Киров (Вятка). Достопримечательности.

Mar 19, 2008 16:05



Услышав название "Киров", сразу представляешь себе скучный советский город, где из достопримечательностей в лучшем случае качественный сталианс. И даже знание того, что за "Кировом" скрывается легендарная Вятка, слабо оживляет ситуацию. Такова уж психология.

Однако, при ближайшем рассмотрении оказывается, что Киров-Вятка - город ничуть не менее интересный, чем Рязань, Тула или Калуга. В Вятке и окрестностях я провел два дня, и отснял довольно много. Однако в
russiantowns о городской среде, характере и колорите Кирова рассказано уже очень хорошо, достаточно зайти по соответствующему тэгу.  Поэтому мой пост будет как бы дополнением, и речь в нем пойдет о том, что обычно называют "достопримечательности", так как эта тема представлена в сообществе не так , как оно того заслуживает.

Ибо с достопримечательностями в Кирове хорошо!

Город Вятка известен с 13 века, причем первоначально он назывался Хлынов. История у этих мест, как отмечал еще Костомаров, весьма темная, и все знания о прошлом Кирова легко подвергаются сомнению. Например, есть версия, что в 14-15 веках тут была вечевая республика, причем вече играло роль местного самоуправления, князь же обитал в городах, с которыми Вятка имела вассальный союз (вроде Нижнего Новгорода). Помимо трех русских названий, город имеет и 3 иноязычных - Науграт (марийское), Колын (татарское), Колло (бесермянское), что немудрено - от Вятки во все стороны, кроме северо-запада, лежали земли иных народов: марийцев, татар (причем Вятка застала еще Казанское ханство), бесермян, коми... Словом, история у города не может не быть богатой... И оставила она не так мало.

Вятский кремль, известный как Хлынов (название дает повод высказаться многим острословам, так как "хлын" - значит "вор", "мошенник", "лодырь", то есть кремль Вятки для современников звучал как "им. Воровского"), до наших дней не дошел. Стоял он на горе, а под горой располагался Трифонов монастырь, основанный Трифоном Вятским, миссионером, а ныне покровителем вятской земли. Ансамбль этого монастыря не уступает многим кремлям.

Вот два вида на монастырь из бывшего Хлынова:



С заднего двора Приказной избы



И с лестницы, ведущей на набережную Грина.

Постройки монастыря все относятся к концу 17 - началу 18 века, и не позднее 1760-х годов. Поэтому ансамбль Трифонова монастыря весьма целостен, и в его постройках отчетливо прослеживаются элементы "вятского барокко" (о котором будет отдельный пост).

Успенский собор (1684-89, позже не раз перестраивался) - центральный храм монастыря.





Обязательно надо зайти внутрь - убранство собора великолепно! Поражает его иконостас, во всю высоту собора и сложнейшей резьбы. Лично я, зайдя в собор, подумал, что в Киров стоило приехать ради одного этого иконостаса.

Вход в монастырь через надвратную Никольскую церковь (169-95) с настоятельским корпусом (1719), в которых уже присутствуют элементы "вятского барокко".



Между воротами и собором - отдельно стоящая колокольня:



А чуть поодаль - Трехсвятительская церковь (1714) на огороженной территории. На мой взгляд - наименее интересное здание монастыря.



А за собором - старейшая в монастыре постройка, деревянная часовня Трифона Вятского (конец 17в.):



Часовня называется "надколодезной", но святой источник не внутри часовни, как обычно, а за ней. Источник и правда святой, а вода его кажется теплой и не обжигает руку (хотя на улице было ниже 0).



По разные стороны от собора расположены два корпуса 1740-60-х годов весьма своеобразного вида:







На этом кадре видна лестница - по ней можно выбраться на набережную Грина, сначала на площадь с Вечным огнем



И смотровой площадкой:



В основном же набережная Грина такая - узкий карниз, защищенный бордюром:



Но прогуливающихся на ней много, возможно потому, что я был в воскресение. Напротив набережной расположена "та самая" Дымковская слобода, в которой развился знаменитый промысел глиняной игрушки. На самом деле эти домики от набережной невероятно далеко, и сняты 12-кратным зумом.



