Братск. Часть 1: Над затопленной страной

Feb 07, 2012 13:23



В прошлой части я уже рассказывал о Братском остроге, основанном в 1631 году казаками Максима Перфильева на Ангаре в устье реки Ока. Он стал плацдармом для основания Иркутска и с подъёмом последнего, к концу 18 века, превратился в село Братско-Острожное. Процветавшее в 17 веке Среднее Приангарье так и не смогло интегрироваться в купеческую Сибирь 19 века, и осталось страной старожильческих сёл - столь же глухих, сколь и богатых. Забытье кончилось в советское время, и Братск, в 1951 году в четвёртый раз перенесённый на новое место и в 1955 году наделённый статусом города, словно принялся навёрстывать упущенное за три века упадка. К 1980-м годам он вырос в один из главных индустриальных гигантов Сибири и второй по величине город Иркутской области (248 тыс. жителей). Здесь заработали крупнейший на Земле алюминиевый завод (4% мирового и 30% российского производства), гигантский лесоперерабатывающий комплекс, а главное - третья по величине в России ГЭС, стройка которой в 1954-67 годах стала настоящей советской легендой и даже вдохновила Евгения Евтушенко на поэму "Братская ГЭС". Но возрождаясь, Братск словно целенаправленно уничтожил ту свою историю, которая напоминала о периоде упадка: второе по величине водохранилище Земли поглотило старожильческое Приангарье, и лишь две башни острога город сохранил как память о славном далёком прошлом.

В общем, эпический город. А для меня - ещё и первый в Восточной Сибири. В тот свой приезд в 2012 году я осмотрел две главные достопримечательности - Братскую ГЭС и "Ангарскую деревню". Им и будут посвящены две части рассказа соответственно. Но здесь же - несколько фотографий 2020 года из тех районов, которые я упустил в первый приезд.

Первое, что нужно знать о Братске - что это не город, а агломерация, состоящая как минимум из трёх разных городов на некотором удалении друг от друга. Кроме того, в агломерацию входит ещё и самостоятельный город Вихоревка (22 тыс. жителей), где находится крупнейшая в этом районе железнодорожная станция с получасовыми стоянками и (на 2012 год) самой дальней в России электричкой в Усть-Кут (около 400км, более 10 часов пути):

2.


Железная дорога сюда пришла в 1947-51 годах из Тайшета, и первоначально заканчивалась станцией Лена в Усть-Куте - это Старый БАМ: дальше на восток строительство продолжилось лишь в 1975 году. Участок от Тайшета до Усть-Кута тоже принадлежит Байкало-Амурской магистрали, но в обиходе под "БАМом" обычно подразумевают "новую" часть, а здесь - так, предБАМье. Тем более есть и пара важных отличий: "старый" БАМ двухпутный и электрифицированный, "новый" - однопутный (хотя в конце 2010-х это начали исправлять), а восточнее станции Таксимо ещё и тепловозный. О Старом БАМе напоминает американский паровоз Ем, построенный в 1945 году и поставленный в СССР по ленд-лизу:

3.


Вихоревка и основана была в 1947 году как пристанционный посёлок, а имя получила от реки, которая в свою очередь названа в память стрелецкого сотника Вихора Савина, убитого здесь в 1630 году эвенками. До недавнего времени на станции был очень симпатичный, хотя и вряд ли удобный деревянный вокзал. А вот так выглядит привокзальная площадь - в Иркутской области очень популярны дома с островерхими крышами, а у многих польские корни:

4.


От Вихоревки до станции Гидростроитель поезд с несколькими остановками идёт около полутора часов, причём дорога обходит стороной собственно центр города - это тоже наследство Братской ГЭС, затопившей первоначальную линию, тем более нынешний центр начал строиться несколько позже. Ближайшая к нему станция Анзёби стоит посреди тайги:

5.


Где-то между Вихоревкой и Анзёби от БАМа отходит параллельная линия, пересекающая промзону, дымы которой с БАМа днём и ночью видны за тайгой. Примерно на полпути - станция Братск между БрАЗом и заводом ферросплавов, а где-то в 5км от центра - Багульная рядом с целлюлозно-бумажным комбинатом. Ещё там где-то есть недостроенный вокзал, который мог бы стать главным транспортным узлом Братска. В город эта линия, по которой мне проехать не довелось, приходит тупиковой станцией Новобратск:

6.


