Улан-Удэ. Часть 4: дацан Ринпоче Багша

Feb 21, 2012 12:38



Как уже говорилось в прошлых частях, бурятская столица в ХХ веке будто бы разрасталась годичными кольцами. Старый Верхнеудинск у слияния Уды и Селенги стоял на самом дне котловины между хребтами Улан-Бургасы, Цаган-Дабан и Хамар-Дабан. Советский Улан-Удэ поднимался по склонам, постепенно заполнив всю котловину. И немудрено, что дацаны, самые яркие здесь памятники постсоветской эпохи, строились уже на вершинах гор.

В завершение рассказа про Улан-Удэ съездим в дацан Ринпоче Багша на вершине Лысой горы. Основанный в 2000 году, для бурятского буддизма это примерно то же, что для русского православия - Храм Христа Спасителя. Да, и заранее оговорюсь, что я почти ничего о буддизме не знаю, поэтому на истину и полноту описаний не претендую. Просто личные впечатления человека, первый раз зашедшего в буддийский храм (точнее, второй - после Иволгинского дацана).

...В 1993 году в Бурятию от Далай-ламы прибыл монах и тулку (то есть воплощение Будды в обыденном мире, а Будда, как известно - не имя собственное, ближайший аналог в христианской культуре - Пророк) Еше Лодой Ринпоче и начал преподавать буддийскую философию в Иволгинском дацане: ведь дацаны - это не только монастыри, но и университеты. Постепенно вокругу тулку сложился круг учников, и в 2000 году Далай-лама благословил Еше Лодоя на обустройство собственного дацана. Название обители с бурятского переводится просто: Монастырь Учителя Ринпоче (или Монастырь Драгоценного Учителя, так как "Ринпоче" с тибетского языка переводится именно так).

И само расположение дацана очень характеризует разницу между христианством и буддизмом: они построили монастырь на самой окраине - но зато на вершине горы... Ринпоче Багша виден реально из любой точки Улан-Удэ, но так как буддийские храмы не имеют таких выделяющих силуэтов, как церкви или мечети, неподготовленному человеку он не очень заметен. Вот так при помощи 35-кратного зума дацан выглядит от вокзала, но пересматривая свои фотографии, я понял, что можно снять много более удачных ракурсов из других точек города (особенно от моста через Уду).

2.


Путь к дацану выглядит так, как и должен выглядеть путь к буддийской святыне - долго и по извилистым улочкам куда-то под самое небо. Туда активно ходят маршрутки (садится можно у удинского моста, на любой из двух главных площадей, у "Октября", у "Одона" и т.д.), и когда едешь здесь рядом с водителем, появление встречной машины заставляет вздрогнуть:

3.


Но стоит оглянуться...

4.


Домики тут попадаются довольно симпатичные, и может быть даже исторические. Насколько я понял, это поглощенное городом село Шишковка с дачами 1920-х годов:

5.


По бокам виды тоже впечатляющие. Мы поднимаемся на хребет Улан-Бургасы (в переводе - хребет Красных кустов):

6.


Верхушки двух пагод маячат за домами:

7.


Площадка перед монастырём. Даже в морозный зимний день людей тут немало:

8.


Ниже этой площадки с 2005 года стоят 8 ступ, или субурганов. Ступа - это в Тибете и Монголии примрено то же, что в Юго-Восточной Азии называют "пагода", то есть культовая постройка без доступа вовнутрь, в которую замурована какая-нибудь святыня. Считается, что субурганы произошли от курганов - главных святынь шаманства:

9.


Назначение 8 ступ описаны на официальном сайте дацана:
Ступа Лотоса. Символизирует рождение Будды.
Ступа Просветления. Символ победы над всеми препятствиями в уме, в том числе самыми тонкими.
Ступа Мудрости. Символизирует Учение о Четырех Благородных Истинах.
Ступа Чудес. Символизирует победу Будды над неправильными взглядами с помощью чудес.
Ступа схождения с небес Тушита. Построена в связи с Учениями, которые Будда давал своей матери в мире богов на небесах Тушита.
Ступа Примирения. Символизирует единство внутри сообщества практикующих.
Ступа Совершенной Победы. Построена в связи тем, что Будда продлил свою жизнь на три месяца по просьбе учеников.
Ступа Паринирваны. Эта форма - символ вхождения Будды в Паринирвану.
Вот это, насколько я понимаю, ступы Чудес и схождения с небес Тушита:

10.


Теперь поднимемся к дацану. Как называются вот эти существа, стерегущие вход, я точно не знаю. Меня с детства удивляло, что в буддизме "демон" - это просто могущественный дух, который может быть и злым, и добрым.

11.


Ворота дацана, вид изнутри. "Колесо Учения" и два оленя по бокам от него - примерно тоже, что христианский крест и мусульманский полумесяц.

12.


А вот чему в христианской культуре аналога не найти - это гороо. Входя в дацан или дуган (храм), первое, что нужно сделать - обойти его по часовой стрелке, выполняя молитвенные действа. В первую очередь - вращая хурдэ, вот эти вот красные цилиндрики с буквами. Внутри хурдэ - листочки с молитвами на тибетском языке: буддисты давно смекнули, что разучитвать священный язык как христиане (латынь, старославянский) или мусульмане (арабский) - это в общем-то суета, главное ведь не слова, а мысли, поэтому вместо словесной молитвы можно просто крутить хурдэ.

13.


Чуть дальше виден Большой колокол Четырёх Печатей, отлитый в 2009 году на Урале - крупнейший в России буддийский колокол весом 700 килограмм. Печатей на нём, правда, не 4, а 8 - опять же процитирую сайт дацана:
1. Благой Зонт. Символ благих деяний, совершаемых, дабы защитить живых существ.
2. Золотые рыбки. Символ избавления от страданий и достижения духовного освобождения.
3. Драгоценный Сосуд. Символ долгой жизни, богатства и процветания.
4. Лотос. Символ чистоты.
5. Белая раковина, с завитком повернутым вправо. Символ распространения учения Будды и пробуждения от сна неведения.
6. Бесконечный узел. Символ взаимозависимости всех явлений и живых существ во Вселенной.
7. Стяг победы. Символ победы учения Будды над смертью, неведением, а также над всем вредоносным и пагубным в этом мире.
8. Колесо Дхармы.

14.


Забор за колоколом урашают флажки "хий-морин", что переводится как Конь Ветра. Это древний тибетский символ, конь, несущий на спине исполняющий желания камень чинтамани. По тибетскому и монгольскому поверию, у каждого человека есть свой хий-морин, и чем он выше летит - тем лучше идут дела. Цвет флажков зависит от года рождения - а вы думали, к чему эти все Год Красной Мыши или Зелёного Дракона?

15.


А монастырь действительно стоит под самым небом, на маленькой площадке с крутыми краями. Высота этих гор - около километра над уровнем моря, но для жителя Страны Великих Равнин это очень немало!

16.


Молитвенные флаги - едва ли не самый запоминающийся элемент буддийской обрядовости. Их цвет символизирует стихию: белые - воздух, красные - огонь, желтые - земля, зеленые - вода, а синие - Небо.

17.


Обходим храм по заднему двору. Кстати, едва ли не самая сложная для гостя особенность дацанов - к храмам запрещено поворачитваться спиной.

17а.


Ступа и храм:

18.


У ступы - какие-то подношения. В Бурятии, и в дацанах, и на обоо, принято оставлять монетку, камушек, лоскуток или горсть зёрен - то есть чисто символический подарок, свидетельствующий о внимании.

19.


А обойдя гороо, можно и подниматься в храм. У входа пара львов с разным выражением лиц:

20.


21.


22.


В дугане, как и православной церкви, снимают шапку - причём как мужчины, так и женщины.
А зайдя в храм, сначала нужно ещё раз выполнить гороо (причём в более ортодоксальном Иволгинском дацане молящиеся ещё и отходили назад к двери спиной вперёд, дабы не оскорбить святыни). Надо заметить, к фотосъёмке в дацанах отношение резко отрицательное, едва ли не строже, чем в православных церквях. В Иволгинском это просто запрещено, а центральный и потому более космополитичный дацан Ринпоче-Багша всё-таки позволяет... но за 50 рублей.

23.


Тем не менее, я этим правом воспользовался и ходил тут как по музею (хотя и строго по часовой стрелке), наснимав где-то полсотни кадров. На кадре выше - общий вид от входа, молящиеся ложатся всем телом на вот эту доску и сразу встают, а хуварак (послушник) в характерном красном одеянии сразу же поинтересовался, спросил ли я разрешение.

Из-за вот этой двери доносились голоса - пугающие, нечеловеческие, именно такие, какие можно услышать в псевдовосточных голливудских фильмах. Я спросил, что там - мне сказали, что там принимают ламы, с которыми можно поговорить по важным вопросам. Голоса - видимо, молитвы на тибетском:

24.


Шестиметровый золочённый Будда здесь появилась в 2004 году, и считается крупнейшей статуей Будды в России... на самом деле это не так, у главном буддийском храме Калмыкии (там их называют "хурулы") Будда высотой 12 метров:

25.


По бокам от Будды - ещё два алтаря. Справа - в честь нынешнего Далай-ламы (на фотографии он в молодости):

26.


26а.


Слева - Даши-Доржо Итэгэлов, глава буддистов России (Пандидо Хомбо-лама) в 1911-1917 годах, в 1927 году ушедший в нирвану. Ныне его нетленное тело в позе лотоса пребывает в Иволгинском дацане:

27.


Потолок главного зала:

28.


Местами буддийский интерьер неуловимо напоминает расписаные православные церкви:

29.


По бокам - субурганы и статуи святых:

30.


Обратите внимание на подношения:

31.


32.


Вот ещё нечто мне не понятное:

33.


А про этот стол я даже спросил, и мне объяснили, что это подношения по аналогии со свечами в христианских церквях. Только в дацане можно поднести как свечу, так и, например, пиалу с водой, цветок лотоса и другие - я не знаю ни сколько форм у таких подношений, ни что они значат. Отвечала на мои наверное очень глупые вопросы девочка из "церковной лавки", очень доброжелательная, но когда она обратилась к стоявшему рядом ламе, тот что-то бросил не по-русски, и она объяснила мне: "Он не хочет разговаривать".

34.


Ещё одна реликвия - это Большие чётки весом 350 килограмм, которые вырезал из 2000-летнего африканского дерева бубинга японский монах Хаяши Хироши специально в дар бурятским дацанам.

35.


Но в целом от двух дацанов - Иволгинского и Ринпоче-Багша - у меня осталось чувство непонимания и отталкивающей чуждости. Да, внешне буддизм имеет много общего с христианством (как мне показалось - даже больше, чем ислам), но вот суть у него слишком иная. Вдобавок, сказалась несловоохотливость лам и запрет на фотосъёмку - думаю, примерно то же самое чувствует "представитель креативного класса", поехавший смотреть русский глубинку и посланный в церкви во время службы со своей мега-зеркалкой далеко и надолго. Но я хотя бы понимаю, что храм любой веры - это не музей и не аттракцион, здесь люди делом заняты, и никто не обязан угождать туристу - скорее, у меня остался осадок в виде лёгкого стыда и понимания, что я слишком мало знаю.
Сами буряты, кстати, в быту производят впечатление абсолютно нерелигиозного народа, но в дацанах это впечатление сменяется на строго противоположное. И как мне показалось, буддизм - часть их самосознания, а вот русский в дацане по умолчанию просто так зашёл.

36.


А потом я вышел на крыльцо. К вечеру потеплело, из-за туч пробивалось Солнце. Рядом из динамика доносилось "Ом мани падме хум" - но не теми жуткими голосами, а нараспев, мелодично и очень современно. Передо мной расстилалась котловина Улан-Удэ:

37.


Вот хорошо видна Селенга, текущая "из-за дальних гор, из-за древних гор". Слева - Цаган-Дабан, справа - Хамар-Дабан, в переводе соответственно Белые горы и Ореховые горы:

38.


Годичные кольца бурятской столицы:

39.


Врубив 35-кратный зум, можно заснять сквозь городской смог даже то, что отсюда невидно глазом - правда, практически наугад и плохого качества. Вот, например, в кадре почти весь Старый Верхнеудинск, видны крыши Бурятского оперного театра на площади Советов и универмага на площади Революции и конечно же Одигитриевский собор (1741-86) на берегу Уды:

40.


А здесь - Заудинская слобода с Вознесенской церковью (1791) и домами у набережной:

41.


Районы за Удой, хорошо виден Русский драмтеатр в стиле "под модерн":

42.


Ещё левее из-за холмов дымит ТЭЦ, а вот Соцгород ЛВРЗ отсюда не видно - его закрывает ближняя гора:

43.


Совсем вдалеке - ещё одна, очень высокая труба в горах Цаган-Дабана:

44.


А напоследок - вид на эту же долину с другой стороны, с Цаган-Дабана, где водитель тарбагатайской маршрутки заехал на бензоколонку. Вдалеке город карабкается по склонам Улан-Бургасы, и при желании на левой вершине можно различить симметричный силуэт Ринпоче Багша:

45.


Ещё в Улан-Удэ есть чуть более старый дацан Хамбын-Хурэ (основан в 1994 году) по дороге на Верхнюю Берёзовку - но туда, равно как и в интереснейший музей деревянного зодчества я не успел. Ещё один небольшой дацан (дуган и ступа) я видел из окна маршрутки на южной окраине. Так что буддийские храмы в Улан-Удэ есть и не единичны.

Что же касается национального колорита, о котором меня тут уже спрашивали, то в Улан-Удэ он, безусловно, есть. При этом бурятская столица поразила меня полным отсутствие надписей на бурятском языке - ни вывесок, ни даже официоза. Бурятская речь на улицах тоже не очень-то слышна, при том, что "на глаз" тут около половины населения - буряты (на самом деле, скорее, треть, как и во всей республике). При этом бурятских театров два и в центре, а русский - один и в спальном районе. Из национальных особенностей, как уже говорилось, лучше всего представлена бурятская кухня: позные здесь - такая же проза жизни, как у нас блинные и чебуречные, цены везде почти одинаковые (одна поза - 30 рублей), в посетителях недостатка нет, а позами бурятская кухня не исчерпывается.
Но самое сильное впечатление от общения с бурятами было уже на обратном пути, в поезде. Со мной ехал слегка приблатненного вида молодой человек по имени Сократ, много и довольно интересно рассказывавший о "жизни по понятиям" в Улан-Удэ, и очень симпатичная (хотя буряты вообще на удивление красивые внешне) молчаливая девушка-студентка. Под конец парень разговорился с ней, и выяснилось, что они сходят на одной станции. Поговорили ещё немного, нашли общих знакомых... и внезапно обнаружили, что они - троюродные брат и сестра.

В следующей части - о бурятских степях. Дороги, пейзажи, образы.

ВОСТОЧНАЯ СИБИРЬ-2012
" К вечеру потеплело до -35". Вступление.
Колывань. "По Большому Сибирскому тракту..."
Среднее Приангарье
Братский и Илимский остроги.
Братск. Город и ГЭС.
Братск. Ангарская деревня.
Речь Посполитая в Сибири.
Костёлы и штетлы.
Путь к Вершине.
Вершина. Wierszyna.
Иркутск и окрестности.
Первое знакомство. От Глазковки до острога.
Вокруг Иркутского острога.
Улица Маркса и окрестности.
Улицами старого города.
Вокруг Иерусалимской горы.
Предместье Рабочее.
Тальцы в -43 градуса.
Листвянка. Первая встреча с Байкалом.
Бурятия.
Улан-Удэ. Вокзал и площадь.
Улан-Удэ. Старый Верхнеудинск.
Улан-Удэ. За Удой и за Транссибом.
Улан-Удэ. Дацан "Ринпоче Багша".
По бурятской степи. Пейзажи и образы.
Тарбагатай. Твердыня старой веры.
Петровск-Забайкальский.

Великая Степь, Сибирь, дорожное, Улан-Удэ, буряты, этнография, Бурятия

Previous post Next post
Up