В начале августа я, внезапно, на недельку слетал на Ямал с Медиаразведкой
Туту.ру. И хотя Ямало-Ненецкий автономный округ был мне отлично знаком, - я в в 4-й раз оказался в этом необычном регионе и в 3-й в его столице, -
туристический портал VisitYamal смог меня удивить и показать те грани Ямала, без которых картина бы так и осталась неполной. Конечно же, я говорю про кочевых оленеводов, визит к которым в глушь Уральских гор стал кульминацией поездки. Но рассказ начинается с сюжетной завязки: сегодня речь пойдёт про перелёт Москва - Салехард, про аэропорт на полярном круге и одну его неочевидную "фишку" и про то, как Ямал встречал Медиаразведку по-хантыйски, по-ненецки и по-русски.
Я впервые вышел в интернет в 2001 году, но лишь где-то через пару лет начал активно использовать его для подготовки к путешествиям. И всё это время запущенный в 2003 году двумя выпускниками МГУшного мехмата "Туту.ру." оставался в Рунете своеобразной константой. Первоначально его основатели Юрий Титов и Дмитрий Храпов катались по неустроенной стране, переснимая от станции к станции расписания электричек. Затем им в этом начали помогать читатели. В 2005 на сайт добавилось расписание поездов дальнего следования, а в 2006 впервые в России (!) появилась онлайн-покупка билетов... по причине отсутствия таковой у РЖД, организованная весьма оригинально: пользователь вводил на сайте все данные, а курьер покупал билет в кассе и привозил ему. В 2007 "Туту.ру." взял в оборот самолёты, в 2009-м - ещё и отели, в 2014-м - пакетные туры, в 2016-м - автобусы, ну а в 2022-м, когда Россию покинули Букинг.ком и Скайсканнер, стремительно раздался вширь и ввысь. Да и вглубь, обзаведясь за свою долгую историю множеством фишек: так, общее приложение "Туту.ру." позволяет бронировать отели и билеты на поезда и самолёты, а "Туту.ру. Электрички" - не просто покупать билет, но ещё и прикладывать его к турникетам прямо с экрана смартфона. Билеты на поезд тут можно
заказывать ещё до открытия продаж - чтобы с их началом они приобретались автоматически и с автоматическим же выбором самых удобных мест, учитывая даже то, с какой стороны будет светить солнце. С авиабилетами за небольшую доплату и вовсе можно вытворять всякое: например,
замораживать цену на несколько дней, возвращать 100% их стоимости при отказе от поездки и даже
делать невозвратные билеты возвратными. В системе бронирования у "Туту.ру." без малого 10 000 отелей, и подобно ушедшему Букингу, он обеспечивает гарантию заселения (например, в случае овербукинга), а
с недавнего времени ещё и скидочные купоны даёт. И - организует, пожалуй, лучшие в России пресс-туры "
Медиаразведка" с отличным подбором команды. Так глубокой ночью наш отряд стянулся в стартовую точку - бизнес-зал S7 на верхнем этаже зоны прилёта в Домодедово:
2.
Тут надо сказать, что бизнес-залы я распробовал ещё несколько лет назад, став обладателем карточки Priority Pass, но в Домодедово ей воспользоваться мне раньше не случалось. Зал S7, куда мы прошли благодаря сервису бронирования
EveryLounge (но и через Туту.ру. там можно оформить проход) мне понравился, пожалуй, больше всех виденных в России прежде. Краткое народное прозвище аэропорта "Домик" тут как нельзя кстати: именно "Я в Домике!" и хочется сказать, пройдя в неприметную дверь из шумной суеты и слепящего света душных терминалов. Главным ощущением этого зала я бы назвал мягкость - в формах, материалах, цветах, звуках. Может, дело тут в ночном времени вылета или тревожных (как всегда бывает, когда еду на Крайний Север) сборах, но здесь меня сразу накрыло чувство уединённости и покоя. В общем-то, тут вполне можно провести комфортно и целую ночь: шведский стол невелик, но добротен, а в безупречном чистом санузле есть душевая кабина.