Рядом с ней - автовокзал, обслуживающий в основном дальние районы города:

7.


Но вернёмся на БАМ - примерно через полчаса от Анзёби встречает станция Падунские Пороги. Падун и Энергетик - районы на левом берегу Ангары, примыкающие к ГЭС, фактически представляют собой отдельный город, немногим уступающий собственно Братску. Более того, строиться они начали чуть раньше, и в 1957-67 годах были ядром всего города. Но вокзал Падунских Порогов - мало того, что унылейшая бетонная коробка, так ещё и был закрыт на реконструкцию. За путями - очередная промзона этот ракурс очень любят московские командировочные в качестве иллюстрации того, как Братск ужасен. Не верьте им! За путями - обыкновенная ТЭЦ, коих и в Москве три десятка. Соседи по плацкарту, сами из Красноярска, рассказывали мне, что Братск очень хорошо освещён, и даже в самом задрипанном барачнике тут будут гореть все фонари.

8.


Наконец, последняя и на мой взгляд самая красивая станция в Братске - Гидростроитель (1955). Он обслуживает районы за плотиной, слагающий самый маленький и дальний из братских "городов" - в обиходе Правый берег:

9.


Здесь я сошёл примрено в 11 ночи и сразу побежал в гостиницу "Восточная" по соседству с вокзалом. Гостиница оказалась маленькой и очень уютной, но и не дешёвой - 1500 рублей за одноместный номер. Братск - город командировочных, а не туристов, поэтому гостиницы тут все дорогие и качественные. А с запада сюда ещё и невозможно прибыть утром. Но в целом у меня был довольно красивый план: заночевать на Гидростроителе, с рассветом начать движение на запад, и сесть в иркутский поезд в Вихоревке (откуда он выходит на 2 часа позже, чем с Гидростроя)... и если бы это был не первый город на маршруте, мне бы это даже удалось, а так понаделал ошибок.

10.


Но тем не менее моё знакомство с Братском началось с прогулки по посёлку Гидростроитель - именно сюда в 1951 году было переселено Братско-Острожное, попутно превратившись в ПГТ Братск: проектирование ГЭС шло полным ходом. И как самая старая часть города, Гидростроитель может похвастаться даже дохрущовской архитектурой. Напротив вокзала в конце короткого бульвара - очень симпатичный КДЦ "Современник", изначально ДК "Транспортый Строитель" (1964), с памятником оному (1965):

11.


К тому же деревянный:

12.


В общем-то, все три братских "города" имеют похожее устройство: в центре - очень цивильный и уютный район многоэтажек, вокруг которого многочисленные барачные кварталы. В Гидростроителе же к вокзалу примыкает целый район деревянных советских коттеджей:

13.


А в целом - здесь всё серьёзно:

14.


С полчасика погуляв по Гидростроителю, я сел на автобус и поехал к Братской ГЭС. Автобус петлял по посёлку минут 20, и из его окна я успел оценить и местные многоэтажки, однако так и не сфотографировал их. Затем ещё минут 5-10 автобус едет по незастроенной местности, и наконец впереди, в сыром тумане, возникают грандиозные сооружения плотины:

15.


Братская ГЭС, построенная в 1954-67 годах, то есть в эпоху Энтузиастов, Оптимистов и Ударников стала вторым звеном Ангарского каскада - чуть раньше, в 1958 году была пущена Иркутская ГЭС, а несколько позже, в 1980 - Усть-Илимская. В красноярском Кодинске с момента написания поста заработала Богучанская ГЭС, а ещё три (Нижнебогучанская, Мотыгинская и Стрелковская) пока проектируются. То, что именно Ангара стала главной гидроэлектрорекой Сибири, тоже не случайно - в ее естественном русле много довольно мощных порогов ( один из них я видел с самолёта), на которых и строятся плотины. Ангарский каскад сделал Иркутскую область одним из лидеров по производству электроэнергии среди регионов России.

16.


