На холмах Грузии...

Dec 01, 2023 14:59

Вопреки расхожему мнению, в Грузии есть не только эмиграция, но и туризм, пусть и он в наши дни не обошёлся без корректив. Так и мы с Наташей pamsik пару дней назад вернулись из Тбилиси в зимнюю Москву, к ухоженным улицам, интернет-сервисам и горячей воде из крана. Ну а чтоб был ясен масштаб - вот вам два кадра из Хевии, странного грузинского "предбанника" со стороны Верхнего Ларса. Первый я снял в сентябре по дороге "туда", второй - в ноябре по дороге обратно. Суммарно - 75 дней пути, 2 сломанных фотоаппарата (и 1 купленный в Тбилиси), 135 гигабайт фото и видео, 2 перенсённых на ногих простуды, огромное количество интересных встреч, событий, наблюдений и мыслей. Грузия, хоть её и на карте с трудом найдёшь, грандиозна - для сравнения, моё прошлое закавказское путешествие по Армении и Турции с длинным отдыхом в Батуми было дольше дай бог на неделю-полторы.

Полноценного обзора тут не написать. Или вернее он уже написан - незадолго до поездки я завёл идентичные блоги Вконтакте и Телеграме, и каждый день терпеливо рассказывал в них об увиденном. Увиденного, впрочем, было слишком много, так что где-то с октября начал расти лаг: хотя по факту я уже вернулся, посты будут выходить ещё несколько дней. А пока вместо обзора - фотографии с минимальным текстом по числу дней пути, но не день в день при этом.

Храм Гергети на фоне Казбека - один из символов Грузии у её ворот (и о том, как мы въезжали):

Трусовское ущелье, или Тырсгом - забытая Осетия, куда мы ходили в приятной компании:

Крестовый перевал на Военно-Грузинской дороге:

Крепость Ананури, близ которой нам вынужденно пришлось заночевать:

Хевсуретия - когда-то самый закрытый и опасный уголок Кавказских гор:

Но теперь там лишь туризм, а хевсурский след лучше искать в музеях:

Есть ли в Грузии русофобия? На этот вопрос не ответить однозначно, а чтобы хотя бы для себя целостную картину собрать - нам понадобился месяц. Если совсем уж вкратце - то 99% встречных будут дружелюбны и адекватны, но почти неизбежны эпизоды, способные испортить настроение. Плюс визуал в Тбилиси и "недлярусские" кафе в популярных местах. И как бы не сильнее напрягает мысль, что пакостить тут могут и исподтишка, например на кухнях...

Спустившись в Тбилиси, так и гуляли по нему следующую неделю. По достопримечательностям это явный постсоветский город №4 (после Петербурга, Москвы и Киева), не похожий в мире просто ни на что. И русской историей весьма богатый!

Мы поселились в тбилисском дворике:

Город полон неочевидных секретов:

А свой день рождения я решил отпраздновать поход в тбилисские серные бани. И даже сумел найти баню "для местных" без завышенных цен:

Но едем дальше! Населённое чеченцами Панкисское ущелье, которым когда-то пугали детей:

Кахетия на бортах Алазанской долины, полная древностей и вина. Её мы исследовали неделю:

Тушетия за памирского вида перевалом Абано открылась нам лишь со второй попытки:

В Тбилиси примчались аккурат на Тбилисобу - так тут называют день города, когда город накрывает дым от шашлыков:

На следующий день у меня сломался первый фотоаппарат. К счастью, я вожу с собой запасной, но когда запасной становится основным - я логично оказываюсь без запасного. К счастью, мне и, кажется, единственному в Грузии  владельцу искомого фотоаппарата очень провело в совпадении намерений купить и продать. Отдых, решение фото-проблемы и некоторые штрихи к портрету города - вот и ещё 5 дней пронеслось. Жили мы в этот раз на Авлабаре, а однажды утром сели в поезд...

...да приехали в Зугдиди - столицу Мегрелии на другом конце страны:

Вы можете представить в России стратегическое предприятие, где проходная оснащена кассой экскурсий? А на ИнгуриГЭС, питающей пол-Грузии - запросто!

