Заилийский Алатау. Медео, Чимбулак, Ворота Туюксу...

Jun 11, 2012 18:36



Вот и закончилась долгая дорога сквозь Великую Степь. Последний из 20 день в Казахстане мы решили провести красиво: подняться в горы. В Алма-Ате это совсем не сложно - где-то слышал, что это единственный мегаполис, из которого можно в течение светового дня дойти до вечных снегов и вернуться обратно. А уж подняться на 2,5 километра можно даже общественным транспортом - неотъемлемой частью Алма-Аты служит ущелье Медео, гигантской лестницей поднимающееся к перевалу Туюксу. На её ступенях - ледовый стадион Медео, противоселевая дамба, горнолыжный курорт Чимбулак и памятник погибшим альпинистам в ущелье Ворота Туюксу.
Итак, о самых высоких горах, которые я увидел вблизи в конце самого долгого путешествия - самый длинный пост в истории моего журнала.


На Медео мы ездили большой компанией: я и d_a_r_k_i_y_a, писатель Миша Земсков, с которым я познакомился ещё несколько лет назад в Москве, его жена Ксения и их друг Андрей Растокин. А у Миши есть такая полезная вещь, как японский джип, на котором мы и отправились в горы. Коттеджные окраины Алма-Аты сменяются дикими горами очень незаметно, и границей ущелья Медео можно считать вот эти ворота - раньше здесь платили экологический сбор, но последний год въезд снова сделали свободным:

2.


Первая остановка - на высоте около 1600 метров над уровнем моря. Как известно, Алма-Ата стоит в долине двух Алматинок - Большой и Малой. Но с гор они стекают по отдельности, и в Заилийском Алатау над городом есть два живописных ущелья. Ущелье Большой Алматинки ведёт к станции космической связи и горному озеру, оно более дикое и труднодоступное, и его я оставил на следующий приезд. Ущелье Медео же образовано Малой Алматинкой - вот она, струится по камням:

3.


А неряшливый вид пускай не удивляет: год назад, 17 мая 2011 года, на Алма-Ату обрушился самый мощный ураган как минимум со времён основания Верного - погиб один человек, несколько десятков было ранено. Впрочем, люди ещё легко отделались - а вот тянь-шаньских елей полегло более 5000, и последствия этого мы увидим ещё не раз. Тут стоит сказать, что тянь-шаньская ель, или ель Шренка - безумно красивое дерево, крепкое и стройное, высотой до 60 метров (чаще до 30), с совершенно готическим силуэтом, так что гибель еловых лесов на Медео - это действительно тяжёлая утрата.

4.


Первое примечательное сооружение в Медеусской долине - нижняя станция канатной дороги, построенной к Азиаде-2011 (такая олимпиада в отдельно взятой части света, которая проходила в январе-феврале) из Медео в Чимбулак. Точнее, дорога не просто канатная, а гондольная - точно не знаю, чем они отличаются. Зато здесь, как и на новой Нижегородской канатной дороге через Волгу, используются "отцепляемые кабинки" - то есть, на станции кабинка  снимается с троса, разгружается-загружается, и снова цепляется к тросу, что избавляет пассажиров от необходимости запрыгивать в неё на ходу. Это очень актуально: 4,5 километра кабинка преодолевает за 15 минут, это всего вдвое медленнее стандартного автобуса.

5.


Гондольную дорогу ещё и очень красиво построили, идеально вписав в ландшафт. Мне, побывавшему здесь впервые, сложно представить, что этого не было каких-то два года назад, а ползующие на фоне ледяных круч кабинки стали украшением ущелья.

6.


Проезд по канатке - 2000 тенге (400р.) туда-обратно. Главный минус в том, что билеты в один конец здесь не предусмотрены, а мы на канатке только спускались... Вид с нижней станции на Медео. :

7.


А внизу - краса и гордость советского спорта ледовый стадион "Медео", открытый в 1949-51 годах и в нынешнем виде построенный в 1972. Считается (уж не знаю, насколько достоверно), что это самый высокогорный в мире зимний спортивный комплекс такого масштаба (1649м - выше любой горы Крыма) с самым большим ледовым катком. С 1951 года здесь было поставлено более 200 спортивных рекордов. За стадионом хорошо видна следующая "ступень" - селезащитная плотина Медео, отмеченнная характерными белыми "галочками":

8.


