Прокопьевск. Часть 1: Кузбасский карбоноренессанс.

Oct 11, 2011 15:33



В часе пути от Новокузнецка расположен "двойной город" Прокопьевск (210 тыс. жителей) и Киселёвск (103 тыс.), по площади едва ли не превосходящий Кузню, и представляющий собой огромный конгломерат шахтёрских посёлков с несколькими явными центрами - этакое "уплотнение пространства" в перенаселенной Кузнецкой котловине. Прокопьевск привлёк меня своей близостью к Новокузнецку и возможностью получить представление о "типичном" Кузбассе. И за полдня, проведённые здесь, я успел посмотреть на этот город с фасада и с изнанки: пройтись по главному проспекту и съездить в один из шахтёрских посёлков.

И в первой части рассказа о Прокопьевске я покажу именно "фасад" - вытянутые вдоль железной дороги Шахтёрский проспект и продолжающего его Вокзальную улицу. Говорят, ещё недавно город выглядел безнадёжно, но сейчас его центр поражает своей опрятностью и новизной. Вообще, Кузбасс в этом смысле весьма специфический регион, и его реалии по аналогии с белорусским "агроренессансом" можно назвать "карбоноренессанс".

...С новокузнецкого автовокзала автобусы в Прокопьевск отходят где-то каждые полчаса, не считая проходящих (а город стоит на главной дороге Кузбасса, ведущей в Кемерово), и едут ровно час: сначала по бесконечным посёлкам на окраинах Новокузнецка, потом по бесконечным посёлкам ни на чьих окраинах, потом (после новокузнецкого аэропорта) по бесконечным посёлкам на окраинах Прокопьевска, и наконец приезжают в Промышленный Тупик:



Так называется платформа и автостанция у южной оконечности Шахтёрского проспекта. Помимо новокузнецких, отсюда отходят и многочисленные местные автобусы, а также трамвай. Над Тупиком нависает завод "Электромашина" - в Кузбассе довольно мощное машиностроение, в основном выпускающее оборудование для местных шахт. В Киселёвске производят ещё и взрывчатку для тех же целей.
От Тупика на север уходят проспект и железная дорога:



И центр города, застроенный судя по виду после войны, начинается буквально кварталом далее. Открывает его вот этот дом с башней - насколько я понял, гостиница:



Наслышанный о депрессивности и разрухе Прокопьевска, я не верил своим глазам:



Когда и по какому случаю здесь успели навести такой марафет?





Шахтёрский проспект живописно петляет по холмам, и доминируют в его пейзаже "рога" площади Победы. Кстати, обратите внимание на праворульку - в Кузбассе явление почему-то относительно редкое (хотя и на два порядка чаще, чем в Москве, конечно!). Много здесь и изделий АвтоВАЗа, в то время как в соседнем Алтайском крае "японки" - уже примерно половина автопарка. Есть в этом кадре и ещё одна интересная деталь - желтые и чёрные дымки над городскими крышами. Судя по всему, Прокопьевск отапливается домовыми котельными, и работают они, как не трудно догадаться, на местном угле.



По всей длине проспекта тянется и трамвайная линия, и трамваи по ней бегают немногим реже, чем поезда в Московском метро.



Ещё деталь - деревья здесь белят розовым и зелёным. Зачем такой психодел, я не знаю, но в цветастый облик Шахтёрского проспекта вполне укладывается.



В этой части проспекта интересен стадион "Шахтёр" - ничего фотогеничного я там не увидел, но он считается едва ли не первым в Кузбассе (1935). От гостиницы до площади Победы застройка на проспекте двусторонняя, дальше вновь подходит железная дорога. Почти все показанные здесь здания я увидел ещё ночью, подъезжая к Новокузнецку, из окна вагона.



Местный Пушкинский сквер. Интересно, что на стене выбито не самое известное пушкинское стихотворение "Поэт". Мне оно очень нравится, и тому, кто эту стенку организовал - видимо, тоже.



Между "рогов" площади Победы обнаруживается здоровенный драмтеатр имени Ленинского комсомола - архитектура в общем довольно типичная, но состояние заставляет воспринимать всё это совершенно иначе:



Интересный артефакт на площади. Одним - совок, другим - традиция:



А напротив - вот такой вид: площадь обрывается прямо к железной дороге и промзоне,  и что там позади - гора или террикон, в тумане не разобрать. И так - по всему проспекту: промзона подступает вплотную.