Набережная приводит в Александровскiй садъ, как написано на его воротах. Здесь ее прерывает глубокий Раздерихинский овраг, на стрелке которого стоит беседка. Вся ли она деревянная, или только облицована деревом, сказать не могу.



В глубине парка - другая беседка, более капитальная.



К парку примыкают две часовни-новодела. Одна мне не известна, и стоит за Раздерихинским оврагом



Другая на том же берегу, где парк - часовня Михаила Архангела, построенная на легендарном месте битвы вятичей с новгородцами. От суждений, хороши они или плохи, воздерживаюсь.



К парку примыкает Спасо-Преображенский монастырь, видимо, бывший частью Хлынова. Включает Спасо-Преображенскую церковь (1624, старейшее здание Кирова)



И женскую миссионерскую школу конца 19 века. Место для нее выбрано как нельзя лучше - в какую сторону ни пойди, "иноверцев" найдется много.



Ныне постройки заняты каким-то медицинским учреждением. Вывеска его здесь же.

Далее, если идти от реки, начинаются кварталы центра. О них уже хорошо рассказано, повторяться не буду (хотя наснимал прилично). Центр Вятки красив, хотя и очень эклектичен. Тут много и особняков 19 - начала 20 века, и деревянных домов (в том числе модерна), и советских зданий (с парой весьма качественных сталинок). В последнее время в центре стало очень много новоделов, некоторые из которых весьма приятны. Ближе к Вятке ими застраивают целые улицы (видимо, на месте частного сектора), и возможно, скоро помимо "вятского барокко" появится и "вятский гламур" - по крайней мере стиль большинства новоделов узнаваем, такая гламурная псевдоготика.

Если идти от Александровского сада прямо, то выйдешь к церкви Рождества Иоанна Предтечи (1717). Это - то само вятское барокко. И я полностью согласен с
av4, что памятники этого стиля - шедевры минимум общероссийского значения. Помимо этой церкви я видел также храмы в Пасегово и Порошино, и по ним будут отдельные посты.







В церковь также надо зайти. Бесстолпный зал, иконостас, росписи, нарисованные окна, в которые видны библейские сцены - все это можно разглядывать очень долго.

Не смотря на очень хорошую, колоритную и целостную "городскую" среду, "историческая" среда в Кирове сохранилась фрагментарно. Обычно туристам показывают перпендикулярную Вятке улицу Дрелевского, где старинных построек больше всего. Вот она:



Современные здания подбираются вплотную. В Кирове много современных построек получше.



Часть улицы пешеходная, завершает улицу вот такое строение:



Напротив него - восстанавливаемый кафедральный собор (восстанавливается, видимо, очень медленно):



И Приказная изба начала 18 века - типичные "палаты". За ней, в низине, Трифонов монастырь.





Так изба выглядит от монастыря:


В Приказной избе расположен очень маленький, но богатый музей вятских народных промыслов - дымковской игрушки, кукарского кружева, плетеных изделий, а еще изделий (статуэток, посуды) из капа - нароста на дереве, имеющего очень красивую фактуру. Без этого музея знакомство с Вяткой нельзя считать полным.

В целом же старинный Киров стоит того, чтобы по нему гулять. Стоит пройтись по улицам Дрелевского, Карла Маркса, Ленина, многим другим - найдете много всего: странные ротонды и постройки по типу польских костелов, паровоз с семафором, установленный на Карла Маркса, отдельные весьма неплохие современные здания, и огромное количество весьма курьезных вывесок (все их я не то что не фотографировал, даже не смог запомнить - но по их числу Киров из всех виденных мной городов явно лидирует).

В целом, как уже было сказано, этот фотоотчет не претендует на полноту, это как бы путеводитель по городу. В следующих постах речь пойдет о барочных церквях, и о двух главных пригородах Кирова - Кирово-Чепецке и Слободском, куда также стоит съездить.

Киров (Вятка), Русский Север, "Воля вольная", дорожное, Кировская область

Previous post Next post
Up