Leave a comment

russian_dagger February 29 2024, 06:02:45 UTC
Прекрасные фотографии!
Поправочки:
Шамиль сдался не в 1860, а в 1859

Чермоев отошел от дел еще в конце 1918 года. Причиной стала его категорическая ориентация как премьера Горской республики на Центральные державы. После окончания ПМВ под давлением Антанты в декабре 1918 он передал полномочия премьера кабардинцу Пшемахо Коцеву. Ну а в 1919 после прихода на Кавказ Деникина Чермоеву пришлось бежать

Тезис о комплиментарности православия и осетинской традиционной религии спорен. Среди убежденных традиционалистов немало тех, кто относится к христианству резко негативно, при этом их аргументация примерно такая же как у славянских или европейских неоязычников: мол, семиты насадили на арийской земле чуждую религию и традиции
К исламу они относятся точно так же

Reply

varandej February 29 2024, 06:26:32 UTC
Вот в продолжение недавних дискуссий об ошибках... Оба момента я знал, так как писал о них в прошлой части. Но пытаясь написать короче и читабельнее - получил вот такое, вместо "после сдачи Шамиля в 1859 году, в 1860 Владикавказ получил статус города". В общем, не зря даже авторы слэшных фанфиков всегда берут себе бета-ридера.

Про комплиментарность - меня удивило скорее то, что православная церковь к осетинским обрядам лояльна. По крайней мере местные, все, кого я спрашивал, говорили так.

Reply

russian_dagger February 29 2024, 08:43:31 UTC
А по-другому РПЦ себя вести там и не может с одной стороны (Кавказ же))
С другой стороны, священники-осетины являются носителями определенного культурного кода и представлений, воспринимаемых с детства.

Так-то и в русской глубинке деревенские священники "из местных" еще в начале 20 века были комплиментарны к явно языческим обрядам, о чем с негодованием отмечал Синод

Reply

dima1989 February 29 2024, 19:30:54 UTC

Самое удивительное, что отдельную Владикавказскую епархию РПЦ восстановила уже при Кирилле, до этого весь Северный Кавказ с 1944 года входил в Ставропольскую епархию.

Reply

russian_dagger March 1 2024, 04:54:49 UTC
Ну так это и понятно, РПЦ более консервативна в этом плане, чем официальная власть и старалась держать национальные республики прд контролем русских митрополитов.

Волбще, представители коренных национальностей долгое время с трудом могли претендовать на должность даже епископа.

Сие впрочем не только для РПЦ характерно.

Почти все митрополиты и епископы Иерусалимской православной церкви - греки, хотя среди паствы преобладают арабы.
Но арабы до недавнено времени фактически не были представлены в епископате ИПЦ

Reply

shm512 March 2 2024, 16:45:14 UTC
Насчёт доминации греков в других православных церквях (ЕМНИП, речь про Александрийский патриархат, но могу ошибаться): слышал про одну из африканских епархий, что там негров здорово расстраивали элементы расизма в поведение греческого клира в отношении своей же чёрной паствы. Причём, не только рядовых прихожан, но даже и послушников (что-то вроде: те священникам всячески помогали, а они их в дом дальше порога не пускали ( ... )

Reply

shm512 February 29 2024, 15:24:06 UTC

>при этом их аргументация примерно такая же как у славянских или европейских неоязычников: мол, семиты насадили на арийской земле чуждую религию и традиции

А вот кстати в этой связи вопрос. Неоязычники делятся на 2 категории:
  1. те, которые пытаются околонаучно реконструировать религию предков (при этом совершенно необязательно в неё веря, часто воспринимая богов и эпических героев как аллегории чего-то вечного, и нередко не видя никакого противоречия с христианством);
  2. те, которые конструируют себе фолк-религию по вкусу, совершенно забив на исторический прототип.

В Западной Европе хватает первых, т.к. германское и уж тем более античное язычество хорошо задокументировано. У нас же - о славянском язычестве известно шиш да нихера, движи Возрождения и Просвещения с их антично-центризмом и этнонационализма XIX века с его германоцентризмом прошли на минималках. Соответственно преобладают вторые (если не считать тех, кто, будучи русским, угорел по германскому язычеству, ну это тоже постмодернистская фолк-самодеятельность).

Как с этим в Осетии? По ( ... )

Reply

russian_dagger February 29 2024, 18:41:46 UTC
Да, термин "нео" не совсем применим, там скорее ситуация как у марийцев или же у якутов. Традиционные верования продолжают бытовать в народе, устояв перед царской христианизацией и советским атеизмом.

С другой стороны часть осетинсой интеллигенции (подобно интеллигенции марийской или якутской) активно занимается...я бы назвал это "богостроительством" или "богоискательством", и в итоге их построений получаются религиозно-философские системы, к которым термин "нео" можно смело применять

Второй вопрос интересен и вызывает до сих пор дискуссии среди ученых. Жорж Дюмезиль и его последователи в своих работах однозначно выделяли в осетинской традиционной религии мощные пласты древнеиндоевропейской

Но с их построениями согласны не все религиоведы
Кто-то делает упор на поиск скифо-сарматских черт в их религии.
Хотя и кавказский пласт там есть.

Reply

shm512 February 29 2024, 19:02:03 UTC

Спасибо. А скифы и сарматы разве не индоевропейцы?

Reply

dima1989 February 29 2024, 19:31:18 UTC

Ираноязычные европейцы.

Reply

shm512 February 29 2024, 21:30:47 UTC
Ну так индоевропейцы же по факту индоираноевропейцы и есть

Reply

russian_dagger March 1 2024, 04:53:05 UTC
Индоевропейцы, хотя это уже 1 тыс. до н.э., то есть после распада предполагаемой общеиранской и тем более древнеиндоевропейской общности

Хотя, сейчас в тюркоязычных регионах Кавказа и Средней Азии некоторые ученые начинают видеть в них тюрков)) ну или говорить о тюркских элементах в скифской общности

Reply

shm512 March 1 2024, 06:47:40 UTC
Насчёт тюрков среди степняков: мне в последнее время кажется (сугубо дилетантская модель, не специалист ни разу), что до Великого Переселения Народов ни тюрков, ни монголов, ни вообще монголоидов в большей части Великой Степи не было совсем. Сплошные индоевропейцы там кочевали (и вот они были "истинными арийцами", т.к. сохраняли кочевой уклад ( ... )

Reply

ext_6461570 March 1 2024, 11:14:17 UTC
Об аланах "впервые"писали ещё в первом веке нашей эры.

Reply

shm512 March 1 2024, 13:51:42 UTC

вполне возможно, а кто писал и в каком контексте?

Reply

russian_dagger March 2 2024, 09:34:56 UTC

Римские авторы их упоминали в конце I - II вв. как о племенах, которые вторгались в Закавказье.

Армянские источники (правда, более поздние) и разные жития грузинских и армянских святых также иногда упоминали алан в 2-3 вв. на Кавказе и их походы в Закавказье

Reply


Leave a comment

Up