Именно к стадиону Медео и строилась (силами солдат) от Алма-Аты асфальтовая дорога, и именно сюда ходит автобус от гостиницы "Казахстан". Рядом дежурят таксисты, предлагающие довезти до Чимбулака, но вот честно - лучше эти деньги потратить на поездку по канатке. Сам же стадион, хотя и реновирован, очень достойный образец позднесоветской архитектуры:

9.


Дальше наверх, впрочем, тоже ведёт неплохая дорога, а остановки на ней - опять же неплохие образцы позднесоветского зодчества (судя по наличию которых, тут автобус тоже если не ходит, то ходил):

10.


11.


То же место сверху, с гребня селезащитной плотины:

12.


...Долина двух Алматинок - едва ли не самое селеопасное место в мире. Сель ещё называют "чёрным драконом гор" (если аллегорически) и "грязекаменным потоком" (если по-научному), этакая лавина жидкой грязи, стекающая с гор со скоростью ураганного ветра и способная нести камни весом до 300 тонн. Алматинские сели вызывались дождями, землетрясениями, прорывами горных озёр... впервые русские столкнулись здесь с этой напастью в 1841 году, а самый разрушительным был сель 1921 года, разрушивший 2/3 города и убивший более 500 человек (больше, чем землетрясение 1887 года). В 1963-м селевой поток сошёл на окрестности Алма-Аты, по ходу уничтожив горное озеро Иссык - и вот после этого кому-то и пришла в голову идея перекрыть ущелье Малой Алматински плотиной, что и было сделано в 1967 году. Первая плотина была высотой "всего" 80 метров. В 1973 она получила первое "боевое крещение" - с гор сошёл очередной сель, поглотивший расположенную выше по ущелью плотину Мыжилки, от чего стал мощнее селя 1921 года. Медеусская дамба выдержала удар, но котловину за ней сель заполнил почти доверху. После этого её пришлось оперативно надстраивать, для чего просто взорвали склон ближайшей горы, а сошедший обвал разровняли по старой плотине - теперь её высота 150 метров, длина и ширина примерно по 500. Говорят, Медео теперь может спать спокойно - а вот со стороны Большой Алматинки город беззащитен, и один из главных алматинских страхов - прорыв Большого Алматинского озера.
Что же касается дамбы, то её масштаб лучше всего можно оценить с канатной дороги, на которой мы спускались с Чимбулака уже на закате:

13.


На гребне плотины - смотровая площадка и место для прогулок. Тишь да благодать!

14.


Вот мы уже на дамбе. Опоры канатки и склон, поколеченный бурей - вот эти щепки ведь ни что иное, как вековые тянь-шаньские ели:

15.


На дамбу мы заезжали на машине, а в принципе туда есть и лестница прямо от стадиона. У всех, с кем я об этом разговаривал, самым ярким впечатлением от первого посещения Медео был бесконечный подъём по ней - 830 ступеней:

16.


Вид с дамбы вниз - вдалеке можно различить город:

17.


"Герб" на стадионе на поверку оказывается несколькими полями разного назначения, включая собственно каток:

18.


Вдали видна и Алма-Ата - мы примерно в 1200м над ней, и центр скрыт за горами:

19.


Вид в другую сторону. Для алматинцев съездить сюда - как для москвичей сходить в Коломенское, в крайнем случае как питерцам - в Петергоф. А походы в горы тут такая же обыденность, как для москвичей месить болота Дмитровского района. Я им завидую:

20.


Здесь у меня кружилась голова и подгибались ноги, и я уже начал подозревать, не горная ли это болезнь. Оказалось - не горная болезнь, а горное Солнце, невыносимо яркий свет которого меня попросту дезориентировал. И фотоаппарат мой, увы, тоже... За плотиной - лесок, выросший на мёртвом "чёрном драконе" 1973 года:

21.


А вдалеке уже виден Чимбулак. Самое большое здание по центру - верхняя станция канатки:

22.


Едем дальше наверх. Здесь лучший вид тоже с канаткной дороги... нет, я положительно не понимаю, почему у кабинок тонированные стёкла?! С обратной стороны вид у дамбы весьма непригляден, а "ободранная" гора, видимо, так и не восстановилась с 1973 года. Обратите внимание и на то, насколько разной высоты два борта плотины - конечно, склон постепенно повышается, и всё же здесь 2/3 перепада высота образует "пойманный" сель:

23.