3.
Так и застал я нашу команду - кто-то дремал в сиреневых уголках с позапрошлого кадра, кто-то работал за ноутбуком, порой оборачиваясь на огни взлетающих самолётов за панорамным окном, кто-то наводил чистоту в душевой посреди долгого транзита...
4.
Хотя в обе стороны мы летели с авиакомпанией "Ямал", в Москву возвращались уже через Шереметьево. Но я как всегда верен географическому порядку, и кадры с обоих перелётов буду чередовать. Если над Домиком мы взлетали в темноте, то к Шарику подходили утром, под серым душным небом созерцая скайлайн Москвы:
5.
Вернее, Москва с её иглой Останкинской башни тут на горизонте, а ближе, у Клязьминского водохранилища - город-спутник Долгопрудный (119 тыс. жителей), начинавшийся в 1931 году с посёлка Дирижаблестрой. В 1938 его переименовали по ближайшей платформе, в 1940 градообразующим предприятием стал канал имени Москвы, а в 1946 и поныне - Физтех, первые 5 лет бывший филиалом Московского университета. Но я в Долгопрудном не был - разве что на электричке проезжал...
6.
Среднюю Россию, пока летели домой, скрывали облака, а пока летели в Салехард - ещё и глубокая ночь. Огненный рассвет застал где-то над Вологодчиной:
7.
Но и дальше облака смотрелись как бы не зрелищнее, чем прозаичная бескрайняя равнина - натурально, горы у моря и далёкие острова!
8.
Ненадолго расступившись, облака открыли какую-то крупную реку, по утру превратившуюся в поток тумана:
8а.
А вот (за подсказку спасибо Константину
nord-ursus) слияние Вычегды и Выми недалеко от Сыктывкара, у древнего села
Усть-Вымь, где Стефан Пермский в 1380 году в одиночку присоединил страну коми к России:
9а.
А вот уже вполне однозначный Сосногорск, город-спутник
Ухты и один из главных в Республике Коми железнодорожный узел,
который "с земли" я показывал здесь:
9.
По соседству с ним - Ярега, где с 1935-37 годов действует единственная в мире нефтяная шахта. Не скважина, а именно шахта: сверхвязкую нефть тут слегка подмораживают и добывают не насосом, а горным комбайном. Здесь же - ещё и одно из крупнейших в России месторождение титана. Но всё затмевает (в прямом смысле слова!) сияние озёр и водохранилищ в лучах предполуденного Солнца:
10.
Но вот и Печора уходит из виду, и примерно час самолёт летит над монотонной тайгой. Лишь с началом снижения сквозь неё прорывается каменистый хребет Полярного Урала:
11.
В этой своей части он узок (около 40 километров), пробит долинам рек (в первую очередь Соби, по которой проходит железная дорога), в меру высок (на одном из кадров может быть его высшая точка Пайёр, 1472м) и, подобно
Хибинам или Путоранам, являет собой "горы без вершин":
12.
Но зачем ему вершины тут, в преддверии Арктики? Безжизненные склоны часто врезанных долин, тёмные отвесные цирки, белые снежники в середине августа и даже небольшие ледники - своей суровостью Полярный Урал даст фору вчетверо более высокому
Памиру.
13.
Минут 10 самолёт летит вдоль хребта, а затем под крылом расстилается приобская лесотундра, пятнистая от бесчисленных мелких озёр:
14.
Она становится всё ближе:
15.
Гигантская Обь, третья по расходу воды река России (12 492 м³/с), на своём летнем пике не уступает Янцзы (40 200 м3/ с ). Но сколько из этих цифр приходится на основное русло, а сколько - на бесчисленные протоки болотистой поймы, раскинувшейся на десятки километров в ширину? Задолго до собственно реки под крылом появляются её протоки, пронизывающие эту странную Полярную Амазонию:
16.
