Наверное, если бы я не читал новостей и ни с кем не обсуждал их, я бы в 2022 году почти не заметил каких-либо потрясений. Как и в прошлые годы, я провёл в дороге несколько месяцев.
Февраль-март - поездка на зимний Байкал, продолжившаяся несколькими днями отдыха в Петербурге.
Март-апрель - поездки с "Росатомом"
в Петербург и
Нижний Новгород.
Апрель-май - большое путешествие в Карачаево-Черкессию и Кабардино-Балкарию с "
Неизвестной Россией", по погоде (только погоде!) оказавшееся самым неудачным за все 20 лет моих путешествий.
Июнь-август - большое путешествие
по Якутии (
в двух частях; при поддержке проекта "
Живое наследие", депутата Госдумы РФ Сарданы Авксентьевой и администрации Республики Саха),
Бурятии, Монголии и Иркутской области.
Сентябрь - возвращение на Кавказ через Волгодонск, Армавир и Адыгею и попытка увидеть Приэльбрусье по другой погоде. Там же я отмечал день рождения.
Октябрь - поездка
в Пермь на театральный фестиваль Мартина МакДонаха.
Но новости я, увы, читал не отрываясь, и только их и обсуждал с большинством людей... А потому у моего 2022-го было две географии.
В первые полтора месяца ничего не предвещало. В политизированных кругах ходили беззаботные шутки типа "Встретимся после вторжения! Пока!", а я писал про
Байкало-Амурскую магистраль по итогам
поездок двух прошлых лет.
2.
3.
4.
И чуть-чуть не успел до отъезда - серию должен был завершать
Усть-
Илимск, однако я остановился на
Усть-Куте:
5.
Дальше мы с давно знакомой читателям этого блога Ольгой уехали в Петербург:
6.
А оттуда улетели в Иркутск:
7.
И отправились искать чистый байкальский лёд в Большое Голоустное:
8.
Но лёд, увы, замело снегом, а новости с другой стороны шли таким плотным потоком, что расспрашивать о них стала даже моя вполне аполитичная сестра.
9.
10.
Мы вернулись в Иркутск и съездили в Листвянку:
11.
А с утра взяли курс на Ольхон. В
Баяндае, "столице" придорожных автосервисов и столовых, стоя в очереди я достал телефон буднично посмотреть почту и новости...
12.
...и узнал, что:
13.
14.
15.
16.
Мы продолжили путь к ветреной Сарме:
17.
Ходили пешком через Малое море, нашли чистый лёд в устье Ольхонских Ворот...
18.
И любовались сокуями Ольхона, под которым фоткались последние инстаграмщики, ещё не зная о том, что их любимая соцсеть скоро станет организацией, запрещённой в России:
19.
Продолжалось:
20.
21.
И прилетев в Петербург, где меня ждала Наташа, я уже понимал, что это всё надолго. Мы сняли квартиру в высокой башне над Финским заливом:
22.
Гуляли по городу:
23.
24.
Ездили в Выборг:
25.
И по пути в Москву заглянули в Тверь - загадочный для меня город, где я бывал много раз, но достопримечательностей толком и не видел. В этот раз мы осмотрели Морозовский городок, прослышав, что его собрались причёсывать:
26.
Ещё одной красной нитью этой поездки стал, внезапно, StarCraft. Так-то это компьютерная игра моего детства - но первая часть, вышедшая в 1999 году. Накануне отъезда я вдруг случайно узнал, что в 2010-х годах было создано продолжение. В игры играть, конечно, у меня уже много лет как банально нет времени, и потому ловя вай-фай я смотрел ролики между миссиями как кино - спустя четверть века хотелось узнать, что было дальше со знакомыми героями...
27а.
27б.
И - поминутно смотрел в телеграм, где...
28.
29.
30.
Вернувшись в Москву, я ещё долго не мог собраться с мыслями, чтобы продолжить блог, да и вообще не был уверен, будет ли он кому-то нужен в совсем не дивном новом мире. Из-за этого я так и не написал о байкальской поездке, хотя планировал это сделать по горячим следам. Зато не считал минуты, когда меня приглашал в блог-туры "Росатом": в марте-апреле я съездил сперва в Петербург в ЦНИИЭФА, где испытывали новейший стенд для испытаний оборудования по сжижению газа:
31.