Сама же по себе Братская ГЭС, третья по мощности в стране (4500 МВт, после Саяно-Шушенской и Красноярской ГЭС на Енисее) - сооружение действительно сверхчеловеческое: длина плотины почти полтора километра, а высота над Ангарой 127 метров. На кадре выше это можно оценить, сравнив размер плотины с размером идущего по ней поезда. Со стороны Падуна въезд на ГЭС отмечает гидротурбина времён постройки электростанции, замененная на более современную и поставленная как памятник в 2007 году:

17.


Автобус высадил меня в Падуне, уже на левом берегу. Я решил искать какую-нибудь точку на берегу Ангары, с которой можно будет увидеть ГЭС во всей красе, минут 40 блуждал по каким-то задворкам и в конце концов махнул рукой -  со стороны Падуна ниже ГЭС на пару километров вдоль берега тянется закрытая территория. Я решил идти обратно на правый берег и искать эту точку там... и ключевое слово здесь "идти", а не "ехать", так как в отличие от большинства гигантских плотин Волги и Енисея, Братская ГЭС открыта для пешеходов (по состоянию на 2012 год).
В начале и конце плотины - барельефы. Со стороны Падуна - о строительстве ГЭС. Рядом двухэтажный пост охраны, так что фотографировать тут лучше с предельной осторожностью:

18.


Путь по плотине, вид в сторону Падуна. Как видите, ограда популярна у молодожёнов:

19.


Водоспуски. Серая конструкция наверху - железная дорога:

20.


Чтобы пройти плотину из конца в конец, нужно минут 15-20, и зимой это очень тяжёло, учитывая мороз и курящуюся внизу незамерзающую реку. Со стороны Гидростроителя барельеф повествует о Революции:

21.


Но самое главное - даже не сама плотина, а виды с неё. Во так со стороны Падуна выглядит уже упомянутая "запретная зона" - хотя говорят, ещё пару лет назад и туда можно было спокойно пройти, а молодожёны со своими кортежами заезжали едва ли не к машинному залу. Отсюда ещё не вполне видно, что ширина Ангары ниже ГЭС около километра:

22.


А вот вид непосредственно с плотины - до воды более ста метров:

23.


Где-то под ногами - машинный зал, а за спиной и бетонной стеной опять же вода, стометровая бездна:

24.


Скалистый берег Ангары. Падун - ни что иное, как название каскада порогов, на котором и выросла ГЭС: широкая и степенная Ангара здесь втискивается в узкую долину. Это был самый сложный участок водного пути - из-за порогов караван с Енисея добирался в Братский острог по два месяца. Сибирская природа по-настоящему впечатляет своей мощью:

25.


Хорошо видно, как Ангара из ущелья выходит на плёс... но там начинаются острова уже следующего, Усть-Илимского водохранилища. Под этой водой - сотни некогда процветавших селений... да впрочем, думаю, все читали "Прощание с Матёрой".

26.


Братское водохранилище - по площади 6-е в мире и 2-е в России (после Куйбышевского), по объёму же (169,3 кубических километра) это второе водохранилище Земли после африканского Кариба (180 кубокилометров). Это примерно половина объёма Азовского моря. Причём больше половины Братского водохранилища приходится не на Ангару, а на Оку, в устье которой изначально стоял острог.
Вообще же, в мире есть 3 района сверхгигантских водохранилищ: бывший СССР, тропическая Африка и (разрыв шаблона!) Канада.

27.


На правом берегу я всё-таки нашёл точку, с которой видна ГЭС - не так хорошо, как хотелось бы, но вполне:

28.


За свадебным обоо - вид плотины сверху донизу. Под плотиной собственно машинный зал - туда со стометровой высоты поступает вода, вращая турбины. Фактически Братская ГЭС - ни что иное, как заводская плотина, так как 70% её энергии потребляет БрАЗ - алюминиевое производство отличается крайней энергоёмкостью.

29.


Здесь я тоже так и не нашёл других подходов к берегу, да ещё и мной вплотную заинтересовались местные собаки:

30.


За Ангарой ультразумом заснял водопад - сток дренажных вод, просачивающихся сквозь плотину. Подходы к нему ныне также перекрыты:

31.


Проведя на ГЭС около 2 часов, я отправился на Падун:

32.