Над Мегрелией нависает Сванетия, а над Сванетией - двузубая Ушба:

Сванетия - это туризм-туризм-туризм, сквозь который проглядывают бесчисленные самобытные башни:

И ещё более необычные храмы:

Изнутри они впечатляют куда сильнее, чем снаружи... вот только к каждому целое дело найти ключ:

Там же, в Сванетии, я наконец дошёл до горного ледника Чалаати, самого доступного на всём Кавказе. Обратно в Местию шли пешком, любуясь огромными звёздами и Млечным Путём... как вдруг из-за холма потянулась правильная цепь огромных ярких звёзд, которые гасли в зените. И даже жаль, что я знал - так выглядит запуск серии спутников одной ракетой, а вовсе не инопланетный десант...

Под дождём и первым снегом мы снова спустились в Мегрелию, где много своих древностей. Но как бы не больше впечатляет курорт-призрак Анаклиа:

Неожиданно понравился городок Сенаки:

Отдых мы себе позволили в "глухой провинции у моря" - селении Уреки. И не в том месте, что на фото, а в одинокой гостинице окнами на густой лес. Уреки знамениты чёрным магнитным песком:

Купаться было холодновато, но не холоднее, чем в наших реках в середине лета. А из моря порой приходили дельфины...

По округе ездили немного - в Озургети (столицу Гурии), Шекветили с парками музыкантов и миниатюр...

...и знакомый с 2019 года Батуми, где неизвестный щипач лишил меня всех запасных флешек.

Больше порадовал Поти - симпатичный уездный город, где можно залезть на маяк. Или - сесть рано утром на поезд...

И вот мы вновь оказались в Тбилиси, теперь поселившись у метро "Исани". Это уже не совсем центр, зато рядом - самые оживлённые в городе автовокзалы. Город теперь не особо смотрели - так, досматривали. Главным впечатлением третьего приезда стал визит к Николаю Николаевичу Свентицкому - директору старейшего в зарубежье Русского театра имени Грибоедова и "Русского клуба" Грузии. Словом - к хранителю отечественной культуры "за стеной Кавказа":

С автовокзала же катались в, например, труднодоступный пещерный монастырь Давид-Гареджо, самой интересной части которого нас лишила грузинская президентша:

Затерянная в Гомборских горах древняя столица Уджарма:

Более известная древняя столица - Мцхета, которую стоило посмотреть ещё в первый приезд. Наверстали:

А вот другой тбилисский город-спутник, (де)индустриальный гигант Рустави, стал настоящим открытием этой поездки:

Ещё окрестности. Болнисский Сион - древнейший храм Грузии среди армянских и азербайджанских сёл, стоящих по соседству:

Третьим народом тут были не грузины, а немцы, от которых остались старые фахверковые колонии. Например, город Болниси или (на фото) село Асурети:

Древнее городище Самшвильде на стыке головокружительных каньонов:

А в очередной раз уехав, мы уже не вернулись в тот вечер в Тбилиси. Нас ждала Цалка - полтора века земля греков, в сёлах которой теперь покинуты 9 домов из 10, а хозяева их живут в Афинах до Салониках. У нас, впрочем, и здесь не обошлось без приключений.

Цалку сменяет Джавахетия - холодная высокая степь, где живут армяне и растёт самая вкусная в мире картошка:

А ещё здесь остались русские духоборы, визит к которым на богослужение стал одним из сильнейших впечатлений путешествия:

Есть в Джавахетии и другие чудеса - например, таинственные мегалиты без культурного слоя на одиноких горах. По пути на такой мегалит Шаори мы познакомились с австрийцем по имени Пётр, который безупречно владел русским языком и, как и я, активнее всего изучал постсоветские страны. Причём гораздо дольше - буквально с тех пор, как стали они постсоветскими.

Столица Джавахетии - "Маленький Ереван" Ахалкалаки:

А ниже по ущелью у красивейшей в Грузии крепости Хертвиси...

...можно свернуть в знаменитую Вардзиа - пещерный город "в разрезе":

Ахалцихе - столица Месхетии со своей крепостью-диснейлендом Рабат. Мы, однако, вынесли отсюда очень добрые воспоминания.

Нынешняя Месхетия, как и вся Грузия - православный регион. Но по сёлам ещё остались костёлы с немногочисленными прихожанами:

И мечети вовсе без прихожан. Тут нам подарили огромную бутылку самодельной чачи, в которой я даже не сразу распознал чистый спирт. Ну а с таким подарком делать можно многое - например, взглянуть в глаза врагу.