Затем - в Нижний Новгород на ОКБМ "Африкантов", где создаются реакторы для ледоколов и малых АЭС:
32.
Но всё это время:
33.
34.
35.
Отвлекался же я на черкесов - время шло, и всё ближе становилась следующая поездка. Теперь я отправился на весенний Кавказ.
36.
В КЧР:
37.
КМВ:
38.
И КБР:
39.
Последнюю я осматривал в компании "Неизвестной России", которая традиционно устраивает на майские праздники три 3-дневных выезда подряд - в
Черекско-Безенгийское,
Чегемское и
Баксанское ущелья. И программа была отличная...
40.
...да и мерчик приятный:
41.
А вот погода в горах подвела так, как не подводила меня прежде никогда. Говорят, причиной аномально дождливой и затяжноё весны стали пыль и сажа, поднимавшаяся на пути у западных ветров...
42.
А среди степи полыхала хата...
43.
44.
45.
Ну а я по-прежнему почти ничего не писал - приближалось лето, на которое я планировал большое путешествие в Сибирь в компании Наташи. В это же время на меня вышел проект "Живое наследие" при Общественной палате РФ, а через него - сама Сардана Авксентьева, и улетая в середине июня из Москвы, я уже знал о том, что меня ждут в Республике Саха.
46.
Но сначала были Ангара и
знакомство с народом голендров в иркутской глуши:
47.
Долгий путь вниз по Лене из Усть-Кута на скоростных судах:
48.
И с каждым днём этого пути река становилась всё более могучей:
49.
Знакомство с Якутском:
50.
И сокровищами его музеев:
51.
Грандиозный и красочный якутский праздник
Ысыах, который я снимал как журналист федеральных СМИ:
52.
Вояж по Заречным улусам через старинные якутские сёла:
53.
Музеи деревянного зодчества:
54.
И природные чудеса:
55.
И наконец самый настоящий круиз по Лене
на теплоходе "Михаил Светлов":
56.
В низовья, где Лена оправдывает неверный, но точный перевод своего имени - Текущее море:
57.
И лишь до Тикси чуть-чуть не дошли - снова из-за погоды:
58.
Попрощавшись с Департаментом информационной политики Администрации главы и правительства Республики Саха, начальник которого Семён Иванович Трофимов встречал нас в самом начале поездки...
59.
...мы продолжили путь уже сами по себе - без помощи в транспорте и ночлеге, без гидов и встреч, но с ощущением, что мы тут сами себе хозяева. А по дороге война, затихшая было в новостях, вновь напомнила о себе пьяным эвенком Тимофеем, который служил по контракту, ходил на Киев и теперь утрясает вопросы своей демобилизации.
60.
И историями о товарищах, не вернувшихся с чужбины или вернувшихся калеками, за которых односельчане едут мстить - мы приехали в Бурятию, по своей атмосфере в 2022-м похожую на прифронтовой регион:
61.
62.
63.
64.
На кадре выше - старинная пограничная Кяхта, и кадр снят с той стороны границы, которую мы пересекли впервые с Царь-вирусных времён. Конечно же, мы оказались в Монголии:
65.
В том числе - в городе детства теперешнего кумира всей Европы:
66.
67.
А в это время продолжалось...
68.
69.
70.
71.
72.
В сентябре я вновь отправился на Кавказ - увидеть то, что весной от меня скрыла погода. Но - не напрямик, а через Волгодонск:
73.
Армавир:
74.
И Адыгею:
75.
И почти в каждом пункте маршрута мне хотелось всё бросить и мчаться в Москву - новости нежданно-негаданно пошли такие...
76.
....что казалось - вот-вот придут, скажем, сюда:
77.
Но одолев сомнения и страхи, я наконец добрался до Кавказа, где меня встретила прилетевшая чуть раньше Наташа. Взяв в аренду машину, мы покатались по округе. Снова КЧР:
78.