За театр уходит улица Артёма - культовый топоним на Донбассе. В Кузбассе же как-то видел улицу Шубина - скорее всего, это революционер какой-нибудь, но донецкие горняки Шубиным называли подземного духа, хозяина шахты. Вообще, между двумя угольными бассейнами есть какая-то незримая связь.
По улице Артёма за драмтеатром видны Кинотеатр имени Островского и Дом Детского Творчества имени Гагарина:



А с другой стороны вырисовываютс ржавые коперы шахты "Коксовая":



Чуть дальше - реновированная администрция (на самом деле конструктивизм, между прочим!):



И сердце города - "Прокопьевскуголь". В кадре две мелкие детали - выглядывающий из под керамопаннелей сталинский декор и стоящие на площадке урны в виде мортир. Здесь ещё и памятник Петру Первому есть, но я его как-то не заметил.



За "Прокопьевскуглем" попался обшарпанный дом - как ни странно, городской суд. Представьте себе всё показанное выше и далее в таком состоянии - жуть берёт...



Здесь же - Детская Музыкальная Школа №10, неожиданно красивое здание:







А вот так выглядит город всего в одном квартале от проспекта:



Типично кузбасский пейзаж - сибирские село с незыблемыми избами, над которым нависает копер:



Возвращаемся на проспект, всё ближе к "Коксовой". Район частного сектора и бараков - судя по всему, её посёлок. Здесь городские изнанка и фасад соприкасаются:



Шахта более всего напоминает чудовищ из японских мультфильмов про Гигантских Роботов. Вообще, в трёх угольных бассейнах, что я видел (Донбасс, Кузбасс, Воркута) внешний вид шахт заметно отличается.



А со стороны посёлка... Да это же "дома-колбасы" Йохана ван Лохема! Завезенный голландским архитектором в Кузбасс типовой проект массового жилья для рабочих 1920-х годов - что-то среднее между бараком и частным сектором. Такие встречаются на кемеровской Красной Горке (где в 1921-27 годах действовала колония иностранных специалистов-энтузиастов под руководством голландца Себальда Рутгерса), но не думал, что такие есть в других городах Кузбасса.



Впрочем, их появление вполне объяснимо: разработку Прокопьевского рудника (близ известных с 1648 года сёл Прокопьевское и Монастырское) в 1917 году начало то же самое АО "Копикуз", а продолжила та же самая АИК "Кузбасс". В 1921 году сюда пришла железная дорога, в 1927 году пущена первая капитальная шахта, в 1928 году село стало ПГТ, а в 1931 - городом. "Коксовая" же, пущенная в 1935 году, в середине ХХ века была самой большой и современной шахтой СССР и второй по величине в мире.

Всего же здесь 5 "колбас", и у каждой на торце панно в характерном "шаманском" стиле:



Судя по всему, квартал близ Коксовой шахты - самая старая часть Прокопьевска, сложившаяся ещё до придания ему статуса города. В сущности, полноценный шахтёрский посёлок, над которым довлеют монструозные сооружения шахты:



Попадается и конструктивизм:



Какого времени этот дом? После "домов-колбас" мне тут во всём чудится след голландских инженеров:



Завершает проспект Шахтёрский универмаг - это уже больше похоже на творение Крячкова или подражание оному:



В сквере напротив - углепогрузочная машина УП-3, с помощью которой в 1964 году бригада Н.Г. Кочеткова на шахте "Центральная" установила мировой рекорд, пройдя за 31 день 1172 метра двухпутевого штрека. Шахтные машины на постаментах - тут более частый памятник, чем Т-34, и почти все связаны с каким-то событием. Что ж, шахтёрский труд часто сравнивают с войной (это официально самая вредная и опасная из массовых профессий), и эта УП-3 на постаменте одержала выдающуюся победу.



Здесь проспект заканчивается, перпендикулярно уходит дорога вглубь шахтёрских посёлков, над которой нависает шахта имени Ворошилова:



А сняв вот этот кадр, обнаружил, что в остановившемся рядом трамвае мужчина средних лет фотографирует на мобильник меня. Интересно - это я такой колоритный, или он хотел доложить куда следует, что де к ним террорист приехал и шахты фоткает?



За Ворошиловской шахтой. Хорошо виден террикон - но терриконы здесь не идут ни в какое сравнение с терриконми Донбасса. Виден и железнодорожный переезд, через который самосвалы возят уголь. Но я дальше идти не решился - в промзоны без надёжного проводника предпочитаю не соваться.



