Из Кирово-Чепецка по узкоколейке в Каринторф

Mar 20, 2008 10:00

 





Здесь речь пойдет о Кирово-Чепецке - пригороде Кирова (83 тыс. жителей), индустриальном гиганте, городе химиков, и - ныне - узкоколейной столице России, о Кирово-Чепецкой УЖД, являющейся, фактически, самым необычным метрополитеном России, и о поселке Каринторф - шедевре архитектуры пленных немцев.

Часть 1: Кирово-Чепецк

Есть два полярных мнения:
1. Некрасивых городов не бывает.
2. В этой стране после коммунистов ничего красивого не осталось.
А истина, как я убедился, посредине. Многие города в России невероятно красивы. А многие - откровенно безобразны. Кирово-Чепецк - из последних. "Пригород" грандиозного химического комбината, трубы которого видны из Кирова и Слободского, на меня Кирово-Чепецк весьма тягостное впечатление.
Собственно Кирово-Чепецкий химический комбинат - его трубы видны с Транссиба:



Так как город основан в 1935 году, исторических памятников в нём нет. Центр - площадь Ленина с автовокзалом и типовым ДК:



Единственная хоть чуть-чуть примечательная улица Мира с не шедевральным сталиансом:



Большая же часть города - многоэтажки и пустыри, разбитые дороги, индустриальные пейзажи. Вот такой ночной клуб здесь смотрится странно:



А у берега Вятки стоит огромный и собор Всех Святых, построенный в 1989-1993 годах, в уже устаревшей полусоветской стилистике:



И, спрашивается, зачем я сюда приехал, да еще и остался ночевать? А дело в том, что нынешний Кирово-Чепецк - узкоколейная столица России.

Часть 2: по узкоколейке

Каринская УЖД, проходящая через город, невелика по протяженности, и ее пассажирская ветка тянется до поселка Каринторф. Ныне это микрорайон Чепецка, но добраться туда большую часть года можно только по УЖД. То есть фактически УЖД в Кирово-Чепецке - это метрополитен, то есть "внеуличная пассажирская городская система рельсового транспорта". Бесспорно, самый уникальный метрополитен России, если не мира. Каринская УЖД имеет 5 станций (Торфяная, Новый, Вернисаж, Боёво, Техническая), поезд из 2-6 вагонов с автосцепкой ходит по ней туда-обратно 5 раз в сутки, а о закрытии УЖД в Кирово-Чепецке пока даже не помышляют. Местные жители эту дорогу воспринимают как "просто транспорт", и моим рассказам о том, насколько дорога уникальна, сильно удивляются. А еще здесь я впервые столкнулся с фразой "Тебе кто разрешил тут снимать? А он пшёл отсюда, а то в ментовку сдам, нах!" - но тогда мне это не показалось чем-то серьёзным.



Первый пункт - станция Торфяная.



Местные жители называют ее ТЭЦ - и не случайно. Станция находится в глубине мощной промзоны:





Несколько путей, на боковом (который снять мне не дали, как раз там и пригрозив "в ментовку сдать") стоят торфовозные вагоны, которых несколько составов. Вот один из них:



Манёвры, суть которых я уже не помню. Вроде бы этот вагон привёл из Каринторфа наш ТУ7:



Крыта пассажирская платформа - для узкоколейки штука нетривиальная:



Поезд готовится к отъезду. В первом утреннем поезде, идущем из Каринки в 7-20, 6 вагонов - обитатели Каринторфа ездят в Чепецк на работу. Большая же часть поездов двухвагонные.



В вагонах - очень доброжелательные кондукторши (проезд по Кирово-Чепецку 4,5 рубля, в Каринку, от любой станции в Чепецке - 9 рублей, билеты особого образца - это на весну-2008). Состояние вагонов относительно неплохое (лучше, чем на Тумской), есть даже отопление. Вот такое:



Двери вагонов открыты настежь, и вот кадры, отснятые из тамбура. Должен сказать, что это довольно опасно - вагон сильно качается, и вылететь оттуда ничего не стоит.

