Dec 17, 2012 15:21
Серия постов о Молдове и Приднестровье высветила один интересный момент из истории советского и постсоветского транспорта. Как известно, при СССР трамваи и троллейбусы строятся, а после его распада - ликвидируются. Но оказывается, есть некоторое количество обратных примеров!
Трамвайные системы, закрытые в советское время (только электрические; не считая уничтоженных войной и не восстановленных):
Кременчуг (Украина) - 1921, действовал с 1899 года.
Выборг (Россия) - 1957, действовал с 1912 года, колея 1000мм.
Кишинёв (Молдова) - 1961. действовал с 1893 года, колея 1000мм.
Черновцы (Украина) - 1967, действовал с 1897 года (Австро-Венгрия), колея 1000мм
Новороссийск (Россия) - 1969, действовал с 1934 года.
Симферополь (Украина, Крым) - 1970, действовал с 1914 года, колея 1000мм.
Самарканд (Узбекистан) - 1973, действовал с 1947 года.
Гянджа (Азербайджан) - 1976, действовал с 1924 года.
Углегорск (Украина, Донбасс) - 1980, действовал с 1958 года.
Кроме того, в 1976 году была закрыта междугородняя линия Челябинск-Копейск, а в 1965 - Волчанск-Карпинск.
В 1930-е годы были закрыты трамваи в Белгороде-Днестровском (1904-30) и Клайпеде (1904-34), но они тогда не входили в состав СССР.
Троллейбусные системы, открытые в постсоветское время.
Бендеры (Приднестровье) - 1993, с междугородней линией на Тирасполь.
Алушта (Украина, Крым) - 1993, ответвтление линии Симферополь-Ялта.
Нарын (Киргизия) - 1994
Великий Новгород (Россия) - 1995
Ургенч - Хива (Узбекистан) - 1997, междугородняя линия.
Химки (Россия, Подмосковье) - 1997, с 2001 года - междугородняя линия в Москву.
Видное (Россия, Подмосковье) - 2000
Подольск (Россия, Подмосковье) - 2001
Сызрань (Россия) - 2002, закрыта в 2009
Керчь (Украина, Крым) - 2004.
При этом что интересно: в советское время было закрыто всего два троллейбуса (уральский Качканар, 1972-85 и югоосетинский Цхинвал, 1982-90, т.е. ещё до военных действий), в постсоветское не открыто ни одного трамвая.
И да, разумеется, это капля в море: при Советах были построены все троллейбусные системы бывшего СССР (кроме Черновцов, принадлежавших в 1939 году, когда открылся троллейбус, Румынии) и больше половины трамвайных; в постсооветское время полностью закрыты трамваи в российских Карпинске (1994), Шахтах (2001), Архангельске (2004), Астрахани (2007), Иванове (2008), Воронеже (2009), Рязани (2010, украинских Макеевке (2006) и Стаханове (2007), казахстанской Караганде (1997). В большинстве городов России трамвай если не ликвидирован полностью, то сокращён в разы. Троллейбусы ликвидированы в российских Шахтах (2007), Архангельске (2008), Тюмени (2009) и Владикавказе (2010), украинских Дзержинске (2007), Доброполье (2010), Стаханове (2011), казахстанских Атырау (1999), Кустанае (2005), Чимкенте (2005), Астане (2008), Караганде (2010). В странах Закавказья и Средней Азии ликвидирован весь городской электротранспорт подчистую, кроме трамвая в Ташкенте, троллейбусов в Ереване (Армения), Сухуме (Абхазия), Душанбе (Таджикистан), Бишкеке и Оше (Киргизия).
Однако сам по себе факт интересный.
И пожалуйста, не ищете в этом политики и про/антисоветской пропаганды.
транспорт,
троллейбусы,
география,
трамваи,
список