Возвращаюсь на проспект, а точнее сменившую его Вокзальную улицу. Здесь всё тоже вполне прилично, но уже не до такой степени.



Застройка вновь делается двусторонней и с явным преобладанием хрущоб. Минут через 10 я пришёл на вокзал, который здесь неожиданно расположен ребром к путям, так что из вагонного окна видна непосредственно привокзальная площадь:



Кузбасские вокзалы - это просто сказка. Опрятные, уютные, какие-то даже игрушечные, они напоминают не транспортные узлы, а зоны отдыха. Почти у каждого стоит паровоз-памятник, и почти у каждого на тендере очень трогательное стихотворение. Например, в Прокопьевске такое:
Товарищ Паровоз, ты славно потрудился!
На всех парах по рельсам грузы мчал,
Ты вместе со страной вперёд стремился,
Не раз гудок твой о победах возвещал!

Твой славный путь нельзя предать забвенью,
Ты в сотнях городов за жизнь свою бывал
Но самым главным пунктом назначенья
Стал для тебя Прокопьевский вокзал!

На самом деле параллели "агроренессанса" с "карбоноренессансом" - не только в показательной чистоте тротуаров, хороших дорогах и психоделической раскраске сталинских зданий, не только в увлечении "провинциальным хай-теком", и даже не только в обилии социальной рекламы и регионально-патриотических лозунгов, но и в наличии Твёрдой Руки. Здешний "батька" - это Аман Гумирович Тулеев, впервые возглавивший Кузбасс в 1990-м году, отстранённый Ельциным за поддержку ГКЧП и вновь ставший губернатором в 1997,  на выборах набрав 95% голосов. В политику сейчас вникать мне бы не хотелось, но личность Тулеева здесь ощущается повсюду, даже несмотря на то, что я не видел с ним ни единого плаката. И облик кузбасских станций не случаен: лидер Шахтёрского края был некогда железнодорожником. (хотя, по словам periskop, паровозы-со-стихами - общесибирское веяние, но здесь они как-то особенно органичны)



Рядом с вокзалом - автовокзал, но сюда заезжают только транзитные автобусы, в Новокузнецк сподручнее ехать из Тупика. За вокзалом - квартал бревенчатых бараков с кадра выше, хрущобы, в общем ещё минут на десять крайне унылая местность. Но я пошёл дальше, чтобы увидеть ещё одно знаковое здание Кузбасса, "место омытое слезами шахтёрских жён" (по lindberg) - Травмбольницу.



Больница здесь областная - Прокопьевск стоит ближе к геометрическому центру Кузбасса, чем Новокузнецк. Её масштаб поражает и угнетает, учитывая её специализацию. Как я понимаю, больница не только шахтёрская - но строилась она в первую очередь для тех, кто был покалечен в забое. Один её вид говорит о шахтёрском труде больше, чем любая статистика.



Напротив больницы - изящный берёзовый сквер:



Круто обрывающийся к железной дороге. За путями грузят уголь. Тот самый уголь.



Проехать отсюда километров 20 на север - попадёшь в Киселёвск. Железная дорога служит примерной границей города, в другую сторону же на десяток километров тянутся шахтёрские посёлки и разрезы, заканчивающиеся многоэтажечным районом Тырган. Я решил просто сесть в автобус и поехать наугад в какой-нибудь посёлок при шахте. Напоследок - пара кадров с остановками, которые в Прокопьевске тоже оформлены своеобразно:





В следующей части - об изнанке Кузбасса, посёлка при шахте Зиминка.

РУДНЫЙ АЛТАЙ-2011
Дорога на Алтай.
Урал и Поволжье.
Западная Сибирь.
Кузбасс
Кузбасс и Донбасс. Вместо вступления.
Кемерово (апрель-2009). Красная Горка.
Кемерово (апрель-2009). По городу.
Новокузнецк. Кузнецкий металлургический комбинат.
Новокузнецк. Соцгород..
Новокузнецк. Старый Кузнецк и не только.
Прокопьевск. Шахтёрский проспект.
Прокопьевск. Шахтёрский посёлок.
Междуреченск.
Рудный Алтай
Горный Алтай
.

Сибирь, дорожное, Кузбасс, Кемеровская область, "Молох", Прокопьевск, индустриальный гигант, шахтёрское

Previous post Next post
Up