Хабаровск. Часть 6: южные окраины

Oct 14, 2021 19:13



Столица Дальнего Востока, даром что тянется вдоль Амура на 40 километров, удивительно многообразна. В центре Хабаровск - колониальный бюрократический "город 30 000 портфелей" с роскошной архитектурой по улице Муравьёва-Амурского. На северных окраинах - военный порт самого мощного в истории пресноводного флота. Ну а к югу от центра Хабаровск предстаёт внезапно рабочим городом дымящих труб, гремящих трамваев и неухоженных улиц, которые теперь отделяет от пространств Амура новый фасад на ветреном берегу.

Прошлые 5 частей я написал по мотивам своей первой поездки на Дальний Восток в 2018 году. Для шестой части набрал материал этим летом, в основном в августе транзитом с негостеприимного Кодара на показанный в прошлой части райский остров Путятин.

В 2018 году Хабаровск запомнился мне величием амурских панорам, ухоженностью улиц, чопорностью и чинностью атмосферы, многообразием видов шаурмы в ларьках да обилием тупого бессмысленного хамства со стороны тех, кому за общение с клиентом платят деньги. В 2020 Хабаровск всей стране запомнился своими митингами протеста, собиравшими до 10% населения города - но тут уж дело в том, что хотя от социального недовольства воздух трещит и искрит на всём Дальнем Востоке, лишь в его столице это смогли выразить на понятном для всей страны языке. Мне же тогдашний Хабаровск ничем не запомнился, ибо с севера Приморья дорога повела нас в обход, напрямик в Комсомольск- на-Амуре, откуда ездил я вниз по реке и на БАМ. В 2021 же Хабаровск предстал перед мной городом совсем не экзотическим и не совсем чужим. Я ночевал не в хостеле, а в гостях у давней знакомой Айны в заурядного вида районе, и в первый день под типично дальневосточным тёплым затяжным дождём не достопримечательности смотреть поехал, а вести разговоры о нанайском искусстве в яркой квартире у вдовы художника Людмилы Тарвид. Основной моей целью в Хабаровске в тот приезд были окрестности, гулять по городу я откровенно ленился, и этот пост стало возможно написать лишь потому, что приехав в Хабаровск снова ранним утром в самом конце августа, я должен был где-то погулять пол-дня, прежде чем Айна сможет меня встретить. Неизведанным в Хабаровске для меня оставался юг, куда и укатил я на трамвае с площади у огромного и всегда людного вокзала:

2.


Анонсировав в "шапке" поста индустриальный юг, я всё же слегка покривил душой - индустрия в Хабаровске концентрируется вдоль Транссиба, вдоль которого город действительно рос в основном к югу. Но в центре я в 2018 году я упоминал завод "Дальэнергомаш" (1932), а в северной части города - покойный "Дальдизель" (1902) и исправно дымящий и пахнущий Хабаровский нефтезавод имени Серго Орджоникидзе (1934), как оказалось в этот раз - хорошо видимый с вокзальных перронов.

3.


Транссиб ограничивает и центр Хабаровска с противоположной Амуру стороны, так что насыпь великой магистрали напоминает крепостной вал с парадными воротами нескольких улиц. Самыми парадными я бы назвал Воронежские ворота - здесь проходящая через владения медиков, военных и железнодорожников улица Серышева сменяется Воронежской улицей и ныряет под пышный сталинский путепровод:

4.


В ближнем завокзалье Хабаровска я и гостил:

5.


Но даже в одинаковых на всём просторе Необъятной микрорайонах Дальний Восток безошибочно выдаёт плотность припаркованных машин:

6.


Главная улица завокзалья носит вполне дореволюционное название Большая. Покосившиеся избушки со ставеньками среди новых ТЦ и ЖК напоминают о том, что эти микрорайоны выросли на месте старинных слободок:

7.


