десять...Да, пример Гданьска и Варшавы говорит что лет 40 потребовалось для "естественного старения".
Бабуля в лифте, мне, наклонившись в мою сторону (очень тихо, почти шёпотом): - А вы знаете, пожар сорок первого на самом деле устроили не советы. Это сейчас им всё приписали.
Интересно, кто конкретно приписал? (То есть известно кто - коллаборационистская газета "Тевия" в 1941 году. Но кто и в каких изданиях пиарит этот бред в наши дни - разузнать бы. Даже в самой "антисоветской" по духу "Книги о Риги" А. Кольбергса 1999 года издания прямо указано, что это - дело рук вермахта).
Но кто и в каких изданиях пиарит этот бред в наши дни - разузнать бы. Да в народофронтовских изданиях 1989-91 гг. эта версия вовсю продвигалась. Так что пошла и "в народ", видимо. Но бабуля, видимо, хотела меня перестраховать от неправильных версий :) Хотя, я бы непременно потом и сам перепроверил, по возвращению.
Да в народофронтовских изданиях 1989-91 гг. эта версия вовсю продвигалась.
Никогда не работал с народнофронтовскими изданиями, но, подозреваю, что о них бы сейчас мало кто помнил. Конечно, Народный фронт - это очень сильное колдунство, но даже он не смог бы запустить в народ версию, которую легко мог опровергнуть любой рижский старожил, помнящий обстрел города в 1941 года. Здравый смысл подсказывает, что невозможно было бы уничтожить прямым попаданием дом Черноголовых и застройку вокруг церкви, а шпиль при этом оставить нетронутым...
Хотя, я бы непременно потом и сам перепроверил, по возвращению.
Извините, что бы перепроверили? ;-) Ведь и в инфостендах в самой церкви Петра, и во всей изданной на русском языке до последнего дня краеведческой литературе нигде не говорится, что церковь была подожжена большевиками...
Лет в 16 он меня жутко раздражал, кстати. В смысле - этот дом, а не архитектор Мандельштам, конечно же. А вот сейчас - никакого отторжения не вызывает.
Мне было лет 17, когда я начинала фотографировать рижские дома, и обнаружила, что больше всего по своей архитектуре мне нравились именно те, что строились по проекту Мандельштама, включая и этот дом на ул. Калею, 23.
Мне в 17 лет больше всего нравились амбары и бюргерские дома, типа среднего из "Трех братьев". Но фоткать жаба душила, мне их моя тогдашняя пассия из Академии художеств зарисовывала;-) Помню, мы с ней прокололись на Клостера (ЕМНИП), где есть замечательная стилизация двадцатых годов...
Comments 104
Reply
Reply
Reply
Reply
http://www.liveriga.com/ru/2977-tserkov-sv-marii-magdalinyi
Reply
Не в первый, там и в 19 веке случались крестьянские бунты, но до размаха 1905 года, конечно, было им далеко...
в 1902-38 - первая в Риге латышская школа.
Видимо, здесь какая-то накладка. Потому как церковно-приходские школы для ненемецкого (читай - латышского) населения существовали в Риге со времен реформации.
Здания тут самые разные, возрастом от 13 до 19 века, а вот эта стекляшка справа и на 21-й потянет:
На их фоне, кстати, одетый не по погоде "Андерсен" из старого мюзикла "Тайна Снежной королевы" разгуливал ;-)
Такие Роланды ставились в средневековых "вольных городах" как символ их самоуправления, и что он мог символизировать в Риге конца 19 века - сказать сложно.
Видимо, не более чем памятник средневековой ганзейской славе...Существовал ли в Средние века в Риге свой "Роланд" я, честно говоря, так и не выяснил. В любом случае, нынешний - самый северный в Европе.
барочные сталинки, и кстати не уверен, что с ними ( ... )
Reply
Reply
Reply
Совершенно новодельный, и это сильно бьёт по глазам. Как будто сувенир какой из магазина.
Думаю, пройдёт не менее 25 лет, прежде чем балтийский климат "состарит" эти новоделы до приемлемого состояния.
Разрушение собора Геббельс конечно приписал большевикам и использовал как повод для еврейского погрома, но судя по всему храм пал жертвой артобстрелов, так как на его площадках находился командный пункт ПВО и корректировщики артиллерии. Когда я поднимался на смотровую на Св. Петра в январе 2008-го, у меня был там забавный эпизод ( ... )
Reply
С учетом того, что прошло уже десять...Да, пример Гданьска и Варшавы говорит что лет 40 потребовалось для "естественного старения".
Бабуля в лифте, мне, наклонившись в мою сторону (очень тихо, почти шёпотом):
- А вы знаете, пожар сорок первого на самом деле устроили не советы. Это сейчас им всё приписали.
Интересно, кто конкретно приписал? (То есть известно кто - коллаборационистская газета "Тевия" в 1941 году. Но кто и в каких изданиях пиарит этот бред в наши дни - разузнать бы. Даже в самой "антисоветской" по духу "Книги о Риги" А. Кольбергса 1999 года издания прямо указано, что это - дело рук вермахта).
Reply
Да в народофронтовских изданиях 1989-91 гг. эта версия вовсю продвигалась. Так что пошла и "в народ", видимо. Но бабуля, видимо, хотела меня перестраховать от неправильных версий :)
Хотя, я бы непременно потом и сам перепроверил, по возвращению.
Reply
Никогда не работал с народнофронтовскими изданиями, но, подозреваю, что о них бы сейчас мало кто помнил.
Конечно, Народный фронт - это очень сильное колдунство, но даже он не смог бы запустить в народ версию, которую легко мог опровергнуть любой рижский старожил, помнящий обстрел города в 1941 года. Здравый смысл подсказывает, что невозможно было бы уничтожить прямым попаданием дом Черноголовых и застройку вокруг церкви, а шпиль при этом оставить нетронутым...
Хотя, я бы непременно потом и сам перепроверил, по возвращению.
Извините, что бы перепроверили? ;-)
Ведь и в инфостендах в самой церкви Петра, и во всей изданной на русском языке до последнего дня краеведческой литературе нигде не говорится, что церковь была подожжена большевиками...
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment