В догонку про сибирских евреев. Очень много евреев было в Каинске (ныне Куйбышев), и не помню точные данные, но доля еврейского населения именно там была самой высокой в Сибири.
Вроде как в Каинске не осталось ничего (причём там ещё и была деревянная синагога), в Баргузине синагога снесена, а еврейское кладбище сохранилось. По крайней мере, так пишет РЕЭ, а ей доверять можно.
Посмотрел. Министерство культуры во всей России знает 22 синагоги. Из них в Сибири и на ДВ: Ачинск, Владивосток, Иркутск, Мариинск, Омск, Томск, Чита. Что-то могло разрушиться, что-то могли не учесть, но картина примерно такая.
Спасибо, интересная подборка! Надо мне в этом сайте ещё покопаться. Но вообще, я своими глазами видел уже как минимум две синагоги, тут не учтённые. Ещё отметил Челябинск (который ведь был уездным городом) и Старую Руссу - вот она здесь при чём?
Ну, тут надо иметь в виду, что (1) что-то по разным политическим и финансовым причинам может на учёте не стоять (например, Московская соборная мечеть, как известно, государством не охранялась), особенно если это что-то стоит на земле, которая остро требуется для строительства офиcного здания; (2) свежеучтённых памятников там по большей части нет; (3) вся база, и поиск в том числе, сделаны довольно криво, и может что-то просто не оказаться в выдаче поиска. Что касается Челябинска и Старой Руссы - странно, конечно, что там было до революции достаточно евреев для строительства синагоги, но, собственно, почему бы и нет? Оба - купеческие города, а двух десятков купцов первой гильдии уже достаточно, чтобы ходатайствовать о разрешении построить синагогу.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Но вообще, я своими глазами видел уже как минимум две синагоги, тут не учтённые.
Ещё отметил Челябинск (который ведь был уездным городом) и Старую Руссу - вот она здесь при чём?
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment