Коломенское - пожалуй, мое любимое место в Москве, наряду с Новодевичьим монастырем и Поклонной горой. До них тоже как-нибудь доберусь, а пока расскажу о довольно известной, но почти не представленной на фотографиях части Коломенского - Голосовом овраге, проходящем между Вознесенской церковью и церковью Усекновения Главы Иоанна Предтечи. Недавно овраг был отреставрирован (если можно так сказать о природном объекте), и выглядит теперь весьма колоритно.
Начнем прогулку от берега Москвы-реки. Впереди холмы бывшего Дьякова, а за холмами трубы НИИ химической промышленности (вроде бы так он называется).
А это - не Белое море, а берег Москвы-реки, отсыпанный камнями. Кто бывал хотя бы на Соловках - оценит.
Дальше, в самой, казалось бы, оживленной части Коломенского Голосов овраг - это просто овраг. Но дальше начинается что-то... странное. Фэнтезийное. Какой-нибудь Лориэн или еще что-нибудь в этом роде.
Строители всего этого были явно фанатами "Властелина Колец" - но получилось очень, по-моему, зрелищно. Чувствуешь себя Федором Сумкиным Фродо Бэггинсом или Агрономом-Бомжом Арагорном-Следопытом.
Или, может, кто-то слишком много слушал "Арию" без Кипелова: "Древние рощи полны голосов/Шепота трав и камней..."
Кстати, о камнях: в глубине оврага расположены ставшие в последнее время культовыми Девичий камень
и Гусь-камень
Москвичам эти два священных языческих валуна полюбились: все вокруг увешано ленточками
И мало кто знает, что на самом деле история о "священстве" этих камней - банальная мистификация. На филфаке РГГУ (или МГУ, точно не помню - кафедра фольклора есть на обоих) мне рассказали такую историю: когда-то, годы в 80-е, в пединституте им. Ленина некий студент (имя не помню) защищал диплом по фольклористике. Видимо, написать что-то серьезно-научное ему было лень, и он сочинил легенду о двух валунах, которыми боги кидались в змея. Диплом благополучно приняли, и все бы ничего, но... По окончании МПГУ молодой человек устроился в Коломенское экскурсоводом, и там много лет выдавал сочиненную им легенду за правду. В итоге ему все поверили, и хотя он сам благополучно разоблочился, к камням продолжают ходить люди.
На самом деле ближайший к Москве подлинный священный камень - в Переславле-Залесском. Но это уже другая история.
Кстати, обряд повязывания ленточек не входил в традиционные верования ни славян, ни каких-либо народов Европеской России - марийцев, чувашей, мордвы. Моду повязывать на все лоскутки принесла мода на буддизм, захлестнувшая российскую "продвинутую" молодежь в 1990-е. Дело в том, что в традиционных ламаистских районах (Монголия, Тибет, Тува, Бурятия) существуют обоо (или оваа) - места на перевалах и перекрестках, где, согласно повериями, живут божки. Им принято оставлять подарки, но какие - не имеет значения. Поэтому в ламаистских странах существует древний обычай - на перевале или перекрестке повязать лоскуток или положить камушек. Отсюда и ленточки в священных и псевдосвященных местах.
От камней я поднялся на ту сторону, где стоит церковь Вознесенися, прошел немного, мимо роскошного дерева:
Бросил взгляд на зеленые холмы московского Лориэна и московской Шамбалы в одном лице:
На
вечно готовую к взлету Вознесенскую церковь:
И вышел на проспект Андропова, к шуму и выхлопам Москвы.