Следующая остановка - недоезжая Чимбулака, на высоте около двух километров. Дамба скрылась за горой. Миша Земсков на буреломе:

24.


Здесь и вовсе какое-то странное место. Заброшка на подходах к Чимбулаку, а впереди уже видны Ворота Туюксу:

25.


И наконец - Чимбулак, верхняя станция канатки:

26.


И вид с неё вниз:

27.


Чимбулак - это не населённый пункт. Он состоит из элитных гостевых домов, вероятно ещё более элитных особняков, и весь группируется вокруг верхней станции. Там же находится отель и ресторанный дворик - и в противоположность Кок-Тобе, здесь, пользуясь высотой своего положения, владельцы не понижают качество, а повышают цены: реально дорого даже после Москвы:

28.


Хотя, конечно, поужинать с таким видом приятно... но нам физически не по карману. К слову, магазинов тут тоже нет - берите еду с собой:

29.


А заведений тут несколько - от суши до soviet-style:

30.


Дома и улицы Чимбулака:

31.


Здесь холодно, градусов на 10 холоднее, чем в Алма-Ате. Ещё лежат снежники, на которых народ играет в снежки:

32.


С гор дует особый ветер - этот холод, материальный и проникающий под кожу, я хорошо запомнил в Мезени и счёл его там "дыханием Арктики". Это - холод вечных снегов, и раз его ощутив, уже ни с чем не спутаешь.

33.


Далеко внизу Алма-Ата - телебашня на Кок-Тобе высотой 371м далеко под ногами. Можно разглядеть гостиницу "Казахстан" и башни-близницы на улице Шёлковый путь. И непроглядный смог, похожий отсюда на мутную воду:

34.


Зимой в Чимбулаке пафосный горнолыжный курорт, и по словам местных (сами зайти и спросить мы как-то забыли), цены в гостинице летом падают в четыре раза - с 20 до 5 тыс. тенге. А ещё здесь находится пересадка с главной канатки (круглогодичной) на серию из нескольких сезонных, работающих только зимой:

35.


Ведущих под самое небо - на Талгарский перевал высотой 3200 метров:

36.


Последний от Нурсултана и Орджоникидзе слева, нам же направо, где находится перевал Туюксу:

37.


Погуляв часок в Чимбулаке, надышавшись солнечного воздуха, мы поехали дальше наверх - к ущелью Ворота Туюксу. Над Чимбулаком - деревянный дом в "закопанском стиле", как мне сказали - местная резиденция Назарбаева. Правда или нет - судить не берусь.

38.


Выше по склону ещё несколько пафосных отелей, среди которых затесалась вот такая хибарка:

39.


Здесь всё совсем иначе - большую часть дня горы закрывают Солнце, и потому в ущелье холодно и сумрачно:

40.


Последнее рукотворное явление в долине - Памятник Погибшим Альпинистам:

41.


Даже не памятник, а просто несколько десятков табличек, прикрученных к замшелым камням. Многие посвящены не одному человеку, а группе, и содержат несколько имён, а также место и время, зачастую с указанием высот. Какие-то группы погибали полностью, какие-то теряли одного человека. Рядом столик, за которым постоянно "бойцы вспоминают минувшие дни..." и погибших товарищей. Но масштаб, масштаб... Здесь хорошо понимаешь, о чём пел Высоцкий.

42.


В ущелье холодно и очень тихо:

43.


Лишь шумит водопад да Малая Алматинка внизу:

44.


Отсюда виден Чимбулак, но кажется, что он в другом мире:

45.


Здесь готические тянь-шаньские ели не тронуты ураганом:

46.


И когда я шёл выше по ущелью, у меня в голове крутилось лишь одно словосочетание - "миллионы лет". Эти горы были такими, когда людей ещё не было, и будут такими, когда людей уже не будет.

47.


В этом, пожалуй, разница красоты природной и рукотворной. У природы в запасе миллионы лет, у человека - годы. Творение природы - вечность, незыблемость, отточенность временем. А творение человека - короткая и ослепительная вспышка. На самом деле я не знаю, что сильнее.

