Нижний Тагил. Часть 1: Лисья горка

May 03, 2010 17:39



Нижний Тагил - индустриальный гигант (370 тыс. жителей) в 120км севернее Екатеринбурга. Это уникальный город: с одной стороны, он является крупнейшим промышленным центром Среднего Урала в наши дни; с другой - обладает едва ли не самой богатой среди городов-заводов историей и наследием. Основанный в 1722 году как Выйский завод, в 18-19 веках Тагил был флагманом Демидовской промышленности, ненадолго утратил эту роль в конце 19 - начале 20 века, и вновь стал одним из флагманов теперь уже советской металлургии в 1930-е годы.
Пожалуй, именно Нижний Тагил - столица Горнозаводского Урала. Рассказ об этом городе будет состоять из трёх частей, и в первой полюбуемся видами города с Лисьей горки (она же Лысая гора), что нависает над старым Демидовским заводом. Горка весьма далеко от вокзала, и начать осмотр города с неё почти невозможно... однако именно эти панорамы дают лучшее представление о Нижнем Тагиле.

Лисья горка - стометровый холм в центре Тагила, всё еще остаётся высотной доминантой города. В центре она видна отовсюду, а из-за удачного расположения намного зрелищнее, чем соседняя Высокая гора, с руд которой и начались тагильские заводы. Забраться на неё нетрудно - подходы удобны, а безлесный склон довольно пологий. На вершине стоит дозорная башенка (1818):



Она использовалась как пожарная каланча, но потенциально её функции были куда шире: башкиры и всякие разбойничьи шайки были на Урале 18 века реальной угрозой, распространённым явлением был завод-крепость. Башенка на Лисьей горке построена позже - но это явный отголосок той поры.



Лисья горка стоит одиноко, у её подножья пруд, и город отсюда как на ладони:



Советский центр и НТМК - Нижнетагильский металлургический комбинат, 4-5-й в России по объёму производства. В лучшее время его мощность составляла 13 миллионов тонн стали в год, сейчас несколько меньше. НТМК был построен в 1930-е годы, став преемником Демидовского завода.
Включим зум и полюбуемся комбинатом поближе - на рассвете его облик совершенно сюрреалистичен:





Чуть-чуть другая обработка, на самом деле цвета везде примерно одинаковые.





"Дым труб - дыхание советской России!" - как гласит известный плакат. Это сейчас от таких видов ужасаются, а когда-то ими гордились, несмотря на отравленный воздух! У моих пермских родственников есть советский фотоальбом о Нижнем Тагиле 1960-х - там можно найти почти такие же кадры:



И между прочим, даже на действующем НТМК две постройки имеют статус памятников промышленной архитектуры, например, домна №1 (1940). Впрочем, опознать её я не смог.



Вообще же, Нижний Тагил - не моногород, в нём десяток крупных заводов. Помимо НТМК наиболее известен Уралвагонзавод, производящий товарные вагоны. В том же альбоме написано: "Каждый день из ворот Уралвагонзавода выходит железнодорожный состав" - производительность составляла 50-60 вагонов в сутки... не вагонов продукции, а просто вагонов! Вроде бы вагоны он сейчас делает исправно. Кроме того, УВЗ - старинная кузница танков, еще в годы войны здесь производилась около 1/3 "тридцатьчетвёрок", а ныне в Тагиле проходят ежегодные международные выставки танковых вооружений.
Вот просто пейзажи Нижнего Тагила - какой завод где, сказать не могу:











При крупных заводах имеются и свои соцгорода (наиболее интересный - у НТМК), куда я не добрался. Вообще же, Нижний Тагил (в отличие от других городов-заводов) всегда был полицентричен. Еще в 18-19 веках здесь были независимые друг от друга Тагильский Завод, Выйский Завод, Высокогорский рудник. Сами заводы были как железоделательные, так и медеплавильные, причём из тагильской меди сделана Статуя Свободы в Нью-Йорке (в 1870-е годы Франция импортировала медь из России). Да и сейчас административно Нижний Тагил является округом площадью втрое больше Москвы, где на город приходится лишь 7% территории.

И пожалуй самый необычный из заводов Нижнего Тагила находится у подножья Лисьей горки:



Это Тагильский завод (не Выйский - он находился примерно в 3км отсюда), действовавший в 1725-1987 годах, в том числе и после постройки НТМК как его вспомогательное предприятие. А после остановки этот завод был не разобран, как многие другие, а превращен в музей (и сейчас более известен как Демидовский). Большая часть его построек относится к концу 19 - началу 20 века, домна на переднем плане - 1920-х годов, отдельные цеха - 1840-60-х. В Германии есть его аналог - завод Фёлькслинген в земле Саар, входящий в ВКН ЮНЕСКО. Считается, что завод-музей в Тагиле не хуже - то есть это памятник мирового уровня.