Большая соединяет Воронежскую с улицей Карла Маркса, и не случайно старожилы Хабаровска по сей день называют Карлухой центральную улицу Муравьёва-Амурского - в советское время она росла-росла, да и выросла за город, и дореволюционное название было возвращено лишь в дореволюционных пределах. Транссиб Карлуха пересекает мощными развязками и эстакадами, а в завокзальной части достопримечательности на ней представлены мемориалом Овраг Смерти на братской могиле красных партизан, казнённых в Гражданскую войну казаками:

8.


Обелиск над могилой воздвигнут в 1960 году, а сам овраг похож ныне на сточную канаву:

9.


В квартале от Оврага Смерти по Краснодарской улице встречает паровоз на постаменте - причём узкоколейный, "проекта 159", построенный в 1932 году. Он украшает пущенную в 1958 году Дальневосточную Детскую железную дорогу, тянущуюся на 2,5 километра сквозь краевую больницу между станциями Пионерская и Юбилейная.

10.


Я пришёл под вечер и, увидев открытую дверь, оказался на пустынной станции. Депо у ДЖДшки на Юбилейной, а на путях на Пионерской - ещё один локомотив-памятник ТУ2, сменивший паровоз в 1967 году и проработавший до 1986 года. Сделав пару кадров, я направился к воротам, не доходя которых заметил, что мне наперерез на всех порах мчится охранник. Вид его был такой, будто сейчас начнётся драка, но пару раз прикрикнув на меня, сторож успокоился, очень вежливо объяснил, во сколько завтра первый поезд, а дальше мы и вовсе минут пять поговорили о том, какой лучше ему прикупить фотоаппарат для сына.

11.


В целом же за исключением того, что большая часть пути проходит через больницу, Хабаровская ДЖД ничем особым не примечательна. И даже её главное здание до упаковки в сайдинг было ещё более унылым, чем после:

11а.


По соседству с Пионерской - церковь каких-то протестантов, обитающая в Доме культуры глухонемых:

12.


Я теперь напрочь не вспомню, где заснял очаровательные маски с заглавного кадра, где - вот этот памятник с почти не читаемой, но явно ещё царской надписью:

13а.


А где - круглую башню будто из ограды старинного монастыря в Европейской части России:

13.


Огромный золотой купол же принадлежит цирку (2001) в обширном Парке Гагарина куда ближе к южным окраинам:

14.


Парк Гагарина - это и название близлежащей платформы на Транссибе, одной из 3-4 платформ в гигантской грузовой станции Хабаровск-2. Вытянутая на 9 километров и местами превышающая полкилометра в ширину, это крупнейшая станция на всём Дальнем Востоке.

15.


В 1934 году она создавалась как сортировочная, но конечным пунктом для немалой части грузов в те беспокойные времена становились гарнизоны на границах Маньчжоу-го, и к 1937 году военное ведомство построило здесь собственный вокзал.

16.


Ну а так как Хабаровск со своим штабом ДВВО был и остаётся главным узлом сухопутных войск Дальнего Востока, изначально военный вокзал был здесь крупнее и роскошнее гражданского. Но с тех пор в Амуре утекло много воды: Хабаровск-1 дважды сносился и обновлялся, подрастая вширь и ввысь, а Хабаровск-2 лет 15 назад зачем-то обкарнали. Странная асимметричная форма - от того, что это вокзал-инвалид, утративший крыло и скульптуры на крыше. И кажется единственный доступный простым гуглением кадр с ним снял periskop в 1999-м:

17. отсюда.


Огрызок Хабаровска-2 опрятен и пуст. Электрички курсируют здесь довольно часто, но только выходить из них особо некуда - кругом промзоны да частный сектор, а многоэтажки на больших улицах лишь окаймляют горизонт.

18.


Вокруг вокзала - заросший сквер с заброшенной водонапоркой:

19.


Станция же и боковые ветки на юге Хабаровска запомнились мне вот такими неожиданно стильными будками, более всего похожими на японские хоэндэны Сахалина.

20.


