Leave a comment

Comments 75

carpodacus December 5 2022, 16:41:01 UTC

Рискну предположить, что если бы в Якутии властителем дум оказался диссидент, исход остался бы примерно тем же. Россия не отпустила и в итоге замирила маленькую, насквозь колючую Чечню, неужто отпустила бы Якутию? Причём Чечня ведь была нужна не сама по себе - просто не позволяли прецедента, за которым могли бы последовать остальные автономии.

Чем больше читаю и думаю о распаде СССР, тем сильнее чувствуется, что "Союза не стало, а Россия осталась, какой была в 1991" - результат властных амбиций Ельцина и мало чего больше. Надо забраться на самый верх - шёл козырями на распад, как забрался - так и хватит. А всё это расхлебывали люди. Хотя чего уж - сейчас люди бСССР точно так же расхлёбывают политические игрушки для одного человека.

Reply

varandej December 5 2022, 16:51:11 UTC
Ты так говоришь, будто Чечню замирить было просто. Крови и слёз было пролито немерено, ненависть (больше у русских, как мне кажется) не прошла до сих пор. Якуты, конечно, народ очень миролюбивый, но мало ли, как тогда могли сложиться история. В гипотетическом силовом подавлении, кстати, главная сложность - дороги: их всего две из внешнего мира, причём вторая из Магадана.

Вот не понимаю, как с твоей эрудицией можно повторять мантры про "одного человека". Я уже говорил, что мне очень не нравится всё, что сейчас происходит, но сводить всё к человеческому фактору - это упрощение уровня "Бог создал Землю за 7 дней".

Reply

carpodacus December 5 2022, 17:17:06 UTC

Так я именно о том. Если уж на Чечню не пожалели пролить столько крови и слёз, то чего говорить о Якутии, у которой никаких военных традиций, а недра столь богаты, впридачу в прецеденту? Две дороги до внешнего мира - фактор обоюдоострый, кислород перекрывать тоже проще. А после десятилетий советского пути большинство союзных республик даже со сказочно плодородными землями были неспособны к нормальной жизни в автаркии, чего уж говорить про Крайний север.

Так я и не отрицаю, что сводить к одному человеку - упрощение. И да, в Прибалтике действительно партизанили лесные братья почти до Перестройки, да, в Закавказье не все забыли Шушу времён Гражданки, да, Чубайсы ещё при живом Брежневе тайком обсуждали в кружках рыночный социализм... Много всяких предпосылок было к случившемуся и тогда, и сейчас. Я лишь утверждаю, что ключевая роль - всё же завязывается на одного человека. Уж опыт моей страны-то показал нагляднее некуда.

Reply

varandej December 5 2022, 19:08:55 UTC
Мне не известен ни один пример победы над другой страной экономическими методами (из последних десятилетий(. Санкции, перекрытия кислорода, разрушение инфраструктуры без военной необходимости не ведут к капитуляции, а только озлобляют объект. Я бы даже сказал, для верхушки любого государства нет бОльшего подарка, чем блокада.

Я уже говорил, что опыт Узбекистана здесь не проецируется, да и вообще мало на что проецируется. Конфликты, определяющиеся в первую очередь чьей-то личной волей, возможны только между небольшим странами вдали от основных очагов геополитической напряжённости. На нынешний кризис действует намного больше намного более сильных факторов. Наш "один человек" принял неверное решение в кризисной ситуации, которое, действительно, вряд ли было бы принято коллегиально. Но даже со стороны одной только России цепочка прошлых неверных решений (которая тянется уже 20 лет) принималась многими людьми. Не говоря уж о том, что Россия тут была не единственным актором.

Reply


carpodacus December 5 2022, 17:04:45 UTC

1) Визуальный коммунизм, особенно Будёновка - сильно впечатляют да, но ещё более - вместе с незримым почитанием Ельцина! Но, в целом, честно говоря, несмотря на отдельные колоритные детали (хотон, памятник Ньоргун-боотуру), в том числе текстовые (мечты Платона) - ощущение, что видишь практически копию всего, уже тобою описанного. Наверное, зловещая яма между уровнем "научного краеведения" (когда уже можно книги издавать, в том числе со статьей о конкретных особенностях вот этой деревяшки) и трэвел-блоггерством (когда на такие памятники не заезжают или упоминают их чисто на ходу в составе дороги к какой-то большой достопримечательности).

2) В таком колчане кортик носили?

3) Ты бы оговорился, что повышениие большинства АССР до ССР - это затея парада суверенитетов, в бардаке самого излёта Советского Союза, и всерьёз-то союзной республики с таким статусом (на уровне конституции СССР для начала) не существовало

4) Удивительно небрежно якуты к кладбищу относятся, при этнографическом-то музее...