На левом берегу за поймой вдруг вторгается в дикий пейзаж цветастый городок Лабытнанги (25 тыс. жителей), образующий с Салехардом двойную систему по разные стороны Оби. В Семь Лиственниц (так переводится его название с хантыйского)
можно доехать на поезде, и в кадре длинный товарняк вытянулся пунктирным подчёркиванием:
17.
Необычный лабытнангский вокзал, приспособленный к вечной мерзлоте, так и не попал мне в кадр. Зато вот тут слева на заднем плане высокий вокзал выдаёт станцию Обская, с которой уходит на без малого 6 сотен километров, далеко за 70-й градус,
самая северная в мире железная дорога на Бованенково и Карскую, пущенная в 2010 году. Конечно же, это мечта всех транспортных путешественников, да только есть загвоздка: линию построил "Газпром", который в рекламе не нуждается и потому с блогерами не работает. Одни говорят, что постороннему человеку (кроме сотрудников и ямальских оленеводов) билет на поезд не продадут вообще. Другие - что продадут в кассе на том самом вокзале, но стоит он чуть ли не 35 тысяч, да и поезд ходит без постоянного расписания один-два раза в неделю. Куда больше людей зато ездили тундрой ВДОЛЬ этой дороги, и я ещё не знал, что в их числе скоро будем и мы.
18.
Но вот и тёмная вода Оби разверзлась под крылом - ширина основного русла тут около 3 километров:
19.
Внизу болтался старый знакомый - бункеровщик на рейде Полуя. Ведь впервые, 8 лет назад, я попал
в Салехард по Оби:
19а.
В этот раз Салехард остался с другого борта, и полюбоваться им повезло лишь на обратном пути. Вот она, столица 5-го по площади и самого богатого региона России - по сути дела малый город (45 тыс. жителей) в излучинах реки Полуй:
20.
Салехард называют единственным в мире городом на Полярном Круге, хотя в последнее время многие вспомнили, что у него есть за это звание конкурент - финский Рованиеми. Вот этот кадр обрезан буквально по полярному кругу, идущему прямо через портовые краны внизу. Выше раскинулся мрачноватый район Комбинат, название своё получивший по рыбоконсервному комбинату, в основном застроенный деревянными бараками... пардон, бамовскими домами - местные не любят, когда их жильё так называют! Среди них заметен зелёный бугор Усть-Полуйского городища, древней "столицы" народа сихиртя, что жил тут до русских, ненцев и хантов... По языку, судя по уцелевшим топонимам, они были роднёй саамов, жили охотой и рыбалкой, но умели обрабатывать металл. В преданиях сихиртя - те же гномы, что живут под землёй, куют драгоценности и даже пасут яхоров, "земляных оленей", по-нашему говоря - мамонтов.
Реальные находки Усть-Полуя можно видеть в салехардском музее, чья синяя крыша (2004) видна в верхней части кадра, чуть левее моста "Факел" с его характерными "ногами". Это не пилон, а "самый известный, самый дорогой и самый невкусный в Салехарде" ресторан на башне (2004). Уже год, впрочем, закрытый из-за санкций: лифты там стоят настолько финские, что обслуживать их теперь некому, и лишь недавно кружными путями выцепив документацию, теперь местные специалисты пытаются её перевести. Мост продолжает главная в Салехарде улица Чубынина среди высоких (по меркам города на вечной мерзлоте) домов. Синие крыши правее "Факела" принадлежат Ямальскому многопрофильному колледжу, в объятиях которого виднеется зелёная мечеть (2001). Куда заметнее огромный златоглавый Преображенский собор у левого края кадра, заложенный в 2009 году. В 2015 я застал его строящимся, а внешнюю отделку завершили буквально этой весной, по случаю чего речка Шайтанка у подножья сделалась Преображенкой. Ну а напротив собора - серый Обдорский микрорайон, в народе просто Правый берег, который в Салехарде можно сравнить с
Левым берегом Астаны: в чистом поле тут строится новая, хоть и региональная, столица. Но о нём - позже: этот абзац вы и так читаете явно дольше, чем можно наблюдать этот вид.
