Ни разу не хватило терпения разобраться в этих двориках и основательно обойти Университет. Только сейчас поняла, как была неправа... По поводу эффективности русификации Муравьева - могу судить только по полудокументальной литературе: суда по ней, впечатление эффективности как-то не складывается. Моя любимая детская книга - Вильнюс примерно 1894-1902. Одна из многих сцен на эту тему: две девочки идут до начала уроков по школьному коридору и говорят по-польски. Училка подслушивает и устраивает выволочку: в стенах института можно говорить только по-русски...
Эх вот у нас вечно, то монголы, то смуты отталкивают нас назад. Еще и слишком консервативная религия образованию тоже не слишком способствовала. Приятно наверно учиться в старинном университете.
Монгольское нашествие вряд ли "оттолкнуло нас назад" само по себе - Русь на тот момент и без всяких монголов была в плачевном состоянии и погрязла в междоусобицах. А вот начинания Годунова мне представляются очень прогрессивными.
Религия не при чём: Острожская академия была основана на 5 лет раньше Виленского университета, православным аналогом коллегиумов были братские школы. Но всё это происходило на территории ВКЛ, в то время как Русское царство просто было слишком далеко от происходивших в тогдашней Европе процессов.
Я думаю монголы точно сильно повлияли. По крайней мере глядя на родные владимирские соборы и на реконструкцию замка в Боголюбове, появляется мысль что не дали нам просто развиться дальше. Романский стиль застали, а готику благодаря монголам нет. Читал еще что есть версия что одна из причин заговора против Боголюбского, то что он хотел принять на владимирской земле католичество, так как близко общался с Барбароссой. Не знаю насколько всё это правда, но отбросили я думаю нас они сильно.
Развитие к тому времени застопорилось и без всяких монголов. Как раз наоборот: Русь ослабла настолько, что стала лёгкой добычей монгольской армии. Что касается готики - то а нужна ли она была? В Новгороде, например, и Ганза присутствовала, и каменное строительство шло в 13-14 веках активнее, чем по всей остальной Руси вместе взятой (включая Литовскую), а готика ограничилась зданием Владычной палаты, в Пскове аналогично. "Пламенеющая готика" в нашем климате в принципе невозможна, её не было и в Северной Европе, так что завидовать особо нечему.
Что касается православия как помехи в образовании - давайте не забывать о "берестяных грамотах". Общий уровень грамотности на Руси был одним из самых высоких в Европе. Скорее, у нас было более развито начальное образование, а в Европе - высшее.
Comments 77
Только сейчас поняла, как была неправа...
По поводу эффективности русификации Муравьева - могу судить только по полудокументальной литературе: суда по ней, впечатление эффективности как-то не складывается.
Моя любимая детская книга - Вильнюс примерно 1894-1902. Одна из многих сцен на эту тему: две девочки идут до начала уроков по школьному коридору и говорят по-польски. Училка подслушивает и устраивает выволочку: в стенах института можно говорить только по-русски...
Reply
Reply
Reply
Reply
А Университет не похож ни на что, такая студенческая атмосфера, как в Оксфорде.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Религия не при чём: Острожская академия была основана на 5 лет раньше Виленского университета, православным аналогом коллегиумов были братские школы. Но всё это происходило на территории ВКЛ, в то время как Русское царство просто было слишком далеко от происходивших в тогдашней Европе процессов.
Reply
Reply
Что касается православия как помехи в образовании - давайте не забывать о "берестяных грамотах". Общий уровень грамотности на Руси был одним из самых высоких в Европе. Скорее, у нас было более развито начальное образование, а в Европе - высшее.
Reply
http://ru.m.wikipedia.org/wiki/%CA%B8%ED%E8%E3%F1%E1%E5%F0%E3%F1%EA%E8%E9_%F3%ED%E8%E2%E5%F0%F1%E8%F2%E5%F2
Reply
Reply
Leave a comment