5) А зачем шаману была стрела?

6) Гребной ( ... )

Reply

varandej December 5 2022, 18:50:11 UTC
1. Тут два момент. Первый - меня здесь встречали, сделали для меня культурную программу на транспорте музея, тратили на меня время и горючее; могу ли я после этого не написать об увиденном? Второй - во френд-ленте мои посты видит меньшая часть аудитории, а тем, кто будет искать информацию конкретно про Черкех, дублирующая информация из Чурапчи или Майи вряд ли пригодится ( ... )

Reply

bulat_16rus December 5 2022, 21:09:21 UTC

Да, я пришел и буду ругаться )))

На 2020-2021 годы пришлись столетия образования многих российских автономий, и то, под каким соусом его преподнесли - отличный пример новейшего переписывания истории.

Как верно сказано выше, никто Якутию и прочие автономии до "полноценной ССР" никогда не повышал. Я уже где-то в комментах подробно разбирал отличия автономной республики от союзной, не буду повторяться. Суть в том, что жителям крупных автономий было, мягко говоря, обидно даже не то, что за них все решает Москва, а то что они являются народами второго сорта, по сравнению с народами, у которых есть своя союзная республика. И вопрос о повышении статуса до уровня союзной - это было первое, что начали требовать во время перестройки и гласности.

В 1990 году случился так называемый парад суверенитетов, и начался он, как это ни странно может быть слышать сегодня, 12 июня с принятия декларации о государственном суверенитете РСФСР. Чуть позднее подобные декларации начали принимать другие союзные республики, а за ними и автономные. Суть их ( ... )

Reply

barsik71 December 6 2022, 21:22:17 UTC
В 1990 году случился так называемый парад суверенитетов, и начался он, как это ни странно может быть слышать сегодня, 12 июня с принятия декларации о государственном суверенитете РСФСР.
Слышать это действительно странно, так как на самом деле "парад суверенитетов" начался с принятия Декларации о суверенитете Эстонской ССР в ноябре 1988 года.

Reply


turgenskiy December 5 2022, 18:11:52 UTC

В слове тохтобул можно услышать казахские токта - стоп и бул - это, вполне себе перевод осиановки . Слово век тоже схожее с казахским произношением.
Газпром может якутам и родной, но нам, не родным, свой бензин он продает по 25 рублей, а не по 54 как им.

Reply

varandej December 5 2022, 18:40:49 UTC
Ну так странно было бы в двух тюркских языках не найти двух общих слов.

Что касается цены бензина, то 54 рубля - близко к общероссийской. И в основном она определяется акцизами и налогами (хорошо это или плохо - другой вопрос). С учётом же сложностей доставки, не факт, что при свободном ценообразовании бензин в Якутии был бы дешевле.

Reply

turgenskiy December 5 2022, 19:11:53 UTC

Да, бензин стоит так же и в Москве и на Алтае. У нас ваша заправочная сеть газпромовская и ваш российский бензин, а цены в два раза отличаются, до СВО в полтора раза дешевле было. Это я к Вашим словам, что якутам Газпром хоть чуть-чуть, но свой. Похоже, что он свой больше казахам.

Reply

varandej December 5 2022, 19:13:58 UTC
Да как бы при свободном ценообразовании могла бы быть ситуация, что (условно) в Татарстане-Башкирии бензин по 15 рублей, в Москве по 40, а в Якутии по 80. Думаю, это бы тоже не выглядело справедливым.

Reply


amginskiy December 5 2022, 21:51:42 UTC
Про дружбу народов писал ещё Алексей Кулаковский - Өксөкүлээх Өлөксөй, в его знаменитом "Письме интеллигенции". В прошлых постах вы писали о нём как об основоположнике современной якутской литературы. Но на самом деле до него не было литературы как таковой и он, совместно с Николаем Неустроевым и Анемподистом Софрновым-Алампа (также с Татты), являются основоположниками всей якутской литературы. Суорун Омоллоон, как и Платон Ойунский, продолжатели этой идеи, а сейчас и все мы ( ... )

Reply

varandej December 6 2022, 10:40:31 UTC
Спасибо, внёс в пост. Про Институт языка и культуры я напрочь забыл.

Reply


ext_1658147 December 6 2022, 08:27:44 UTC
"поэт-гуманист, сын академика-диссидента" - обобщенный образ или Вы конкретное лицо имели в виду?

Reply

varandej December 6 2022, 10:20:14 UTC
Скорее собирательный.

Reply


Leave a comment

Up