21.
Правее, в излучине Полуя, вдоль улицы Республики, отлично виден Старый Обдорск - исторический центр Салехарда. У правого края можно различить тёмные башни Обдорского острога, а левее них - Петропавловский собор (1886-93), старейшее здание города и один из первых опытов каменного строительства на вечной мерзлоте. Второй вниз от него домик с зеленоватой крышей - музейная усадьба Терентьевых, и от острога до неё прогуляемся в следующей части.
22.
Ну а земля всё ближе, и вот самолёт проносится над объездной, по совместительству - дорогой к переправе. Если город стоит на последних секундах перед Полярным кругом, то аэропорт Салехард уже вполне себе заполярный. Поворот к нему отмечает небольшой авиамузей с самолётами разных эпох начиная с раритетного Ли-2, по сути лицензионного американского "Дугласа", который выпускали в 1942-53 годах в Ташкенте. А по соседству с ним - "кукурузник" на поплавках: первые самолёты сели в тогда ещё Обдорске в 1930 году, чтобы вывезти оттуда скопившуюся на складах пушнину, а регулярные рейсы начались в 1933 году... вот только обслуживал их гидропорт близ Усть-Полуя.
23.
Наземный аэропорт в Салехарде построили лишь в 1961 году, и сейчас странно думать, что только в 1995-м он обзавёлся бетонной взлёткой. В СССР нефть не была сывороткой богатства, и по-настоящему расцветать Салехард начал лишь при капитализме.
24.
Терминал из стекла и бетона здесь уже даже не сказать чтобы новый - построенный в 2000 году, он как бы не первый такой в России:
25.
Под куполом взлетают металлические стерхи, а пассажиры ждут рейсов кто в Москву или Сочи, кто в Новый Уренгой или Сабетту.
26.
На втором этаже - микромузей, пара витрин с фотографиями героической эпохи полярных лётчиков и несколькими экспонатами. Слева - макет "кукурузника" Ан-2 и авиагоризонт (контролирует крен самолёта), справа - "чёрный ящик" (ведь оранжевый, как известно - это новый чёрный!).
27.
И если здание аэропорта вполне справляется со своими задачами, то сферу услуг тут продолжают развивать вглубь. Новая "фишка" Салехарда, совместный проект с VisitYamal - это
Ямальский стоп-овер: на выходные у авиакомпании "Ямал" можно купить билет на рейсы между Москвой, Петербургом, Казанью, Екатеринбургом, Тюменью и Горно-Алтайском с суточной пересадкой в Салехарде. Причём в цену билета (а это обычно около 10 тыс. рублей) входит проживание в гостинице "Юрибей" с трансфером к аэропорту, а за дополнительную плату можно, например, взять экскурсии по городу, на Полярный Урал или в чум. Одни рейсы, например Москва - Горно-Алтайск, могут стать по такой схеме отличным дополнением к поездке, а другие (например, Екатеринбург - Тюмень через Салехард) фактически являют собой туры выходного дня на Крайний Север.
27а.
Ну а нас в аэропорту встречали хантыйки в своих ярких платках и платьях да угощали гостей дарами Ямала - брусникой, морошкой, черникой и малосольной белой рыбой. Мне ценнее всего была морошка: много раз, приезжая на севера, я пролетал мимо этой чудо-ягоды, находя её то жёсткой и невыносимо кислой, то раскисшей и забродившей прямо на кустах. "Тундровый янтарь" не разочаровал - у морошки очень мягкий, благородный кислый вкус...
28.
