Долина. Ещё раз про соль и нефть.

Jul 19, 2012 13:08



Долина - небольшой (20,5 тыс. жителей) городок уже в Ивано-Франковской области, но наиболее доступный из Львова, до которого отсюда 110 километров через Стрый, Моршин и Болехов. Как и Дрогобыч с пригородами, Долина на протяжении всей своей истории жила либо солью, либо нефтью. Нефть тут добывют с 1891 года, и с ней связан Новый город; соль добывали едва ли не более тысячи лет, и прекратили лишь совсем недавно - с ней связан Старый город и руины солеваренного завода. В общем, ещё одно место, которое я пропустить не мог.


Маршрутка Львов-Долина ходит от железнодорожного вокзала примерно раз в час, а в пути чуть менее 3 часов. Сначала - до Николаева, после которого дорога раздваивается, но по обоим направлениям все примечательные места имеют двойников. Стрый можно соотнести с Дрогобычем (субрегиональный центр, сецессия, готика), Моршин - с Трускавцом (курорты №2 и №1 в Западной Украине соответственно), Болехов - с Сходницей (а "скалы Довбуша" близ него - с Тустанью), и наконец Долину - с Бориславом. Правда, если "там" всё группируется вокруг Дрогобыча, "здесь" - вытянуто вдоль трассы, между всеми четырьмя городками примерно по 20 километров. Центр Долины - Кольцо:

2.


Дело в том, что Долина - это как бы два города, "новый" (Долина-по-умолчанию) и "старый" (Старая Долина), между которыми 2-3 километра. Кольцо - как раз на выезде из Новой Долины в Старую. Вокзал - чуть в стороне, за обелиском, а даты на самом обелиске как минимум странные: 988-1991. Это, надо полагать, с Крещения Руси кончилась "воля Украины"? Или то была первая попытка освободиться от новгородских варваров? Или архитектор просто об этом не думал?

3.


В 1875 году здесь прошла так называемая "Железная дорога эрцгерцога Альбрехта" (Львов-Стрый-Станиславов) длиной 181км, но вокзал, судя по виду, рубежа 19-20 веков. Со стороны площади (откуда ходят маршрутки во Львов и Ивано-Франковск) его можно принять за сталинский, но со стороны путей - безусловно, австрийский. Вид у станции очень уютный:

4.


Внутри же мне запомнился в первую очередь вот это очаровательный столб:

5.


Между автовокзалом и кольцом - базар, и фактически вторая автостанция находится у стеллы: оттуда маршрутки и ПАЗики отправляются в соседние Болехов, Моршин и Стрый, а также в окрестные сёла. Близ стелы - вот такая вот советская ратуша в "неогуцульском" стиле, который вообще очень популярен в ивано-франковском Прикарпатье:

6.


Новую Долину мы осмотрели, прямо скажем, не очень. Да и в принципе это обычный советский городок. Хотя нефтянка сказывается - например, darriuss она "напоминла белорусские райцентры после Дожинок". Мне показалось, это всё же перебор, ибо после "Дожинок" белорусский центр выглядит как-то так, но всё же о Новой Долине отсылаю к Дарриусу. Впрочем, вот пара деталей как иллюстрация:

7.


Особенно хороши вот такие вот остановки в стиле парижского метро:

8.


Разделяет две части города Долинское озеро, причём судя по карте - именно озеро, а не пруд. На берегах - несколько источников минеральной воды:

9.


Внушительного размера собор:

10.


И, на выезде в сторону Старой Долины - вот такие вот сооружения, которые у меня сразу вызвали ассоциации с солеварением:

11.


А соединяет две Долины автобус с чудесным названием маршрута:

11а.


И мы сразу поехали к нашей главной цели - солеваренному заводу. Выходить - у церкви Рождества Богородицы (1904) на главной улице Шептицкого, за одну остановку до конечной:

12.