48.


Вековые ели в два обхвата шириной и метров по 30 в высоту:

49.


Малая Алматинка струися вниз почти водопадом:

50.


Перевал манит, и приехав сюда рано утром, вполне можно успеть дойти к нему пешком, а кто-то и на джипе ездит:

51.


За горами - Киргизия, хребет Кюнгёй-Ала-Тоо, а дальше долина Иссык-Куля - по прямой до него от Алма-Аты всего 60 километров, но преодолеть их сложнее, чем иные 600. Нам же пора было возвращаться:

52.


В Чимбулаке Миша, Ксения и Андрей уехали, а мы с Даркией ещё пару часов погуляли и где-то в пол-восьмого поехали вниз на канатке (а она работает по будням до 18 часов, а в праздники до 20). Это было последнее, очень яркое впечатление:

53.


До свидания, горы! До свидания, ущелье и речка на его дне:

54.


Под плотиной, на корке бывшего селя - надписи из камней, а саму плотину я уже показал:

55.


Ну а вот и нижняя станция, заходим на посадку:

56.


Дальше мы вернулись в Алма-Ату последним автобусом, в "Столичном" супермаркете накупили всякой местной еды, и пошли к nnfs отмечать завершение. Не случайно это было в День Победы. Утром из алматинского аэропорта нас ждал самолёт в Москву, и облака на подступах к столице издали так напоминали цепь ледяных вершин Заилийского Алатау.

А обещанного эпилога не будет - лучше я его оставлю на следующий раз...

Другие мои посты о Казахстане - здесь.
---
ВЕЛИКАЯ СТЕПЬ-2012
Великая Степь. Пространство и безвременье.
Приграничье. Челябинская область.
Николаевка. Казачья крепость на краю степи и мои приключения.
Варна. Башня Тамерлана и Малая Европа.
Троицк. Предместья.
Троицк. Наследство ярмарки.
Троицк. Уральская Мекка.
Троицк. Антигород.
Тургайская степь (Кустанайская область)
Лирическое отступление №1. Люди Казахстана.
Кустанай.
Тургайская степь. По дороге в Аркалык.
Аркалык.
Сары-Арка (Акмолинская и Карагандинская области).
Лирическое отступление №2. Города и веси Казахстана 100 лет назад.
Акмолинская область
Кокшетау (Кокчетав).
Боровое. Щучинск и Бурабай.
Боровое. Озеро и горы.
Флешбек №1. Астана зимой 2011. Общее. || Хан-Шатыр и Байтерек. || Бульвар Нур-Жол.
Астана. Акмолинск, Целиноград, Акмола...
Астана. Музей Первого Президента.
Карлаг и другие
Акмол (Малиновка). АЛЖИР.
Долинка и Спасск. Карлаг.
Флешбек №2. Караганда зимой 2011. Новый город (проспект Бухар-жырау) || Старый город и Юго-Восток.
Караганда. Штрихи к портрету.
Каркаралы
Каркаралинск.
Каркаралинские горы.
Комиссаровка.
Кент.
Середина Степи, или Медная эпопея (бывшая Жезказганская область).
Лирическое отступление №3. Казахское кладбище.
Там, где копают медь. Жезказган и окрестности.
Жезказган.
Степи Улутау. Мавзолеи Джучи, Домбаула и Алашахана.
Жезды. Музей горного и плавильного дела.
Карсакпай. Город-завод в сердце Степи.
Балхаш. Город и озеро.
Приозёрск и станция Сары-Шаган.
Семиречье (Алматинская область).
Алма-Ата. Городской пейзаж.
Алма-Ата. Осколки города Верного.
Алма-Ата. Алматинская станица.
Алма-Ата. Алматинский метрополитен.
Алма-Ата. Кок-Тобе.
Семиреченское кольцо.
Кульджинский тракт и Чунджа.
Чарынский каньон.
Жаркент.
Дорога на Алтын-Эмель.
Алтын-Эмель. Катутау и Актау.
Алтын-Эмель. Поющий бархан.
Возвращение в Алма-Ату. Медео, Чимбулак и Ворота Туюксу.
.

канатные дороги, природа, дорожное, транспорт, Казахстан, Алма-Ата, курортное, Семиречье

Previous post Next post
Up