Малая родина. Часть 2: Нытва и Краснокамск

Aug 13, 2010 12:35



В первую очередь моя "малая родина" - даже не пермский Судозавод, а деревенька Сосновка на берегу Камы, где у меня была дача. От Перми это около 70км, и в наше время добраться несложно - на автобусе до ближайшего города и далее на такси.
Но в 1990-е годы у моей бабушки денег не было не только на такси, но и на автобус - поэтому добирались мы "на перекладных", или, говоря современным языком - автостопом.
Через города Краснокамск и Нытва, о которых, а также о пейзажах Прикамья, и пойдёт тут речь.

Краснокамск - пригород Перми (59,7 тысяч жителей) в 35км от центра и километрах в 15 от Закамска. Ходят туда городские автобусы, на которые в те времена льготы были для всех пенсионеров и детей, поэтому путь в Сосновку начинался от автобусной остановки Судозавода. Надо сказать, что Пермский край - это всеевразийская помойка автобусов, списанные машины тут можно найти не только немецкие или корейские, но и к примеру украинские ЛАЗы, достойные помещения в музей. Надписи на родном языке с автобусов тут стирать не принято.

Краснокамск к Перми так близко (для другого города), а Закамск так далеко (для района), что даже и не понятно, почему один город, а другой только район. Впрочем, присоединить Краснокамск к Перми грозятся уже очень давно. Я бывал в этом городе сотни раз - но ни разу не отходил дальше сотни метров от автовокзала. Да и незачем там гулять: обыкновенный мрачный индустриальный город.



Основные предприятия - ТЭЦ и ЦБК. Последний начал строиться в 1929 году, при нём и был основан посёлок, изначально именовавшийся Бумстрой. На момент запуска ЦБК был крупнейшим в Европе. Кроме того, в 1930-40-е прямо в черте города добывали нефть, а это было производство не только грязное, но и невыносимо вонючее.
ТЭЦ:



Автовокзал в Краснокамске был огромным и облезлым. В здании автовокзала мы бывали редко - обычно сидели на платформе под навесом, где была всегда неимоверная толпа народу. Бабушка обычно затыкала нам с сестрой рот мороженым (которое в Перми тогда было очень вкусным) и бежала к автобусам договариваться с водителям. При всей своей интеллигентности, с мужиками она ладила очень хорошо (еще бы - оба мужа рабочие!), и самое большее через час удавалось вписаться в автобус бесплатно.

Сам вокзал с тех пор малость облагородили, поэтому фотографировать его я не стал - уже не тот... А вот такой с платформы открывался вид:



ЦБК расположен прямо у берега Камы, и довольно красив, если смотреть из-за реки - кирпичные корпуса и трубы 1930-х годов. Со стороны города же лишь бетонные заборы, на одном из которых раньше была великолепная надпись: КОМБИНАТ - КОНЧАЙ ГАЗИТЬ, МЫ ХОТИМ ДЫШАТЬ И ЖИТЬ!
А еще проходная в стиле конструктивизма - по-моему, самое красивое здание города:



Чуть дальше - фабрика "Гознак". Между прочим, крупнейший (а то и единственный) в России производитель бланков ценных бумаг:



В целом же Краснокамск я до сих пор вспоминаю с содроганием. Одно из самых жутких и уродливых мест, что я видел - говорю это, даже объехав без малого 300 городов и весей. При этом, из Краснокамска у меня много знакомых и друзей детства - у них мнение примерно такое же. Мне рассказывали, что в городе одних только серийных убийц 5 штук (слухи, слухи!). В наше время злоключения Краснокамска продолжаются: 15-17 февраля 2010 в городе прекратилась подача воды, так как в ней была зафиксирована концентрация вредных веществ в 18 раз выше ПДК, а сама вода отчётливо пахла ацетоном - последствия аварии на химическом заводе. На прочистку фильтров ушло около 3 дней, но видимо они нуждаются не в прочистке, а в полной замене, так как вода всё равно остаётся непригодной для питья (хотя мыться или посуду мыть ей можно).

На окраине Краснокамска - Екатерининская церковь, строить которую начали еще в середине 1990-х, потом бросили, и лишь в последние несколько лет построили колокольню и освятили храм:



Архитектура необычная - какой-то синтез американской неоготики, северного барокко, развитого социализма и бандитского понта:



Кладбищенская часовня за городом появилась совсем недавно:



И в целом Краснокамск - из тех мест, где Девяностые не кончаются. На Урале таких вообще много.
На окрестной природе уральских предгорий глаз просто отдыхает:



Деревянная Ильинская церковь (1909) в селе Усть-Сыны:



Впрочем, сёл тут мало - в основном дачи и колхозы. И здесь, надо сказать, по сравнению с 1990-ми многое изменилось к лучшему - если тогда вдоль дороги преобладали заросшие поля с ржавеющей брошенной техникой, сейчас Прикамье сельское по крайней мере не угнетает. Интересно, что за все 1990-е годы я НИ РАЗУ не видел в полях работающего комбайна, а в этот приезд периодически попадались на той же самой дороге.



Дорога ведёт в Очёр - также весьма интересный городок, город-завод по-Строгановски с театром для крепостных рабочих, чугунными солнечными часами и всеми стандартными атрибутами старого заводского посёлка. К слову, граф Павел Строганов принимал участие во Французской революции под псевдонимом Поль Очёр.

