Панеряй - действительно страшное место, по типу Бутовского полигона.
О евреях ты забыл упомянуть уроженку Вильнюса писательницу Александру Бруштейн (Выгодскую в девичестве) и её трилогию "Дорога уходит в даль" - достаточно известное произведение автобиографического характера, действие которого происходило в Вильно в последние годы 19 века. Причём она училась в институте благородных девиц, единственном в Империи, куда принимали некрещённых евреек. Её отец, Яков Выгодский был хасидом, основателем первого в мире общества врачей-евреев (странно, что до этого додумались только в Вильнюсе) и погиб в Виленском гетто в декабре 41-го.
Виленская иешива же в 1873 году была и вовсе преобразована в Еврейский учительский институт, за 3 года до открытия "обычного" учительского инститата. Правда, где находилось здание, я так и не разобрался, поэтому вот фотография Мирской иешивы:
Упоминается, что в довоенном Вильно было 105 синагог - и в принципе в эту цифру можно поверить
Наверно не все были синагогами: на научных саитах говорят "синагоги и евереиские молельные дома, которые часто устраивалис в жилых помещениях". Тут я незнаю, нужны знатоки юдаизма. Но и синагог было много. Не один десяток ето точно.
Похоже, что в Вильнюсе действительно сохранилась только одна Хоральная синагога (1899-1903), Деиствует одна, но зданий больше сохранилось. Думаю не меньше 10. Кому интересно вот например Владимир Левин из Jewish Art Center Hebrew University of Jerusalem читает
( ... )
Спасибо! По наводкам из видео взялся искать адреса - и мне выпал текст с подробным обзором ВСЕХ уцелевших еврейских памятников Вильнюса. Их, оказывается, немерено! И большинство я, конечно, упустил :) http://www.jewish-heritage.org/agran.htm
А площадь еврейского гетто как по-литовски будет? Хочу на карте найти. Получается, мы жили чуть ли не в эпицентре гетто (улица Geliu), упирающаяся в Пилимо, и хоть видели синагогу, я почему-то искала следы гетто в районе бастиона. Аграновского тоже прочла уже после последней поездки в Вильнюс. И памятник Шабаду тоже был поставлен уже после. И кстати, безотносительно Бруштейн (понимаю, что вам с ней уже надоели, но книга действительно замечательная в плане описания быта и нравов того времени, не считая всего остального), ее отец Ягов Выгодский заслуживает упоминания как один из виднейших дейтелей еврейской общины в Вильно, и это как раз в основном по тексту Аграновского, где он многажды упоминается.
Хотел ответить раньше, но ЖЖ опять зафейлил как раз в тот момент. Площадь по-литовским будет Geto Aukų aikštė. Получается, что жили вы не в самом гетто, но в центре дореволюционного еврейского квартала. Про Выгодского читал, но всей этой истории одним постом не охватить.
>>>>>Непостижимо мрачное место, и царящая вокруг лесная идиллия с поющими птичками и толстыми виноградными улитками лишь добавляет ощущение противоестественности, запредельности творившихся здесь злодеяний.<<<<<
Я тоже всегда удивляюсь удивительной тишине, спокойствию и умиротворению, царящим сегодня в таких местах. И никаких объяснений не нахожу.
Парадокс, что в советское время официально никто и неговорил об холокосте. Официально - в этих местах были убиты тысячи советских граждан. Но все всё и так знали, о войне всё неофициальное рассказывали дедушки и бабушки. Только нерассказали, почему эти простые селяни вдруг стали гиперактивными полачями. А ещё странно, что многие склонны искать кокого-то оправдания этим злодействам. Нелегко это признать - да, я из народа полачей.
Смотрите, я не думаю, что существуют "народы-палачи". Среди литовцев был самый высокий в Прибалтике процент как убийц евреев, так и тех, кто помогал скрываться евреям. И это естественно. Ведь именно литовцы имели самый долгий исторический опыт контакта с евреями. Со всеми вытекающими отсюда симпатиями и антипатиями.