Трубопроводы ТЭЦ:





Станция Вернисаж (название по соседнему магазину). Неподалёку (примерно в 1км) - разъезд Новый, где по данным Сергея Болашенко (сам я не видел) вывешено расписание пассажирских поездов УЖД.





Станция Боёво - последняя в городе. Около нее расположен один из двух автомобильных переездов через УЖД. Переезд оборудован шлагбаумом, и расписание УЖД всегда можно уточнить у вахтерши - меня она встретила доброжелательно и все объяснила. На март-2008 с Боёво в 7-40 ходил поезд на Торфяную, а в 8-20 на Техническую. Если ехать следующим поездом - в город вернешься около 10 утра. Цифры даю по памяти, и они не очень достоверны. Так что лучше уточнить расписание на месте. .





Вид от станции в сторону Кирово-Чепецка:



Достопримечательность Каринской УЖД - капитальный мост через Чепцу. Издали я его не видел, но когда проезжаешь - понимаешь, что для УЖД это постройка грандиозна.



Дальше около 10 километров через лес. Параллельно УЖД тянется автомобильная колея, по которой ездят грузовики и трактора. Однако мост через Чепцу - единственный в этих краях, поэтому автотранспорт в Каринторф может попасть только в разгар зимы, по льду. Весь путь от Торфяной до Технической - около 40 минут.

Станция Техническая (она же Каринка). Представьте себе музей в Переславле-Залесском, который бы вдруг ожил и превратился в действующее УЖД-депо. Вот такое впечатление на меня произвела Каринка. Несколько путей, длинные составы, вагоны разных назначений и моделей, три (!) тепловоза, работавших на станции одновременно (два ТУ7А и один ТУ4), развитая инфраструктура... Настоящий "узкоколейный рай".









Можно было бы отснять и гораздо больше - на этих кадрах малая часть великолепия Каринки. Но увы - очень уж недобро на меня смотрели машинисты и рабочие. Не захотелось прослыть террористом, объясняться с милицией, стирать кадры, опаздывать на поезд Каринторф - Кирово-Чепецк, а то и на ждавший меня вечером Киров - Ижевск. Однако станция - не единственное, что стоит увидеть в Каринторфе.

Часть 3: Каринторф

Посёлок Каринторф был построен практически сразу после войны, полностью силами пленных немцев, и с тех пор не изменился. Примерно так выглядели рабочие посёлки в сталинскую эпоху. По нему стоит пройтись, благо, весь Каринторф - это несколько улиц.









За поселком есть даже немецкое кладбище, куда я попасть уже не успел. Самое же потрясающее здание в Каринторфе - клуб, деревянный, псевдоготический, построенный, вероятно, по трофейному немецкому проекту или спроектированный каким-нибудь пленным инженером. Он совершенно заброшен, и в любой момент может сгореть. Однако местные жители это здание любят, и особым вандализмом не занимаются.



На стене - плакат. Вроде бы подлинный:



Дай Бог этому зданию выстоять!
Также из отдельных мест в Каринке мне запомнился маленький, но очень светлый военный мемориал, похожий на молельню:



И деревянная больница в дальней части посёлка:



Напоследок - фото аборигенов. Путешественника в Каринке большинство людей видели первый раз, и смотрели на меня, как на чудо света. А эти вот двое попросили сфотографировать. Тут совсем не опасно - путешественник настолько выпадает из системы координат местных жителей, что они просто не знают, что с ним делать. В том числе и грабить им в голову не приходит.



Если же сравнивать две узкоколейки, на которых я был - Тумскую и Каринскую, то они принципиально различны. Каринская - "узкоколейный рай", метрополитен, самая живучая и активно действующая УЖД в России. Тумская - путешествие в глушь, в места, не испорченные цивилизацией, на сто лет назад. Их ценность принципиально различна, и сказать, какая из них интереснее, мне кажется невозможным.

Каринская узкоколейка ждет!


невольничье, Русский Север, железнодорожное, дорожное, транспорт, "Воля вольная", узкоколейки, индустриальный гигант, Кировская область

Previous post Next post
Up