Но мы едем не в Очёр, а в Нытву, которая стоит в стороне от трассы. На подъезде к городу - вот такой вид:



Внизу Нытвенский пруд - крупнейший в Пермском крае. Нытва - маленький (23 тыс. жителей) город-завод, основанный в 1756 году Марией Артемьевной Строгановой. Купечество купечеством, а городов, основанных женщинами в России (да и в мире!) очень мало. Тем более городов-заводов. Впрочем, как село Нытва известна с 1623 года.



Облик Нытвы абсолютно типичен для уральского города:





Автостанция находится у водоспусков плотины, напротив Нытвенского металлургического завода. Завод тут весьма интересный - специализируется на производстве столовых приборов! Говорят, в Нытве есть даже музей ложки...
Но только сойдя с автобуса на автостанции, где даже такси не водятся, я подумал, что хочу отсюда побыстрее удрать. Не став фотографировать завод и плотину, я направился тем маршрутом, которым часто ходили в детстве:



Вдоль пруда к пятиэтажкам:



Как мне объяснили позже, Нытвенский завод в 2009 году закрылся. Может быть и не навсегда - но это чувство обречённости и отчаяния, которое я видел только в городах-заводах, потерявших завод, тут висит в воздухе. Нытва за 10 лет явно деградировала - в начале 2000-х она наоборот казалась уютным и благополучным городком.



Хотя вообще-то жизнь налаживается - но есть места, которые перемены к лучшему обходят стороной. Вот пермские дачники развлекаются, к примеру:



В прошлые годы мы добирались до автостанции и шли к городскому рынку на выезде в сторону Сосновки. Там бабушка опять же пыталась напроситься к кому-нибудь в машину - дело в том, что около Сосновки был (и есть!) пионерлагерь, и нытвенцы часто ездили туда навещать детей. У рынка их отловить было легче всего, так как там они покупали гостинцы. К тому же, во многих деревнях тех краёв нет магазинов - поэтому их жители приезжали на рынок отовариваться. Позже у рынка появился конкурент - супермаркет "Строгановский". Красивый новый супермаркет в маленьком городке - в 2002 году, когда он появился, это казалось чудом.



Потому у бабушки денег стало больше (в связи с постепенным повышением пенсий, ага!), а здоровья меньше - и мы стали всё-таки брать такси. 120р. до Сосновки - тариф не меняется уже минимум 8 лет. В этот раз я не смог найти такси по всему городу, хотя мимо пару раз проезжали. Я зашёл в "Строгановский", объяснил ситуацию, и один из охранников за те же деньги вызвался меня довезти на своей машине:



Первая из этих новостроек была уже лет 10 назад, другие две появились относительно недавно. Разруха-разрухой, а кому-то стало быть надо. Дальше мы проехали деревню Гаревая и по разбитой грунтовке направились в Сосновку:



Панорама Нытвы:



На обратном пути из Сосновки я не смог найти машину, и поэтому решил идти в Нытву (12км) пешком. На полпути меня подобрал мужчина, ехавший в Пермь. Тем не менее, самую живописную часть пути поближе к Сосновке я неплохо отснял.



Дорога тут вообще дорогой-то не считается - вряд ли у неё есть какой-то номер. Просёлка, на которую лет 30 назад положили асфальт и с тех пор не чинили. А места тут красивые - причём опять же, сравнительно с годами моего детства, тут стало намного больше обрабатываемых полей:



Рыжие поля и чёрная тайга - это очень красиво!







А с одного из холмов открывается вот такой вид:



Это Кама, две вершины, которые мы называли Оханские горы (по ближайшему городку), село Таборы у правого края. Тот же пейзаж открывается из Сосновки, и я его еще покажу без дымки.



Дорога спускается к деревне Горы - хотя и маленькой, но обитаемой круглогодично, в отличие от дачной Сосновки:





Сюда из Сосновки я часто ходил гулять:



Потом уже становятся видны холмы камского берега. На горизонте деревенька Усть-Нытва в 15км от Сосновки - туда я дважды пытался доплыть на вёсельной лодке:



На прохождение этого пути у нас с бабушкой уходило от 2 до 6 часов. В обратном направлении проще - часто удавалось найти оказию. Ездили на всём подряд - легковушки, УАЗы, ЗИЛы, "Камазы" и "Уралы". Причём на грузовиках иногда и в кузове. Один раз ехали на "скорой помощи", пару раз с милицией, один раз даже на пожарной машине, не говоря уж про обыкновенные автобусы. Всё это с грузом - то урожай ягод, то живые цыплята. Может быть, поэтому и не люблю автостоп: в 1990-е я наездился им существенно больше, чем общественным транспортом.

УРАЛЬСКАЯ БЫЛЬ-2010
Первая часть (апрель-2010).
Вступление.
Пролог №1. Хохловка.
Пермь Великая.
Усолье.
Березники.
Соликамск. Соборная площадь.
Соликамск. По центру.
Соликамск. Усть-Боровский сользавод.
Чердынь. Пейзажи.
Чердынь. Архитектура и музеи.
Ныроб.
Пролог №2. Ильинский.
Свердловская область.
Полевской (Северск). По городу.
Полевской (Северск). Северская домна.
Полевской. По городу.
Алапаевск.
Коптелово.
Нижняя Синячиха и монастырь Новомучеников.
Ирбит ярмарочный.
Ирбит мотоциклетный.
Пролог №3. Пермь субъективно и бессистемно.
Малая родина.
Судозавод (район Перми).
Краснокамск и Нытва.
Сосновка - деревня на Каме.

"Уральская быль", Малая Родина, природа, дорожное, Урал, Пермский край, индустриальный гигант

Previous post Next post
Up