Leave a comment

tin_tina November 26 2011, 20:49:31 UTC
Анна-Алоиза вообще была того... но язычники здесь ни при чем, это она под влиянием иезуитов, да еще любящей матери. Та также ходила в власянице и стегала себя плеткой.
Самое запомнившееся современникам деяние Анны-Алоизы - это когда она тайком вынула из захоронения останки своего отца, православного, чтобы пост мортем перекрестить его в католичество. Эх, измельчал род, это потомки Федора Острожского, гусита, до такого дошли!

Reply

varandej November 26 2011, 20:58:54 UTC
Внёс в пост, а заодно исправил - не Януша, а Александра, конечно. "Язычество" я имел в виду в переносном смысле, конечно.

А ещё так задумаешься: будь на Украине туристический бизнес развит так, как у западных соседей, ведь распиарили бы эту Алоизу как Эльжбету Батори. Вот уж точно от такой славы своего рода Константин Острожский бы в гробу перевернулся....

Reply

tin_tina November 27 2011, 08:02:18 UTC
А почему же исправляли? Вроде у Вас все верно было - Анна-Алоиза дочь Александра Острожского, а его брат Януш - последний из рода Острожских по мужской линии. Или я чего-то не заметила?
А эта Анна-Алоиза уж слишком мелкая и склочная личность, только и занималась, что искоренением тех следов религиозной терпимости и просвещения, которые были в Остроге прежде. Самая же готическая из Острожских - безусловно, Гальшка, "черная княжна". Но ей на недостаток рекламы жаловаться грех.

Reply

naina_gorynych November 29 2011, 21:09:03 UTC
А не подскажете, Гальшка эта ведь была в первый раз замужем за Сангушком? Из тех, которых дворец в Изяславе сохранился?

Reply

tin_tina November 30 2011, 11:44:05 UTC
Совершенно верно, за Дмитрием Сангушком. Но, поскольку до потомства там не дошло из-за известных обстоятельств, то последующие Сангушки - потомки его брата, Романа. А в третий раз она, что любопытно, вышла за двоюродного брата своего дяди, знаменитого Василия-Константина Острожского. Его матерью была княжна Слуцкая, а третий муж Гальшки - Семен Слуцкий.
Там вообще все перепутано: до брака с Беатой невестой Ильи Острожского, будущего отца Гальшки, числилась знаменитая Барбара Радзивилл, в ту пору еще не прославленная сердцеедка, а обычная благонравная девушка.

Reply

naina_gorynych November 30 2011, 17:08:34 UTC
Да, сложно там все :) А еще вопрос - ведь Изяслав тоже первоначально принадлежал Острожским-Заславским, как он у Сангушек оказался?

Reply

tin_tina November 30 2011, 17:22:29 UTC
Это связано с историей Острожской ординации. После угасания сначала Острожских, а позже и Заславских, Острожской ординацией владели Любомирские, а позже - Сангушки (такой диковинный способ наследования был связан с завещанием последнего Острожского - князя Януша, который страшно боялся, что его владения унаследуют сыновья ненавидимого им брата, поэтому предпочел потомков собственных дочерей). Наконец последний Острожский ординат, Януш Александр Сангушко, добился от сейма разрешения разделить ординацию, что едва не стало причиной для гражданской войны в и так уже ослабленной стране.

Reply

naina_gorynych November 30 2011, 17:32:11 UTC
Значит, это загогулина с наследованием. Тогда понятно, спасибо за подробные разъяснения.

Reply

tin_tina November 30 2011, 17:45:06 UTC
Да, там, согласно завещанию, в случае угасания всех ветвей, окончательными наследниками должны были стать мальтийские рыцари. То-то возможность мы упустили - Мальта на Волыни! Со всеми этими заморочками давно исчезнувших Острожских пришлось разбираться Екатерине II и Павлу, на него, как на почетного командора, рыцари возлагали особые надежды. Но как-то не срослось :-)

Reply

naina_gorynych November 30 2011, 17:51:22 UTC
Это-то я помню, еще в мае в Остроге и Дубно была и разбиралась в хитросплетениях :)А осенью съездила в Изяслав и заинтересовалась, как Сангушки там оказались. Мальтийский орден все равно на Волынь просочился, напротив костела в Луцке домик с их крестами - какое-то современное представительство (не очень поняла, что именно).

Reply

tin_tina November 30 2011, 17:53:31 UTC
Мать этого Сангушко была из Любомирских. Марианна Любомирская. А с Мальтийским представительством весьма любопытно, что бы им там делать? Может, все еще надеются?

Reply

naina_gorynych November 30 2011, 17:59:41 UTC
Спустя двести лет? Если да, то терпению можно позавидовать :)

Reply

tin_tina November 30 2011, 18:01:40 UTC
Отчего бы и нет? Это же не слабый человек, а таки организация, просуществовашая сотни лет. Предусмотрительны. Вдруг вследствие потепления Мальта уйдет под воду, а у них волынская землица есть :-)

Reply

naina_gorynych November 30 2011, 18:07:05 UTC
Тоже верно. Волыни потоп не грозит, по-любому :)

Reply

tin_tina November 27 2011, 08:09:39 UTC
А, поняла, Вы имели в виду "последнего православного". Но фактически это не так: последними православными были братья Анны-Алоизы, которые умерли довольно молодыми: в 20 и 21 год. Дядя Януш их пережил. Там тоже не обошлось без готических историй: вроде бы оба княжича развлекались тем, что стреляли в костеле то ли из лука, то ли из самопала, притом в Евангелие, и прострелили страницу, на которой было написано слово "смерть". И вскоре умерли, конечно. Вот после этого все три их сестрицы (католички, в соотвестии с тогдашним обычаем, девочек крестили по матери, сыновей по отцу) и стали религиозными маньячками.

Reply

shiptenko August 22 2013, 10:12:16 UTC
http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Russ/XVI/1500-1520/Maloizv_let_pamjatniki/4.htm - здесь "Острожский летописец" об этом рассказывает.

Reply


Leave a comment

Up