Чарынский каньон. Самая ближняя Америка.

Jun 08, 2012 12:39

Чарынский каньон в 180км от Алма-Аты не доезжая Чунджи (которой была посвящена прошлая часть) - пожалуй, самая известная достопримечательность Семиречья. Он гораздо эффектнее, чем пусть и очень ценные, но всё же непонятные петроглифы Тамгалы, и гораздо доступнее, чем Алтын-Эмель с его заповедным режимом. Экскурсии сюда возят каждые выходные, а мы с d_a_r_k_i_y_a и вовсе своим ходом добрались. Как я уже говорил, в Семиречье соседствуют Америка, Африка и Средняя Азия. Так вот, здесь - самая стереотипная Америка.

О том, как мы искали транспорт на автовокзальной площади в Чундже, отбивались от приставучих гопотаксистов, и в конце концов нашли вальяжного пожилого шофёра, едва понимавшего по-русски, я уже писал в прошлой части. Если вкратце, то поездки в Чарын у чунджинских таксистов поставлены на поток, и адекватная цена - 6000 тенге (1200р.) за поездку туда-обратно и несколько часов ожидания (мы договорились на 3 часа, в итоге вернулись почти через 4) - для одного дороговато, для двоих - вполне. Упомянутые гопотаксисты запрашивали те же 6000 - но в один конец. На самом деле Чарын далеко - сначала 25км по трассе (с первым пересечением каньона, которое я показывал уже в прошлой части), затем ещё 15 километров по грунтовке в степи. Чарын опознаётся сразу:

Это было, конечно, воскресение, и всё же близость миллионного города сказывается - народу тут много, как где-нибудь в Крыму. На въезде - будка, в которой собирают деньги, точные расценки не помню, но что-то вроде 100р. с человека. Как мы убедимся позже, это из серии "на ремонт провала, чтобы совсем не провалился" - с охраняемого памятника природы даже мусор толком не убирают.

А вот снежные горы на заднем плане - это уже не Заилийский Алатау, а Кунгей-Алатау, на 90% лежащий в Киргизии (где он называется Кюнгёй-Ала-Тоо). Он тянется параллельно Заилийскому, чуть пониже (до 4771м), и нависает над Иссык-Кулем с севера. Мы выглядывали Хан-Тенгри, но отсюда он конечно не виден, так как расположен уже южнее Иссык-Куля.

Таксист остановился на площадке, откуда вниз вела такая вот тропа с поручнем, но мы решили сначала погулять наверху. Задумка в общем-то была красивая - пройти до конца Долины Замков (как называют эту часть каньона) поверху, спуститься там, и вернуться к машине понизу. В итоге всё оказалось чуть-чуть сложнее - но об этом позже. Каньон уходит вдаль, вон те горы - уже Кетмень:

Действительно, потрясающе похоже на место действия всяких вестернов:

Я не знаю, был ли тут Чёрный Неуловимый Джо, но вот Зорро точно отметился:

А здесь - вполне себе Средняя Азия:

Это не наскальные рисунки, а натёки. А были бы петроглифы - можно было бы строить догадки, почему индейцы изобразили падающего с небес инопланетянина:

Даркия фотографирует чьи-то норы. Живности тут много, но мы видели лишь ящериц да каких-то грызунов. А водится тут, в принципе, и такое (фото volos_t) и такое. Да ещё и каракурты, маленькие паучки, яд которых пострашнее змеиного.

Идём дальше. "Замки" всё причудливее, виды всё фантастичнее. Как видите, народу по дну каньона ходит много, но человечеки неплохо создают масштаб:

Борта каньона не прямые, а представляют собой как бы цепочки букв "С", рога которых вдаются в каньон достаточно далеко. Это естественные смотровые площадки, с которых отркываются лучшие виды. Вот например взгляд назад:

Только ветер сбивает с ног. К краям "языков" лучше не подходить - порыв вполне может столкнуть в пропасть:

Дорога ведёт непонятно куда. Вон та стена на заднем плане - это уже берег непосредственно Чарына:

Кое-где над каньоном стоят вот такие вот башенки - официальные смотровые площадки. Вон те двое оказались англичанами - вообще, в Казахстане туристов из буржуй-стран несравнимо больше, чем из России. Не сказать, чтобы их тут было много, но в отличие от россиян (именно туристов - не командировочных и не гостей) они тут просто есть. И главный парадокс в том, что казахи за это должны сказать спасибо Борату Согдиеву. Вот даже моя знакомая англичанка, которая жила в Москве, Казахстаном интересовалась, и мне поведала примерно следующее: "Сначала посмотрела Бората, а потом узнала, что в Казахстане на самом деле всё не так и это довольно развитая страна". Увы, таков закон пиара - плохо лучше, чем никак.... А у этих англичан мы спрашивали, нет ли там тропы вниз, на что они нам ответили, что можно съехать "on ass".

Натуральные сплетения разноцветного камня, подобные сплетениям лиан:

Эх, всё-таки мой фотоаппарат тут бессилен. Если в городе я ещё что-то могу, для съёмки природы нужна совсем другие техника и отношение к процессу:

Здесь Долина Замков вливается в непосредственно Чарынский каньон, который гораздо масштабнее, но и куда менее живописен. Как я понимаю, Долину Замков создали временные водотоки, а постоянный и довольно мощный Чарын бы давно уже обрушил все эти фигуры:

Ещё пара скульптур:

Мы стали искать "дикий" спуск, смирившись с тем, что тропа у автостоянки - единственная из цивильных:

И как нам показалось - нашли. Внизу зелёная вода Чарына и заросли в его пойме, видны машины и люди - маленькая ровная площадка на берегу реки, текущей среди неприступных скал. Ближе видна и тропка по склону. В общем, мы решили, что здесь надо спускаться:

В общем-то спускались мы легко, с шутками и фотостопами, тропа делалась всё более чёткой, а склон всё более крутым. Понемногу меня стали одолевать сомнения - а так ли мы идём, но попадавшийся мусор я привык уже считать ориентиром.

