Все-таки экономико-социальная география мира - по-моему, самая страшная наука. Страшнее, чем история, так как все это происходит тут, в одном с нами мире. А уж когда экономическая география и история соединяются, взгляду открывается нечто поистине чудовищное... Все-таки сколько бы мы ни ругали наш нынешний мир, рядом с миром Холодной войны он светел и добр.
Вот это нечто, похожее на раковоую опухоль посреди города, существовало на окраине тогда еще британского Гонконга с 1970-х по 1993-й год. Это Коулун - китайский анклав на подконтрольной Британии территории. Когда-то, когда Гонконг перешел в британское подданство, здесь располагалась китайская крепость, из которой планировалось осуществлять контроль за окуппантами. Британцы в свое время без труда эту крепость взяли, но не нашли там даже регулярных воинских частей, и потеряли к Коулуну всякий интерес. Так возник анклав, неподконтрольный ни Китаю, ни Британии. Его размеры составляли всего 150х200м, а население к концу 1980-х достигло 50 тысяч человек.
Выглядело это вот так:
Или вот так:
Население росло с огромной скоростью и из-за высокой в те годы плодовитости китайцев, и из-за иммиграции, причины которой заключались в близости богатого Гонконга, но, что еще важнее, из-за анклава анархии - со всего Китая сюда стекались "деклассировнные элементы". Но так как территория Коулуна была со всех сторон окружена иным государством, район не мог расширяться, и уплотнялся, в конце концов из квартала превратившись в гигантскую коммуналку.
Вот как это выглядело изнутри:
Улицы - находиться там было невозможно, так как они превратились в сплошную свалку.
Крыши - стали в городе фактически дворами.
Рядом помещался аэропорт Гонконга - одного из крупнейших в Азии воздушных узлов, и вой самолетов звучал тут круглые сутки.
Магазины и фабрики помещались прямо в квартирах. В квартирах же располагались медицинские кабинеты (несложно представить, как там с санитарией было), бордели, нарколаборатории... И полная анархия, никакого контроля извне, никаких властей. В то же время Коулун жил - здесь существовали собственные государственные службы (вроде почты), собственная медицина. Не знаю, были ли тут школы, но могли вполне быть и они.
Мясокомбинат. Одной из статей дохода Коулуна была торговля собачьим мясом.
туалетной фобией жителям Коулуна страдать не доводилось, ибо то, что вы тут видите - это источник бытовой воды. Справа: клаустрофобия и боязнь высоты для них также была непозволительной роскошью… Туристы, кстати, редко привозили хорошие снимки из Коулуна - они часто жаловались, что внутри не хватает места, чтобы сфокусировать фотоаппарат (фото Greg Girard и с сайта flex.co.jp)." width="478" src="
http://www.membrana.ru/images/articles/1187811487-13.jpeg" />
Такими здесь были источники бытовой воды, а люди обживали даже ветиляционные шахты.
При населении 50 тыс. чел. и площади в несколько сотых квадратного километра, Коулун достиг плотности населения более 2000000чел/км. Для сравнения, если бы такая плотность населения была в Москве, Москва могла бы вместить все население Китая, включая нелегальных людей! Но при этом этажность в Коулуне была относительной низкой - всего 10-12 этажей. Тут уже стоит посчитать плотность населения не на квадратный, а на кубический километр!
...в фантастике существует целое направление, рисующее нам мрачные картины перенаселенного капиталистического и анархического мира. Называется оно киберпанк - может, кто-то читал Филиппа Дика или Джефа Нуна? В 1980-е в Коулуне возник киберпанк наяву. Пожалуй, самое чудовищное гетто (употребляю это слово не в том значении, в каком оно понималось в войну, а в том, как оно понимается сейчас) за всю историю человечества.
Основанный как крепость для контроля за Гонконгом, Коулун стал головной болью Китая на его территории - и китайцы пытались отдать квартал британцам, те же наотрез отказывались. Наконец, в 1993 году, незадолго до передачи Гонконга Китаю, Британия все-таки включали Коулун в состав Гонконга, и вскоре квартал был выселен и снесен. Ныне на его месте разбит парк и восстановлена старинная крепость, и ничто уже не напоминает о черном ужасе, творившемся здесь совсем недавно.
Фотографии
отсюда