Здесь же нас встретили представитель "ВизитЯмала" Вадим и один из лучших в Салехарде гид Герман, однажды переведённый сюда на работу (по совсем другому профилю) из родного Кургана и понявший, что дом его - здесь. Погрузившись в микроавтобус с логотипом "Туту.ру.", мы поехали в город, но
о многочисленных стелах и видах Салехардский объездной я когда-то рассказывал подробно и отдельно. Главным отличием от прошлого приезда стала погода: если в августе-2015 лето тут было похожим на позднюю осень, то полярный август-2023 сразу окатил тропическим зноем.
29.
Из нового глаз выцепил только вот это - если достопримечательностью
Сабетты давно стали газохранилища, раскрашенные под банки сгущёнки, то в окружном центре сделали свой "рыбоконсервный" ответ. И да, сырок - это местная рыба:
30.
А вот стелу Полярного круга, у которой мы сделали первую остановку, я видел прежде не раз. В нынешнем облике она сооружена в 2003 году, но от своей предшественницы унаследовала прозвище Памятник Пропавшей Колбасе - так вышло, что именно с её установкой в 1980-м совпало начало дефицита в ЯНАО. Расположение на Полярном круге вообще порождало немало коллизий: так, по словам Германа, был период, когда на Комбинате и в центре Салехарда народ получал зарплату по разным коэффициентам - ведь там Заполярье, а тут нет! Обе стелы, впрочем, географически не вполне точны: нынешняя стоит на широте 66°33′, однако при её установке не учли ещё и 44″ - это севернее примерно на полтора километра. Аэропорт, впрочем, ещё севернее, так что акт пересечения Полярного круга состоялся, а у стелы нас ждала одноимённая церемония (которую Ямальский стоп-овер, кстати, тоже включает в билет).
31.
На этот раз - в ненецком стиле, хотя как можно понять по лицам, встречали нас люди из разных народов:
32.
Голландец Махил проходит обряд очищения: ароматным дымком из трав надо как бы умыться, подержать в нём ноги, а потом обойти вокруг плошки.
33.
Ведущий приветствовал нас по-ненецки ("ани торова"!) и по-хантыйски ("вуща вула!"), а затем гости и встречающие закрутили хоровод и прошли им меж двух стел. Нам раздали грамоты о том, что мы пересекли Полярный круг.
34.
И - повезли на Правый берег, к огромным зданиям правительственного квартала ЯНАО, построенным на рубеже 2000-2010-х. В центре - собственно, окружная администрация, ну а справа и наша цель - открывшая двери для постояльцев в 2011 году государственная (!) гостиница "Юрибей". Название в честь реки, через которую на линии Обская - Бованенково примерно тогда же перекинули крупнейший на вечной мерзлоте 4-километровый мост, в переводе значит примерно "богатая", "жирная", "изобильная". И кажется, в гостиницах такого уровня мне ночевать ещё не доводилось!
35.
Внутри здание встречает огромным атриумом, странная конструкция посреди которого, видимо, помогает всему этому держать на вечной мерзлоте:
Click to view
На верхнем шестом этаже - Зимний сад:
36.
Коридоры "Юрибея":
37.
А вот в такие нас определили номера. Тут это даже не люкс, а стандарт одноместный, и за 4 ночи я воспользовался дай бог половиной всего, что в нём есть. Да и интерьер с длинным зеркалом приятен глазу. В ванной - наборы на все случаи жизни (бритвенный, косметический, для чистки зубов), тёплый пол и такой напор в душе, что разве только не сбивает с ног. Единственным минусом я бы назвал "самый быстрый вай-фай на Ямале" - да, он правда быстр и хорош, вот только подключается по столь забористой схеме, что мне это удалось лишь на второй день.
38.
Но, пожалуй, самое классное, что есть в "Юрибее" - это его кафе. Левая сторона с шведским столом, морошковым вареньем и безлимитным брусничным морсом рассчитана больше на постояльцев, правая - на горожан: это по сути дела лучший ресторан Салехарда.