Падун и Энергетик, как уже говорилось, вместе слагают второй по величине "город" Братска, а сами они разделены заливом. Судя по Google Earth, интересных зданий здесь почти нет, но с Энергетика неплохие виды на Братское море и ГЭС сверху. Но меня поджимало время - я дошёл до главной площади с ДК и раскрашенным ледовым городком:

33.


И на маршрутке №10, соединяющей Гидростроитель с Новобратском, уехал в "Ангарскую деревню" на полпути между Падуном и центром. Дорога здесь в основном выглядит так - петляющий по склонам сопок автобан отличного качества с физическим разделением.

34.


Про "Ангарскую деревню" будет отдельный пост, и так получилось, что я не успел толком осмотреть Центр. Несколько кадров я снял из окна маршрутки - здесь довольно много нетривиальных позднесоветских зданий, как например вот этот крытый рынок:

35.


Я выбирался из "Ангарской деревни" со случайно подвернувшейся маршруткой, вывозившей музейных сотрудников. Меня высадили в ближайшей к автовокзалу точке маршрута, и минут 10 я шёл через бараки 1-го микрорайона - как и Падун с Энергетиком, Центр начинался с деревянных посёлков строителей. И начинался позже: ведь только с первым током Братской ГЭС можно было запустить индустриальные гиганты - БЛПК (1958-65) и БрАЗ (1964-66), дымы которых вьются над районом:

36.


Сами бараки попадаются довольно симпатичные:

37.


Но этот район - не сам Центр, а лишь его южное предместье у станции Новобратск, автовокзал и речного порта.

38.


...Дойдя к автовокзалу, я увидел уезжающую маршрутку Братск-Вихоревка, и тогда ещё не понял, в какую попал ловушку, так как до поезда было ещё часа два. Но весь мой план развалился, когда обнаружилось, что в Братске нет маршрутки в Вихоревку, подгаданной к отправлению поезда - обычно они курсируют каждые полчаса-час, но именно здесь двухчасовое окно! Не было и ни одной подходящей электрички. В Анзёби я уже не успевал, а такси до Вихоревки обошлось мне в ни много ни мало 700 рублей.

39а.


Ну а вернуться в Братск и наверстать упущенное мне довелось лишь спустя 8 лет - в сентябре 2020 года по Байкало-Амурской магистрали из другого индустриального гиганта Комсомольска- на-Амуре. В Братске у нас была пересадка с поезда на "Метеор" вверх по Ангаре, и времени куда как меньше, чем в прошлый приезд - пара часов вечером да хмурое утро. Но это вполне хватило, чтобы погулять по центру. Я забронировал гостиницу близ главной площади (благо, к 2020-му в Братске появились хостелы и мини-отели - наш располагался в квартире в пятиэтажке), и вот маршрутка привезла нас прямиком к знакомому с прошлой поездки культурному центру "Братск-Арт", построенному в 1982 году как ДК Металлургов:

39.


Из-за "мраморного колосса" (как называла это здание советская пресса) выглядывает Паук - странная конструкция из 3 треугольных арок. Вроде бы изначально под ними был фонтан, а сами арки символизируют палатки первостроителей. Теперь вместо них - хипстерский урбанизм:

40.


Всё это - на углу площади Ленина с унылым зданием городской администрации:

41.


И традиционным для крупного российского города Парком Нелепых Скульптур:

42.


В основном, конечно, деревянных и по мотивам сказок - однако и для психодела место нашлось:

43.


От Дома Советов на несколько кварталов тянется Советская улица, между 17-м и 18-м микрорайонами представляющая собой широкий уютный бульвар. Во всей красе её можно оценить лишь с верхних этажей администрации - ведь в перспективе её Братское море. Однако и с земли заметно, что бульвар как бы проваливается в небо:

44


По бокам - высокие дома 1970-80-х годов, в 2020-м году украшенные на торцах огромными портретами ветеранов. В первую очередь Братск - это что-то такое:

45.


Среди их фасадов - внезапно, "Орбита", станция космической связи 1960-х годов, напоминающая о том, что начинался город не отсюда:

46.


В этом районе мы пообедали в кафе абсолютно столичного уровня, где под вечер едва нашлось свободное место, да закупились продуктами на завтрашний речной путь в супермаркете с абсолютно столичным выбором. Дорогу к супермаркету, впрочем, нам показал колоритнейший небритый работяга, говоривший на чистейшем русском языке 1990-х годов. Хипстерские тренды в богатом, но всё таком же индустриальном городе причудливо сплетаются с грубым колоритом рабочих окраин:

47.


