Leave a comment

Comments 59

leorer January 2 2011, 06:29:34 UTC
Спасибо за весь этот цикл, очень интересно.
У меня только такой вопрос возник. Если даже Мир и Несвиж - это Черная Русь, то где Белая? :) Она вообще была? Какая-то граница между Черной и Белой Русью есть?
Даже окрестности Бобруйска - это вотчина Сапеги, куда уж дальше. :)

Reply

varandej January 2 2011, 06:48:44 UTC
До конца цикла еще далеко :)
Вотчины Сапег и Радзивиллов не показатель - они сюда пришли существенно позже. Белая Русь - это Полоцкое княжество, Чёрная Русь - Городенское княжество. О её происхождении я подробнее писал в посте про Новогрудок: православное Городенское княжество и языческая Литва образовали Великое княжество Литовское, и термин "Чёрная Русь" обозначает "Русь под властью язычников".
Соответственно, Белая Русь - это восточная Белоруссия: Полоцк, Витебск, Могилёв, Слуцк, да и сам Минск. Собственно, граница исторических областей примерно через Минск и проходит. Белая Русь была одним из центров Древней Руси вообще, не зря же три Софийских собора были построены в Киеве, Новгороде и Полоцке. А Чёрная Русь в домонгольскую эпоху была дальней периферией. Городенские князья практически не участвовали в династических войнах за Киев.

Reply

leorer January 2 2011, 07:00:04 UTC
Понял, спасибо. :)

Reply

secyrg January 2 2011, 07:03:51 UTC
Папский нунций в Варшаве де Торрес в письме в Рим (1622) отмечал: «Белая Русь, что протягивается от Риги, столицы Лифляндии, до московской границы и включает Полоцк, Оршу, Витебск, Могилев…»
http://ru.wikipedia.org/wiki/Белая_Русь

Reply


muamuk January 2 2011, 06:33:58 UTC
Спасибо за экскурсию. С Новым годом!

Reply

varandej January 2 2011, 06:49:13 UTC
С Новым годом :)

Reply


manul_a January 2 2011, 06:40:11 UTC
Считается, что в РП шляхты было где то около 15-17% от всего населения - это не просто много, а ужасно много (в любой нормальной стране дворян должно быть где то около 5%), для примера в России дворян было что то в районе 4,5%. Этот классовый "перебор" привел к тому, что когда РП была ликвидирована, русская и немецкая знать наотрез отказывались родниться с польской шляхтой и даже признавать ее себе равной, считая "мужиками" (ну за исключением известных родов, разумеется), в Российской империи пошли дальше - и всех, кто не мог доказать свое происхождение соответствующими документами - переводили в крестьянское сословие (а таких там было немало). Разумеется, к Радзивиллам это все не относилось, хотя из за своей русофобской позиции они тоже получили сполна...

Reply

varandej January 2 2011, 06:51:24 UTC
Да, показатель аномальный. Причём в этой "демократии" только шляхта являлась "гражданами".
Вообще же, мне кажется, шляхетская демократия - это разновидность феодальной раздробленности, замена территориального раскола олигархией. Это и дало Польше фору в Средние века, но когда соседи централизовались и восстановились, Речь Посполитая на их фоне оказалась неуправляемой и аморфной.

Reply

manul_a January 2 2011, 08:01:24 UTC
Совершенно верно. Один из Радзивиллов (точно не помню кто) чеканил в своем имении монеты с профилем короля (Понятовского) и надписью "дурак Божьей милостию", за такие шутки в законопослушной Англии или Франции его колесовали бы как минимум: а) за оскорбление персоны государя б)за фальшивомонетничество, а для РП это было нормальное развлекалово магнатов, и из общего контекста не сильно вываливалось...

Reply

varandej January 2 2011, 08:12:01 UTC
Олигархи и есть олигархи.

Reply


aramis7 January 2 2011, 08:09:50 UTC
интересно)

Reply


manul_a January 2 2011, 08:29:17 UTC
а Волковыск вы не посетили? а то этот древний город как то всегда получается обойденным вниманием (обычно стандартный набор: Новогрудок, Гродно, Несвиж и т.д.), а ведь Волковыск когда то был городом на уровне Новогрудка.

Reply

varandej January 2 2011, 08:45:10 UTC
Да, я знаю. Там даже была каменная церковь "гродненского типа".
Но в Волковыске вроде бы ничего выдающегося не сохранилось, а времени у меня было мало.

Reply

manul_a January 2 2011, 09:17:56 UTC
да, ну и еще Слоним с Лидой стоит упомянуть, как "города с прошлым" (а Лида еще и с настоящим - там шикарный замок сохранился, и не новодел, в отличие от Несвижа)

Reply

varandej January 2 2011, 09:21:03 UTC
В Слониме с окрестностями и Лиде я в этот раз был.
Но Лидский замок - новодел еще хуже Несвижского.

Reply


Leave a comment

Up