39.
Пышное застолье в котором мы и устроили в один из последующих дней. В кадре - образцы ямальских блюд: малосольный щёкур с брусникой, салат "Юрибей" (обжаренная с чесноком оленина и свежая зелень в съедобной плошке), пражитом-коряй (национальное блюдо коми-ижемцев - оленина, тушёная с ягодами и грибами) и уха по-ненецки с рыбным пирогом. Ещё мы заказывали всей компанией борщ с олениной, мини-чебуреки с щёкуром, ямальские кундюмы (пельмени с олениной, запечённые в горшочке с грибами), морс-морс-морс, сбитень, травяной чай...
40.
...но особенно понравились здешние десерты, причём не только на вид, но и на вкус. В плошках - нодя (ягоды и кедровые орешки в меду или сгущёнке), а на тарелках - фирменные тортики "Чум" (кедровое безе с мягкой начинкой) и "Морошковый мамонт" (суфле). Ну а специфика блог-тура - к каждой подаче выстраивалась очередь с фотоаппаратами и смартфонами:
41.
Но, как уже говорилось, праздник чревоугодия был позже. А утром первого дня мы быстро позавтракали, пару часов отдохнули по номерам, и отправились в компании обаятельного Германа смотреть город. Первый пункт был виден мне из окна - это законченный в 2010 году Парк Победы, с которого и началось строительство Правого берега. Сейчас, впрочем, если и напишу об этом месте подробно - то разве что в Дзене: скульптуры и военные машины, часовню Александра Невского и Аллею Орденов, огромный Пантеон и скромный во всём этом размахе памятник Скорбящему солдату
я показывал в свой первый приезд.
42.
Как и
Обдорский острог, куда мы, по улицам Чубынина и Республики, направились дальше. Последняя входит буквально в его ворота:
43.
Где нас ждала уже третья за день церемония встречи - на этот раз в русском стиле:
44.
Или, скорее, русско-зырянском - одеяния красных девиц,
знакомые по Усть-Цильме, куда больше общего имеют с нарядами коми, чем жительниц Средней России.
45.
На подносах - хлеб-соль, морошковая настойка и брусника, такая кислая, что не ей надо стопку закусывать, а наоборот - её стопкой запивать.
46.
Снова хоровод, теперь быстрый и задорный:
47.
Что же до острога, то это, конечно же, новодел, но в Салехарде явно есть консенсус говорить гостям, будто в 1595 году именно с Обдорского острога начинался город. Подлинную его историю вспоминать - что-то сродни вредительству, и всё ж "хоть ты мне друг, но истина дороже": на самом деле в устье Полуя тогда появилась лишь небольшая зимовка, к 1635 году повышенная до заставы, где собирался ясак. Какая-то крепость тут действительно упоминается в 1731-34 годах, но скорее всего это была укреплённая база экспедиций в Карское море. Обдорск даже городом не был - лишь в 1807 году он сделался селом, коим оставался до советской эпохи. Но звучное название, статус центра региона, нефтегазовые сверхдоходы - как тут не обзавестись своим кремлём?! Проектировать его был привлечён целый Александр Ополовников, под началом которого в 1994 году воссоздали одну из башен. Остальное появилось позже, по его проектам, но результат вышел двояким: каждая отдельно взятая постройка воссоздана вполне достоверно, а вот размеры и план острога - в чистом виде фэнтези: достаточно сказать, что столько людей, сколько нужно для обороны его кучно стоящих башен тут со всем скарбом и провизией было бы просто негде разместить! С другой стороны, вот Ростовский кремль - тоже плохая стилизация 17 века под Древнюю Русь, но разве он от этого становится менее прекрасным? Обдорский острог - это в первую очередь воспоминание об эпохе землепроходцев:
48.
