Leave a comment

kneiphof October 25 2022, 17:26:48 UTC
Аграрная революция, устроенная скопцами на просторах Якутии - это, конечно, слегка вынос мозга :)

49, 50 - напоминает Куршскую косу

История частного торгового омика напомнила мне такое голландско-бельгийское явление, как beurtvaart. Это примерно можно перевести, как "регулярное судоходство" (beurt - очередь, очерёдность, vaart - плавание). Система состояла из речных и каботажных судов, перевозивших как грузы, так и пассажиров, по более-менее регулярным маршрутам и с расписаниями (а не по заполнению и не по отдельным заказам). Так что каждый мог воспользоваться системой, как пассажир, или отправить какой-то груз. При этом возникла система аж в 15 веке, что в принципе делает её одним из самых ранних примеров общественного транспотра. Даже можно сказать - национальной системы общественного транспорта. В других странах в ту эпоху можно было путешествовать только с окказией (т. е. на попутках).

Система просуществовала до конца 1960х годов.

Вот, например, реклама международных маршрутов Роттердам - Антверпен, Роттердам - Гент и Роттердам - Брюссель


Reply

ext_809927 October 25 2022, 21:43:19 UTC
Интересно. А римская, монгольская и французская системы со сменными лошадьми разве не раньше были? Хотя лошади и/или повозки транспорт безусловно индивидуальный.

Reply

kneiphof October 26 2022, 05:30:28 UTC
Римская (cursus pulicus) и монгольская (ямская гоньба) службы служили в первую очередь государству, а не частным лицам. К тому же, это были в первую очередь почтово-курьерские службы, а не общественный транспорт.

Система общественной почты возникла во Франции (самом централизованном европейском государстве на тот момент) в 16-17 веках, а в 18 веке появилась сеть почтовых дилижансов, которые совмещали обе функции, почтовой службы и общественного транспорта.

Кстати, примерно до середины 20 века в некоторых странах почта была оператором общественного транспорта, толко заменили дилижансы автобусами. А в Швейцарии и сейчас междугородные автобусы относятся к почтовому ведомству, и называются "почтовыми автобусами". Оператор автобусов PostAuto Switzerland - дочерняя компания швейцарской почты.



Вот такой современный швейцарский почтовый дилижанс :) Обратите внимание на логотип - почтовый рожок.

Кстати, помимо системы beurtvaart, в Нидерландах-Бельгии была система пассажирских барж trekvaart (trekken - тянуть, "тягловое судоходство"). Если суда beurtvaart были, скажем так, свободноплавающими (парусными, позднее - паровыми), то trekvaart состоял из барж на каналах, которые тянули лошади. Речная конка, в общем. При этом там было все, как на современном общественном транспорте - расписания, стандартные тарифы. Система trekvaart существовала с 17 века и вышла из употребления в 19 в (кое-где дожила до начала 20) в связи с развитием железных дорог.

Вот, например, гентская баржа, ходившая между Гентом и Брюгге с 1624 по 1911 год (на фото современная реплика). Известна тем, что её услугами пользовались Пётр I, Людовик XV и Иосиф II (австрийский император). Но в целом это был обычный общественный транспорт для всех.


Reply

varandej October 26 2022, 19:18:24 UTC
Спасибо за оба дополнения, очень интересно.
Вот у меня этот кораблик тоже вызвал ассоциации с чем-то не из нашей эпохи.

Reply

kneiphof October 26 2022, 19:23:21 UTC
По чертежам 18 века построен, так что примерно на таком Пётр I катался.

Reply


Leave a comment

Up