Leave a comment

Comments 53

dima1989 June 13 2013, 22:20:08 UTC
Панеряй - действительно страшное место, по типу Бутовского полигона.

О евреях ты забыл упомянуть уроженку Вильнюса писательницу Александру Бруштейн (Выгодскую в девичестве) и её трилогию "Дорога уходит в даль" - достаточно известное произведение автобиографического характера, действие которого происходило в Вильно в последние годы 19 века. Причём она училась в институте благородных девиц, единственном в Империи, куда принимали некрещённых евреек. Её отец, Яков Выгодский был хасидом, основателем первого в мире общества врачей-евреев (странно, что до этого додумались только в Вильнюсе) и погиб в Виленском гетто в декабре 41-го.

Reply

varandej June 13 2013, 23:58:01 UTC
Виленские евреи до многого додумались первым.
Брунштейн мне раньше уже цитировали, но я с её творчеством совсем не знаком...

Reply

dima1989 June 14 2013, 07:40:06 UTC
Понятно. Кстати, по переписи 1897 года иудеями было 49% населения Вильна.

Reply

ext_1665371 June 14 2013, 15:05:47 UTC
Любопытно, что дочь Александры Бруштейн - Надежда Надеждина, основала ансамбль русского народного танца "Берёзка"

Reply


vyrud June 13 2013, 22:33:23 UTC
Виленская иешива же в 1873 году была и вовсе преобразована в Еврейский учительский институт, за 3 года до открытия "обычного" учительского инститата. Правда, где находилось здание, я так и не разобрался, поэтому вот фотография Мирской иешивы:

была на Pylimo 2, вот фотка: http://lt.wikipedia.org/wiki/Vaizdas:Vilnius_-_Jeszywa_Talmud_Tora_01.JPG :)

Упоминается, что в довоенном Вильно было 105 синагог - и в принципе в эту цифру можно поверить

Наверно не все были синагогами: на научных саитах говорят "синагоги и евереиские молельные дома, которые часто устраивалис в жилых помещениях". Тут я незнаю, нужны знатоки юдаизма. Но и синагог было много. Не один десяток ето точно.

Похоже, что в Вильнюсе действительно сохранилась только одна Хоральная синагога (1899-1903), Деиствует одна, но зданий больше сохранилось. Думаю не меньше 10. Кому интересно вот например Владимир Левин из Jewish Art Center Hebrew University of Jerusalem читает ( ... )

Reply

varandej June 13 2013, 23:40:46 UTC
Спасибо! По наводкам из видео взялся искать адреса - и мне выпал текст с подробным обзором ВСЕХ уцелевших еврейских памятников Вильнюса. Их, оказывается, немерено! И большинство я, конечно, упустил :)
http://www.jewish-heritage.org/agran.htm

Reply

krilvic June 14 2013, 06:19:41 UTC
Очень интересная ссылка.

Reply

varandej June 14 2013, 10:32:37 UTC
То-то и оно! Очень редкий случай - подробный анализ только сохранившихся памятников.

Reply


taanyabars June 14 2013, 05:59:56 UTC
А площадь еврейского гетто как по-литовски будет? Хочу на карте найти.
Получается, мы жили чуть ли не в эпицентре гетто (улица Geliu), упирающаяся в Пилимо, и хоть видели синагогу, я почему-то искала следы гетто в районе бастиона. Аграновского тоже прочла уже после последней поездки в Вильнюс. И памятник Шабаду тоже был поставлен уже после.
И кстати, безотносительно Бруштейн (понимаю, что вам с ней уже надоели, но книга действительно замечательная в плане описания быта и нравов того времени, не считая всего остального), ее отец Ягов Выгодский заслуживает упоминания как один из виднейших дейтелей еврейской общины в Вильно, и это как раз в основном по тексту Аграновского, где он многажды упоминается.

Reply

varandej June 14 2013, 10:31:31 UTC
Хотел ответить раньше, но ЖЖ опять зафейлил как раз в тот момент.
Площадь по-литовским будет Geto Aukų aikštė. Получается, что жили вы не в самом гетто, но в центре дореволюционного еврейского квартала.
Про Выгодского читал, но всей этой истории одним постом не охватить.

Reply


object_d June 14 2013, 06:34:26 UTC
>>>>>Непостижимо мрачное место, и царящая вокруг лесная идиллия с поющими птичками и толстыми виноградными улитками лишь добавляет ощущение противоестественности, запредельности творившихся здесь злодеяний.<<<<<

Я тоже всегда удивляюсь удивительной тишине, спокойствию и умиротворению, царящим сегодня в таких местах.
И никаких объяснений не нахожу.

Reply


ext_851562 June 14 2013, 07:33:34 UTC
Парадокс, что в советское время официально никто и неговорил об холокосте. Официально - в этих местах были убиты тысячи советских граждан. Но все всё и так знали, о войне всё неофициальное рассказывали дедушки и бабушки. Только нерассказали, почему эти простые селяни вдруг стали гиперактивными полачями. А ещё странно, что многие склонны искать кокого-то оправдания этим злодействам. Нелегко это признать - да, я из народа полачей.

Reply

ext_880995 June 14 2013, 08:45:38 UTC
Смотрите, я не думаю, что существуют "народы-палачи". Среди литовцев был самый высокий в Прибалтике процент как убийц евреев, так и тех, кто помогал скрываться евреям.
И это естественно. Ведь именно литовцы имели самый долгий исторический опыт контакта с евреями. Со всеми вытекающими отсюда симпатиями и антипатиями.

Reply

ext_851562 June 14 2013, 09:45:27 UTC
Как перевести "žydšaudžiai" я незнаю. Помню читал както статью о литовской ярмарке книг в израельськой газете - там 1/4 статьи не о книгах было а о том как истребляли евреев в литве и живы ещё палачи.

Reply

ext_880995 June 14 2013, 10:06:48 UTC
"Стрелок по евреям", вероятно - если политически корректный перевод давать. А так "жидострел".

читал както статью о литовской ярмарке книг в израельськой газете - там 1/4 статьи не о книгах было а о том как истребляли евреев в литве и живы ещё палачи.

Ну, значит какой-то недалекий журналист статью писал. При чем тут события времен ВМВ и современная выставка книг?

Reply


Leave a comment

Up