В прошлый раз же я напрочь упустил, что возведён острог вокруг братской могилы борцов за власть советов, убитых в ходе Обдорского восстания в марте 1921 года. У этой могилы всю советскую эпоху заканчивались торжественные демонстрации, однако нынешний облик (кадр выше) она приняла лишь в 2008 году. И, конечно, могила напоминает о кладбище, а кладбище - о церкви Василия Великого (1903), сгоревшей в 1950-х годах. Неподалёку, в уголке - внезапно, пара сельхозмашин:
49.
А за ними - открывшаяся в 2017 году кузница, где наша команда тут же наковала себе сувенирных гвоздей и монет:
50.
Кузница стоит на первоначальном месте Никольской башни Ополовникова - в 2017 году её перебрали по брёвнышку и поставили чуть в другом месте: украшенная Двуглавым орлом над крышей, она видна из острожных ворот. Внутри оборудовали небольшую экспозицию и смотровую площадку, куда мы и поднялись:
51.
Вид в сторону ворот на памятник основателям Обдорска (2008), красноармейскую могилу, Глухую башню, самовар перед кузницей и улицу Республики, уходящую вдоль тихого, забитого судами Полуя:
52.
Левее, в центре палисада, высится храм Всех Скорбящих Радости, преемник уже упомянутой церкви Василия Великого. Причём в облике не последнего её здания начала ХХ века, а исходного, известного в 1747 года. И всё бы ничего, но была то церковь не острожная, а миссионерская - как уже говорилось, "крепость" в Обдорске скорее всего представляла собой лишь укреплённый склад северных экспедиций. За храмом - Проезжая башня:
53.
Ещё левее - длинный Воеводский дом и вторая Глухая башня на фоне промзоны Салехардского рыбокомбината:
54.
Где-то в той стороне, чуть правее кадра выше, виднеется Речной вокзал. Теперь сюда не ходят неспеша Большие Белые Теплоходы
"Родина" и "Калашников": в 2020 году, по случаю ковида, "Северречфлот" закрыл
самую длинную в мире пассажирскую речную линию Омск - Салехард и её продолжение к далёкой
Антипаюте. В последнюю теперь можно лишь долететь: конечной скоростных судов вниз по Оби остался
Новый Порт с его колоссальным мерзлотником.
55.
Тёмная гряда с кадра выше - уже в Заполярье, как и замыкающий её Ангальский мыс на стрелке Полуя, обитель Хозяина Оби
из хантыйских поверий. Именно он ведал ходом рыбы в реке, а стало быть - держал в руке судьбу всего югорского народа. За Обью же мрачно стоит безжизненный Полярный Урал, его не самый высокий, но самый приметный издали массив Рай-Из (1097) меж двух речных долин,
вдоль которого я когда-то проезжал на красной "шишиге".
56.
Ещё дальше, за многоэтажками Лабытнанги виднеется основной хребет Полярного Урала, а может быть и высочайший в нём Пайёр. Салехард всё же потрясающе красиво расположен:
57.
В следующей части подробнее осмотрим город: 8 лет - достаточный срок, чтоб перемен накопилось на новый рассказ.
ЯМАЛ (2015-16)
Салехард. Виды с Оби.
Салехард. Центр и общий колорит.
Салехард. Старый Обдорск и Мёртвая дорога.
От Горнокнязевска до Мангазеи. Древности Севера.
Лабытнанги, объездная Салехарда и переправа через Обь.
Нефритовая долина, Рай-Из и Полярный.
Железная дорога Чум - Лабытнанги.
Зима в Салехарде.
ПОЛЯРНЫЙ УРАЛ-2023
Москва - Салехард с Медиарзаведкой Туту.ру.
Салехард. Город и Полуй.
Салехард. Ханты в городе.
Полярный Урал. Ледник Романтиков.
Полярный Урал. Дорога на Хадату.
Полярный Урал. Хадата и её обитатели.