Чуть-чуть правее видна и заводская плотина, а к ней примыкает старый центр города:



У плотины - Главное заводоуправление (1833, в стиле классицизма), правее видны Провиантские склады. Между ними и музеем - обширный музей заводской техники под открытым небом. А вот как выглядело это место сто лет назад:



Как видите, над плотиной был установлен "ларь" (вероятно, еще 18 века), один из корпусов Заводоуправления выглядел совсем иначе и к нему примыкало нечто, похожее на крепостной вал (по словам da_het, это была городская тюрьма). Позади стоял Входоиерусалимский собор (о котором ниже). А сам город был куда меньше.

И всё это - на берегу заводского пруда:



Пруды - неотъемлемая часть уральских городов, ведь старые заводы были вододействующие и начинались с плотин. Плотина была сердцем города. И даже там, где заводы не действуют, пруды остались. Река, на которой стоит город - Тагил, ведь почти все заводы получали названия по рекам.



За прудом видны две церкви.
Скорбященская (1914, в одноименном монастыре) - кадр снят от подножья горы:



И Александра Невского на Гальянке (1866-72), точно напротив центра. Довольно банальная архитектура на фоне гор смотрится просто потрясающе и очень органично:



Вообще, в Нижнем Тагиле достаточно много для индустриального гиганта церквей - только с горы видны 4, а в последнее время появилось довольно много новых храмов по окраинам. Однако самые красивые тагильские храмы были утрачены в советское время.

Входоиерусалимский собор (1764-77) стоял на главной площади, недалеко от Заводоуправления, и был заводским храмом Тагильского завода:



Выйско-Никольская церковь (1835-45) располагалась в стороне от нынешнего центра города, у Выйского завода и служила усыпальницей Демидовых. Первый памятник русско-византийского стиля на Урале (строил петербургский архитектор А. Крих, а после его смерти знаменитый К. Тон), церковь была интересна в первую очередь многочисленными надгробиями Демидовых работы видных европейских мастеров. Но при всех своих заслугах перед Россией, для уральских рабочих Демидовы были олицетворением алчности, жестокости и барства - поэтому немудрено, что памятник Демидовым был разрушен еще в 1918 году, а затем и сама церковь. Её макет и фрагменты мраморного убранства можно увидеть теперь в краеведческом музее.



Хочется надеяться, что когда-нибудь эти храмы будут воссозданы. Вообще, масштабы церковных сносов на Урале заметно выше среднесоветских - что, впрочем, и немудрено...

Ну а мы смотрим дальше. Левее Демидовского завода начинается частный сектор, и хорошо видна Высокая гора:



Сейчас она скорее Плоская. Здесь говорят: "Была гора Высокая - стала яма Глубокая" - многие горы Урала срыты до основания. Именно в Высокой горе велась основная добыча железа для Тагильский заводов, на ней сохранился старый Высокогорский карьер, который планируется тоже сделать музеем.



Ныне на горе располагается Высокогорский ГОК (горно-обогатительный комбинат). А у подножья видна старообрядческая Рудянская часовня над могилой старца Иова. Раньше это было место паломничества, где, как считалось, излечиваются от "кликушества" (учитывая степень заражения Урала тяжелыми металлами, это было весьма актуально):



У Высокой горы начиналась Висимо-Уткинская узкоколейка, основанная в 1895 и закрытая в 2007 - одна из самых интересных узкоколеек России. Сейчас (на уровне идей, а не планов) обсуждается вариант восстановления её как части Горнозаводского музея-заповедника.
Районы по другую сторону Лисьей горы - виды на город из начала поста теперь за спиной. Здесь в основном частный сектор:



И очень эффектно расположенная Троицкая церковь (1877-85, изначально единоверческая):





Вдали - гора Долгая. Сооружения на её склоне - не рудничная инфраструктура, а трамплины - тут на лыжах катаются:



Теперь встанем спиной к Демидовскому заводу - и увидим обычные спальные районы, как в многих российских городах... Но только в необычном окружении:







К домам вплотную примыкают отвалы:



Город с разных сторон окружают горы - типичные для Среднего Урала: покатые, невысокие (200-400м) - но язык не повернётся назвать их "холмами". Чёрная полоса над горами - дым одного из заводов:



В следующей части осмотрим собственно город - сталинский и демидовский исторические центры. А в третьей части я покажу и Старый Тагильский завод.

УРАЛЬСКАЯ БЫЛЬ-2010.
Вступление. Фотообзор путешествия.
Пермь..
Пермь. По центру.
Пермь. Пермь-Первая и музей современного искусства.
Пермь. Мотовилиха.
Пермское Прикамье.
Кунгур. По городу.
Кунгурская ледяная пещера.
Пермь-36. Последний лагерь ГУЛага.
Горнозаводской Урал.
Невьянск. Столица Демидовых.
Быньги. Урал старообрядческий.
Нижний Тагил. Лисья горка.
Нижний Тагил. По городу.
Нижний Тагил. Демидовский завод.
Северный Урал
Североуральский промышленный узел.
Краснотурьинск.
Североуральск.
Екатеринбург.

"Уральская быль", дорожное, "Молох", "Раскол", Урал, зона трагедии, Нижний Тагил, Свердловская область, индустриальный гигант, староверы

Previous post Next post
Up