Вот здесь никогда не поздно пить Боржоми:

А по узкоколейке кататься - поздно: одна из самых необычных железных дорог постсоветского пространства не работает с 2020 года. Но и не разобрана пока, и мужики из депо охотно показывают гостям огромную станцию.

На другом конце узкоколейки - высокогорный курорт Бакуриани, интересный видами с Малого Кавказа на Большой:

Из Боржоми мы умчались автобаном в Кутаиси:

Где сняли домик у рынка и автовокзала. Вечерком к нам зашёл на чачу австриец Пётр, а чуть позже - ещё кое-кто:

Кутаиси ныне как-то оказался в тени Тбилиси и Батуми, но это очень красивый город:

Со множеством нюансов и секретов:

Расположились же мы тут аж на 10 дней - кататься по Имеретии и горам над ней. Например, на древнее городище Вани, куда хаживал Ясон, или в Багдати, откуда вышел Маяковский.

Цхалтубо - целый мир грандиозных сталинских санаториев-дворцов, большинство из которых ныне в лучшем случае общежития абхазских беженцев (сменивших там уже пару поколений), а чаще просто руины то ли античного, то ли индокитайского вида.

Зато вокруг - горы со следами динозавров и пяток только оборудованных пещер:

Из более дальнего - Кацхи с сюрреалистическим Столбом:

И столица канатных дорог Чиатура, куда я одновременно и опоздал, и поторопился:

А над Кутаиси - Нижняя Сванетия (красотами, увы - не чета Верхней), уютный Лечхуми...

...и за неожиданно ухоженным шахтёрским посёлком Ткибули...

...любимая всеми грузинами курортная Рача с её хванчкарой:

Напоследок вернулись в Мегрелию, ту её часть, что ближе к Кутаиси. Увы, кажется только тут за всю поездку нам существенно не повезло с погодой, и если в Мартвильском каньоне это сказалось лишь на качестве картинки...

То в Нокалакеви дождь доканал мой второй фотоаппарат, и я лишь порадовался, что не забыл месяцем ранее купить третий:

Обратите внимание на перемены погоды. Из осени в Месхетии мы вернулись в лето Имеретии, а теперь из Имеретии попали в предзимье Шида-Картли. Гори - город Сталина и следов войны-2008, но интересен он не только этим:

Его округа - это своего рода "Золотое кольцо" по-грузински. Главная достопримечательность - ещё один пещерный город Уплисцихе, с которого нас чуть не унесло ветром:

А выдающихся церквей вокруг столько, что самое сложное - определиться, какие из них посмотреть:

Ещё немного - и мы в 4-й раз оказались в Тбилиси, всё в том же домике на Исани.

Последние дни поездки я ещё не выложил ВК и ТГ, так что советую на них подписаться. Есть там и старые посты об отдельных грузинских аспектах. Например:
...Чем удивляют местные дома?
...Почему стоит читать номера автомобилей?
...Как отдельной достопримечательностью Грузии стали собаки?
...И от чего кулинарный рай в Грузии - не там, где его ожидаешь найти?
А флаги Украины по всей Грузии понемногу сменяются флагами Израиля:

Из Тбилиси мы сгоняли за вином в Кахетию, где поздней осенью всё совсем иначе, чем в сентябре:

И, в кои-то веки взяв машину с гидом, прокатились по ближайшей округе Тбилиси:

А потом с пересадкой во Владикавказе рванули в Москву - пост об этом, последний в серии, выйдет ВК и ТГ в понедельник. Пока же - вот наш грузинский улов: 6 бутылок вина куплены на заводе в Кварели, "Асканели" подарил Свентицкий, чача в лимонадной бутылке - из Месхетии, ткемали и сушёная хурма - из Телави, а аджика - от Наташиных подруг из Осетии.

И в общем, ехать или нет в Грузию ныне - пусть каждый решает сам. Я же точно НЕ СОВЕТУЮ пытаться её охватить за один раз полностью: это действительно та страна, куда интереснее приезжать много раз на 1-2-3 недели. У меня самого не было выбора, и скоро я опубликую пост о тайном летнем путешествии, из которого вы поймёте, почему.

Что же до рассказа о самой Грузии, то это не менее 100 постов в ЖЖ. Наверное, он растянется на 2-3 года, то есть - куда-то за горизонт...