От которой надо поворачивать направо. В принципе о местонахождении солеварни тут все знают, и интересу к ней не удивляются, хотя и ругают правительство, которое "всё развалило". А ведь по некоторым данным, соль тут добывали более тысячи лет - вероятные упоминания о Долине как соляном месторождении относятся к 1112 и даже 979 годам. Достоверна Долина известна с 1438г., в 1525 получила Магдебургское право, а в 1668 и 1740 прославилась крупным антипольскими восстаниями, в которых долинцам помогали опришки - карпатские разбойники, которые вели с шляхтой партизанскую войну. Ну а солеварня, к которой мы шли, известна с 1475 года, хотя все её постройки - рубежа 19-20 веков: в 1886 и 1898 годах старые цеха (да и большая часть самого города) были уничтожены пожарами.
...До солеварни идти минут 5-10. На полпути встречает труба, не дымящая так давно, что на верхушке аисты свили гнездо. Между тем, по кладке хорошо видно, что эта труба - австрийская:

13.


Рядом несколько жилых домов - как говорят местные, здесь жили инженеры и администраторы солеварни. Но с другой стороны - зачем труба и явно производственные постройки на заднем плане? Не был ли это ещё один сользавод?

14.


Солеварня опознается по деревянному шпилю, торчащему из-за деревьев. У входа на территорию - будка смотрителей, и я уже настроился на неприятный разговор со сторожем, но навстречу нам вышла женщина средних лет, и сразу (причём по-русски) попросила не забираться внутрь цехов, потому что там всё может обрушиться и это опасно, после чего удалилась обратно. Надо сказать, на полумёртвых сользаводах Западной Украины это нормально - про Дрогобыч я уже писал, а в Солотвине ходил и фотографировал на глазах у охраны:

15.


Итак, вид практически от дверей. Солеварня закрылась, кажется, в 2002 году, и теперь медленно разрушается. Три трубы с плаката в центре города (который на вводном кадре) разобрали почти сразу, всё остальное уходит в небытие постепенно.
Здесь видны контора (со шпилем) и примыкающий к ней склад:

16.


В двери и окна конторы можно заглядывать:

17.


Стоящий рядышком дом (опять же хорошо видимый на плакате) я не смог толком сфотографировать из-за густой зелени. Вероятно, здесь жил начальник завода (тем более что рядом действовали ещё и две шахты):

18.


Что это за яма? Ни то колодец, ни то место выкорчеванной с корнем трубы:

19.


За конторой - ещё один цех с черепичной крышей. kamienczanka указывает его как "административный корпус", смотрительница сказала нам, что это была кузница, а меня ввёл в сомнение деревянный дымоход, через который, конечно же, мог выходить только пар. Я всё же рискну предположить, что это варница:

20.


Да и внутри она подозрительно похожа именно на варницу - вот в этом зале вполне могла стоять гигантская сковорода, на которую подавался рассол. Вода выкипала, соль оставалась - хоть к столу подавай. Хотя вообще-то сам этот труд был адским - температура в помещениях достигала 60 градусов, воздух был наполнен паром, а люди ведь здесь занимались тяжёлым физическим трудом:

21.


Общий вид этой части завода:

22.


Затем мы вернулись к будке смотрительницы, я поинтересовался, каково было изначальное назначение всех этих цехов, и смотрительница провела нам даже небольшую экскурсию. В том числе, под её присмотром, мы вошли в разрушенный склад:

23.


Вид у него угрожающий. Судя по фотографиям всё той же Каменчанки, с 2004 года деградация продвинулась очень сильно - например, уже нет печей, которые были тогда.

24.


Кирпичи с клеймами раскиданы по полам:

25.


Неужели разрушится полностью?

26.


За складом был построенный в 1920-е годы соляной бассейн - объёмы производства выросли, сковороды уже не справлялись. Бетонная конструкция - солесборник (1927), и ведь ни за что бы не догадался, что польский, а ещё не советский:

27.