КМВ:
79.
КБР:
80.
И фантастический Джилы-Су снаружи всех измерений:
81.
Погода в Приэльбрусье была немногим лучше, но всё же дала мне отметить свой день рождения в горах:
82.
А в небе висело странное знамение, и ночью после дня рождения меня разбудила страшная гроза. Мой день рождения - 21 сентября...
83.
И теперь новости лились скорее вот отсюда:
84.
Хотя и здесь не смолкал их гром:
85.
А эта церковка в той же местности, что и на кадре выше, сгорела ещё весной:
86.
В Москву я вернулся, однако, вновь ненадолго - последней поездкой 2022 года стал фестиваль Мартина МакДонаха в моей родной Перми, на который меня так же привела Наташа.
87.
Не далее как сегодня оттуда пришли очень плохие новости - вполне может быть, что и эти кадры тоже станут достоянием старого мира...
88.
У меня нет фотографий Крымского моста - ведь когда я последний раз был там, стройка лишь начиналась. Но осень всё так же мрачна:
89.
90.
91.
92.
Потом дело было здесь:
93.
94.
95.
Но пока встречаем Новый год без надоевшей пошлой иллюминации, и я всё же подведу немного свои, те что "если не читать новостей", итоги. А итоги эти в общем-то неплохи, и несмотря на Закат ЖЖ, Европы и Прекрасной эпохи, я продолжаю ездить по стране, рассказывать об этом и брать новые высоты. Главным успехом года стала, конечно же, якутская поездка, а вернее - моё первое путешествие при полной поддержке властей региона. Однако и на Кавказ я ездил с помощью "Неизвестной России", а полностью самостоятельной в этом году была дай бог половина разъездов.
96.
На севере я впервые зашёл за 70-й градус - у острова Столб на Лене (72°23):
97.
На юге - увидел высшую точку России Эльбрус (5642м):
98.
Однако так и не обновил свой рекорд высоты - на ратраке я поднялся чуть за 4000 метров, а
по Памирскому тракту 6 лет назад поднимался на 4600.
99.
В августе, где-то между Монголией и Иркутской областью, я отметил 20-летие своих путешествий - увы, дату их начала в далёком 2002 году я теперь не смогу вспомнить. И что удивительно, в тот далёкий-далёкий август, гуляя по Казани и катаясь по Волге в Свияжск и Болгар, мы с бабушкой (моей первой попутчицей) думали о том, что неплохо бы в следующем году сесть на поезд да поехать в Монголию...
100.
И все 20 лет у меня есть традиция ежегодно назначать свой личный город года - самый мне понравившийся из увиденных в первый раз. В 2022-м это Нальчик - неожиданном симпатичный и самобытный, он стал моим открытием двух кавказских поездок.
101.
Ну а события из новостей не прекращаются. У меня нет фотографий из Артёмовска (Бахмута), но есть из других актуальных на декабрь мест:
102.
Новый год я встречаю не с чувством праздника, а с ожиданием беды. Кто бы ни читал эти строки, из какой бы ни был страны и каких бы ни придерживался политических взглядов, пожелание у меня к тебе одно - быть в этом году живым, невредимым, у себя дома и на связи с близкими людьми.
103.
Ещё один итог года - напрочь уничтоженная этика. Если до 2022-го переход на личности и хамство считались моветоном и жестом бессилия, то теперь как-то незаметно вошли в норму, и начинать разговор со слов "неуч", "дурень", "чушь собачья", а продолжать словами "петушара", "е...ть ты г...на поел", "знатно я тебе по губам поводил, шлюшка пригожинская" стало нормой. Поэтому комменты отключаю нафиг - слишком много позади и впереди боли, чтобы тащить её ещё и сюда.
Из маршрутов-2022 я уже выложил полностью обе части о Лене и Якутии (суммарно полсотни постов) и понемногу с двух южных поездок - Прохладный и Георгиевск с весны, Волгодонск с осени. В январе, скорее всего, напишу ещё про Байкал летний и зимний в 2020-22 годах, а дальше плотно займусь Кавказом.