На некоторых домах остались огромные стильные таблички. Современное ноу-хау городской навигации Братска - остановки со схемами проходящих через них маршрутов общественного транспорта:

47а.


Представленного в Братске маршрутками и троллейбусом, пущенным в 1975 году:

48.


Студгородок - это владения Братского целлюлозно-бумажного колледжа (1972), основанного в 1963 году и первоначально располагавшегося в деревянном посёлке Строитель. Различных учебных заведений в индустриальном городе появилось множество, и в 1999 году они объединились в БрГТУ, а в 2004 - и вовсе в Братский университет.

49.


На краю Студгородка находится и, пожалуй, самое впечатляющее неиндустриальное здание Братска - Мемориал Славы, открытый в 1975 году. Вроде как его пилоны символизируют неугасающее пламя, но я упорно вижу в них спирали ДНК. Памятник уничтоженному войной генофонду:

50.


Молодым, здоровым, полным сил ребятам из сибирских деревень. Их эпитафия столь огромна, что поместилась лишь на 2-ярусном кольце:

51.


Площдаь Славы с Т-34 и МиГом-17 была обустроена в 1980 году, и видимо тогда же начал строиться Дворец Пионеров - ныне это заброшенное здание почти официальная достопримечательность Братска:

52.


С площадки мемориала хорошо виден простор Братского моря. Где-то у того мыса стояло село Братско-Острожное:

53.


Когда-то бывшее одним из самых больших и богатых сёл старожильческой Ангары. Две башни острога, старейшие уцелевшие русские постройки Сибири, при заполнении водохранилища были вывезены в "Ангарскую деревню" и Коломенское (см. прошлую часть), Богоявленская церковь (1842) - снесена:

53а.


Как и мост Старого БАМа, непредусмотрительно сооружённый в 1956 году зоне затопления:

53б.


Осталась лишь старая дорога почти что в створе Советской улицы, вьющаяся через лесок, отделяющий городские кварталы от берега:

54.


А с его опушки открывается впечатляющий вид на промзону, и если в районе Братской ГЭС воздух кажется по-таёжному свежим, то примета Центра - мерзкая целлюлозно-бумажная вонь, с наступлением темноты становящаяся невыносимой. Хотя сами местные к этой вони относятся спокойно, сетуя на то, что выбросы алюминиевого завода ничем не пахнут, но куда вреднее.

55.


Но в общем дымы промзоны - единственное, чем мне не понравился Братск в оба приезда, и я искренне не понимаю, почему он представляется этаким адом наяву? Причём не только в столичной блогосфере: в том же Иркутске первая ассоциация Братска - братки, захватившие всю область, а на человека, вернувшегося из Братска живым и здоровым, иркутяне смотрятся с недоверчивым уважением. Я видел немало чужих постов, в которых автор надрывным тоном рассказывает о кромешной нищете, промышленной вони и о том, что по Братску даже днём никто не ходит в одиночку... Я ходил, даже ближе к вечеру, и мне Братск показался вполне себе цивилизованным и зажиточным городом, по крайней мере далеко не худшим среди индустриальных гигантов.

ВОСТОЧНАЯ СИБИРЬ-2012
" К вечеру потеплело до -35". Вступление.
Колывань. "По Большому Сибирскому тракту..."
Среднее Приангарье
Братский и Илимский остроги.
Братск. Город и ГЭС.
Братск. Ангарская деревня.
Речь Посполитая в Сибири.
Костёлы и штетлы.
Путь к Вершине.
Вершина. Wierszyna.
Иркутск и окрестности.
Первое знакомство. Глазковка, мост и два вокзала.
Иркутский острог.
Улица Маркса и окрестности.
Улочками старых окраин.
Предместье Рабочее.
Тальцы в -43 градуса.
Листвянка. Первая встреча с Байкалом.
Бурятия.
Петровск-Забайкальский.

Сибирь, железнодорожное, дорожное, Братск, транспорт, Иркутская область, деревянное, индустриальный гигант

Previous post Next post
Up