Местами приходилось лезть через такие вот арки:

И наконец где-то на полпути меня озарило, что это не тропа, а русло временного водотока. Отсюда и такое ровное песчаное дно, и мусор, который вода приносила сверху, с нахоженных троп. А это значило, что в любом месте мы можем наткнуться на непреодолимый обрыв.

Так в итоге и оказалось: в сотне метров до цели мы вышли к обрыву. Но - поворачивать, лезть наверх, идти назад к машине, спускаться там, снова идти сюда понизу, а потом ещё и возвращаться? Нет уж! В общем, в итоге я всё-таки нашёл чуть выше поворот на более пологую тропку, по которой мы и спустились. Вот здесь всё хорошо видно - мы спускались от горы по центру, внизу видны две тропки - наша была правая, а обрыв ещё правее и вовсе сливается с фоном.

Но как же приятно было идти по ровной земле! На берегу Чарына дежурят местные уйгуры, продают туристам воду и шашлыки. Теоретически тут двое парней и две девчонки, но постоянно на месте только вот этот, в чёрном - за порядком следит. Девчонки всё время где-то пропадали, дурачились, бегали друг за другом, а парень периодически что-то им говорил в приказном тоне. На картонке надпись "Такси" - чтобы если сильно замучился, не тащиться наверех пешком (правда, расценки не узнавал).

Деревья у реки - опять совсем не те, что можно видеть на нашем юге или даже под Карагандой. Это, например, туранга, или евфратский тополь, растущий в полосе от Алжира до Китая:

А быстрый холодный Чарын как-то успокаивает. На этих корнях хочется сесть, закрыть глаза и под шум реки подумать о вечном:

Вот только народу многовато - у одних пикник, у других рыбалка. Оно и немудрено - дальше на несколько километров ущелье с неприступными стенами, просто так к воде уже не подойдёшь.

Обратно шли понизу. Может, дело в испортившейся погоде, может в усталости, может в многолюдности, но по-моему сверху Долина Замков эффектнее, чем снизу:

Столб черепов. Самое место для расправы индейцев над бледнолицыми собаками:

Взгляд назад. Каньон неуклонно повышается. Серость наползла очень некстати, сказавшись на качестве фотографий:

Свинья и попугай - на самом деле одна скала с разных ракурсов:

А здесь потерпел крушение пегас (тулпар):

Взгляд назад почти что от тропинки. Goodbye, America!

О том, как мы вернулись в Чунджу и искали мышину до Жаркента, я уже рассказывал в прошлой части. Так что далее отправимся в Жаркент - казахские ворота в Китай, где мы закончили первый и начали второй день Семиреченского кольца.
А Америку, надеюсь, я когда-нибудь и настоящую увижу, заокеанскую...

Другие мои посты о Казахстане - здесь.
---
ВЕЛИКАЯ СТЕПЬ-2012
Великая Степь. Пространство и безвременье.
Приграничье. Челябинская область.
Николаевка. Казачья крепость на краю степи и мои приключения.
Варна. Башня Тамерлана и Малая Европа.
Троицк. Предместья.
Троицк. Наследство ярмарки.
Троицк. Уральская Мекка.
Троицк. Антигород.
Тургайская степь (Кустанайская область)
Лирическое отступление №1. Люди Казахстана.
Кустанай.
Тургайская степь. По дороге в Аркалык.
Аркалык.
Сары-Арка (Акмолинская и Карагандинская области).
Лирическое отступление №2. Города и веси Казахстана 100 лет назад.
Акмолинская область
Кокшетау (Кокчетав).
Боровое. Щучинск и Бурабай.
Боровое. Озеро и горы.
Флешбек №1. Астана зимой 2011. Общее. || Хан-Шатыр и Байтерек. || Бульвар Нур-Жол.
Астана. Акмолинск, Целиноград, Акмола...
Астана. Музей Первого Президента.
Карлаг и другие
Акмол (Малиновка). АЛЖИР.
Долинка и Спасск. Карлаг.
Флешбек №2. Караганда зимой 2011. Новый город (проспект Бухар-жырау) || Старый город и Юго-Восток.
Караганда. Штрихи к портрету.
Каркаралы
Каркаралинск.
Каркаралинские горы.
Комиссаровка.
Кент.
Середина Степи, или Медная эпопея (бывшая Жезказганская область).
Лирическое отступление №3. Казахское кладбище.
Там, где копают медь. Жезказган и окрестности.
Жезказган.
Степи Улутау. Мавзолеи Джучи, Домбаула и Алашахана.
Жезды. Музей горного и плавильного дела.
Карсакпай. Город-завод в сердце Степи.
Балхаш. Город и озеро.
Приозёрск и станция Сары-Шаган.
Семиречье (Алматинская область).
Алма-Ата. Городской пейзаж.
Алма-Ата. Осколки города Верного.
Алма-Ата. Алматинская станица.
Алма-Ата. Алматинский метрополитен.
Алма-Ата. Кок-Тобе.
Семиреченское кольцо.
Кульджинский тракт и Чунджа.
Чарынский каньон.
Жаркент.
Дорога на Басши.
Алтын-Эмель. Басши и окрестности.
Алтын-Эмель. Катутау и Актау.
Алтын-Эмель. Поющий бархан.
Возвращение в Алма-Ату. Медео, Чимбулак и Ворота Туюксу.
Лирическое отступление №4: (пока секрет).