Остатки конструкций:

28.


...То, что подобные объекты уцелели здесь до 21 века, вообще кажется чудом. Помимо действующей солеварни в Дрогобыче и заброшенной здесь, я знаю как минимум о руинах солеварни в Калуше (где ей на смену пришли советские химзаводы), но скорее всего, есть и ещё. Вообще, солеварение - одна из древнейших (наряду с выплавкой меди и судостроением) отрасль промышленности, старинные сользаводы встречаются по всей Европе и среди них есть настоящие шедевры вроде французского Арк-э-Сенан (1770-е годы)... Долинская солеварня напомнила мне и Усть-Боровской солеваренный завод в Соликамске, почти полностью деревянный (кроме печей) и с 1977 года ставший музеем. Такие вот парадоксы: на Урале, где туризм никогда, особенно в те времена, не поощрялся, такой памятник сделали музеем, а в Западной Украине, где туризм в числе приоритетов, он никому не нужен и скорее всего постепенно исчезнет.

29.


Покинув солеварню, мы вернулись к церкви, и пошли по улице Шептицкого в сторону Новой Долины. По всему видно, что городок был маленьким и второстепенным:

30.


31.


32.


Свернув в один из двороов, набрели на ДК. Ни разу ещё не видел ДК в глубине двора, да и архитектура подозрительная. Наиболее вероятно, что это бывшая синагога:

33.


Рядом ещё пара зданий похожего облика - наверное, какие-нибудь миква, хедер, кагал, или другие синагоги:

34.


По соседству - внушительных размеров гимназия:

35.


Которая мне запомнилась своими дымоходами и мемориальными досками:

36.


37.


Вернулись на главную улицу, которая тут резко поворачивает. В отличие от шумной и опрятной Новой Долины, в Старой Долине тихо и ветхо:

38.


Домики с деревянной резьбой - одна из самых интересных особенностей Прикарпатья:

39.


Резьба, конечно, гораздо примитивнее, чем можно увидеть в России - но очень неплохая, тем более в контексте бедной на деревянку Европы:

40.


А вот даже натуральный деревянный модерн... то есть сецессия:

41.


Какая-то явно административная постройка:

42.


Здесь главенствует костёл Рождества Девы Марии (1835), причём ныне принадлежащий римо-католикам:

43.


Близ которого мы сели на очередной "рем-дед" (ходят они часто), уехали в Новую Долину, а оттуда (потратив сначала полчаса на поиски еды - в центре города нам не подвернулось ни одного кафе) в Болехов и далее к скалам Довбуша. О второй "висячей крепости" и дороге к ней - в следующей части.

КАРПАТСКАЯ РУСЬ-2012
Предисловие.
На галицкой равнине
Львов. Главный вокзал.
Львов. Стрыйский парк и штрихи к центру.
Львов. Шевченковский Гай.
Червонная Русь. Сходства и различия.
Червонная Русь. Железные дороги Австро-Венгрии.
Червонная Русь. Деревянные церкви.
Червонная Русь. Срам, или мотивы обнажённого тела.
Старое Село из окна поезда
Галицкое Прикарпатье.
Возвращение в Дрогобыч. Соль и нефть.
Борислав. Восставший из нефти.
Сходница и Тустань. "Висячая крепость" белых хорватов.
Долина. Ещё раз про соль и нефть.
Болехов и скалы Довбуша. Ещё одна "висячая крепость".
Стрый. Настоящий Бандерштадт.
Самбор, откуда пришла Великая Смута.
Горная Бойковщина. Розлуч и Турка.
Закарпатье. Унг, Берег и Угоча.
Закарпатье. Мараморош.
Гуцульщина.
.

железнодорожное, "Вечность пахнет нефтью", дорожное, Галиция, "Другая сторона", "Молох", транспорт, Западная Украина, Ивано-Франковская область

Previous post Next post
Up