Как перевести "žydšaudžiai" я незнаю. Помню читал както статью о литовской ярмарке книг в израельськой газете - там 1/4 статьи не о книгах было а о том как истребляли евреев в литве и живы ещё палачи.
"Стрелок по евреям", вероятно - если политически корректный перевод давать. А так "жидострел".
читал както статью о литовской ярмарке книг в израельськой газете - там 1/4 статьи не о книгах было а о том как истребляли евреев в литве и живы ещё палачи.
Ну, значит какой-то недалекий журналист статью писал. При чем тут события времен ВМВ и современная выставка книг?
Comments 53
О евреях ты забыл упомянуть уроженку Вильнюса писательницу Александру Бруштейн (Выгодскую в девичестве) и её трилогию "Дорога уходит в даль" - достаточно известное произведение автобиографического характера, действие которого происходило в Вильно в последние годы 19 века. Причём она училась в институте благородных девиц, единственном в Империи, куда принимали некрещённых евреек. Её отец, Яков Выгодский был хасидом, основателем первого в мире общества врачей-евреев (странно, что до этого додумались только в Вильнюсе) и погиб в Виленском гетто в декабре 41-го.
Reply
Брунштейн мне раньше уже цитировали, но я с её творчеством совсем не знаком...
Reply
Reply
Reply
была на Pylimo 2, вот фотка: http://lt.wikipedia.org/wiki/Vaizdas:Vilnius_-_Jeszywa_Talmud_Tora_01.JPG :)
Упоминается, что в довоенном Вильно было 105 синагог - и в принципе в эту цифру можно поверить
Наверно не все были синагогами: на научных саитах говорят "синагоги и евереиские молельные дома, которые часто устраивалис в жилых помещениях". Тут я незнаю, нужны знатоки юдаизма. Но и синагог было много. Не один десяток ето точно.
Похоже, что в Вильнюсе действительно сохранилась только одна Хоральная синагога (1899-1903), Деиствует одна, но зданий больше сохранилось. Думаю не меньше 10. Кому интересно вот например Владимир Левин из Jewish Art Center Hebrew University of Jerusalem читает ( ... )
Reply
http://www.jewish-heritage.org/agran.htm
Reply
Reply
Reply
Получается, мы жили чуть ли не в эпицентре гетто (улица Geliu), упирающаяся в Пилимо, и хоть видели синагогу, я почему-то искала следы гетто в районе бастиона. Аграновского тоже прочла уже после последней поездки в Вильнюс. И памятник Шабаду тоже был поставлен уже после.
И кстати, безотносительно Бруштейн (понимаю, что вам с ней уже надоели, но книга действительно замечательная в плане описания быта и нравов того времени, не считая всего остального), ее отец Ягов Выгодский заслуживает упоминания как один из виднейших дейтелей еврейской общины в Вильно, и это как раз в основном по тексту Аграновского, где он многажды упоминается.
Reply
Площадь по-литовским будет Geto Aukų aikštė. Получается, что жили вы не в самом гетто, но в центре дореволюционного еврейского квартала.
Про Выгодского читал, но всей этой истории одним постом не охватить.
Reply
Я тоже всегда удивляюсь удивительной тишине, спокойствию и умиротворению, царящим сегодня в таких местах.
И никаких объяснений не нахожу.
Reply
Reply
И это естественно. Ведь именно литовцы имели самый долгий исторический опыт контакта с евреями. Со всеми вытекающими отсюда симпатиями и антипатиями.
Reply
Reply
читал както статью о литовской ярмарке книг в израельськой газете - там 1/4 статьи не о книгах было а о том как истребляли евреев в литве и живы ещё палачи.
Ну, значит какой-то недалекий журналист статью писал. При чем тут события времен ВМВ и современная выставка книг?
Reply
Leave a comment