Чуть больше жизни за путями, на скоростном проспекте 60-летия Октября, где даже есть конструктивистский Дом культуры железнодорожников (увы, я о нём не знал и не увидел). Для пассажиров это по сути дела дублёр железной дороги - автобусы и ходят, и останавливаются куда как чаще электричек. И именно автобусом я доехал к следующей платформе Рубероидный Завод, замыкающей Второй Хабаровск с юга:

21.


Сам Хабаровский картонно-рубероидный завод "Далькровля" (1952) прилагается. Он стоит много лет, хотя и с периодическими попытками вновь запустить до сих пор не разграбленное оборудование, а рядом тем временем зарастают трамвайные рельсы:

22.


Окрестности "Далькровли" примечательны Покровским храмом в здании кинотеатра "Мир" (1954):

23.


И мозаичным фасадом ДК "Юность" (1975). Интересно, что если в северной части города я упоминал Воронежскую и Краснодарскую улицы, то эти два объекта на юге стоят на соответственно Вологодской и Архангельской.

24.


Сам же этот район известен хабаровчанам как Пятая Площадка и имеет репутацию городского дна. Она в принципе понятна из расположения - Пятая Площадка не то что район за промзоной, она отгорожена промзонами от остального города. С востока тянутся сортировки Транссиба, с юга - отходящие от него подъездные пути, севера над половиной Хабаровска господствуют трубы Хабаровской ТЭЦ-1 (438МВт) построенной в 1936-54 годах с перерывом на войну:

25.


С запада же, вдоль главной на юге Хабаровска Краснореческой улицы, переходящей в трассу на Владивосток, протянулись похожие на разрушенный замок Тевтонского ордена развалины работавшего прежде на весь Дальний Восток масложиркомбината (1952-57):

26.


27.


28.


На Краснореченскую глядят и его проходные:

29.


Историческим центром Пятой площадки служит посёлок ТЭЦ, застроенный малоэтажными сталинками:

30.


Чуть в стороне от которых высится Дом культуры:

31.


О мрачной славе Пятой Площадки мне в своё время рассказывал ещё Перископ, а Илья Варламов написал о ней весьма зрелищный пост в своей неповторимой истерично-смакующей манере. Но то ли тот пост успел прочесть из губернаторского кресла Фургал и привёл Пятую Площадку в порядок, то ли за горами мусора ехать надо ранней весной, да и дети, которые ловят голубей и кладут их под колёса трамваев сильно смахивают на сенсацию из серии Омского Мурзика. Я честно пытался найти здесь какую-то особую безысходность, но в итоге мрачный колорит свёлся к паре-тройке проковылявших мимо забулдыг да двум агрессивным маргиналам на лавочке в ТЭЦевском сквере:

32.


Так что выйдем на Краснореченскую да продолжим путь на юг. От площади 60-летия Октября с ДК Судостроителей (1964) начинается один из последних районов:

33.


На Краснореченскую с мощными трамвайными путями глядят сталинские фасады судозаводского квартала 1950-х годов:

34.


34а.


Обратите внимание на пробку, тянущуюся сквозь несколько кадров, то есть - половину Хабаровска: на одной из главных улиц в тот день провалился грунт, что вызвало транспортный коллапс по всему городу.

35.


А ещё - на запущенность. Если в 2018 Хабаровск запомнился мне очень опрятным городом, да и в "нулевых" регулярно получал награды за лучшую городскую среду вместе с Белгородом и Калугой, то в 2021 году то ли по таким районам я ходил, то ли обезфургаленный город ветшает в форсированном порядке.

36.


В общем, сядем пока на спасительный в пробке трамвай да поедем на нём в сторону центра. Два вида электротранспорта в Хабаровске образуют подобие метро - троллейбус с 1975 года ходит перпендикулярно Амуру по главной улице в аэропорт, трамвай же с 1956 года курсирует вдоль реки, и несколько его маршрутов, совпадающих на 80%, образуют магистраль почти по всей длине города. В 2018-м достопримечательностью Хабаровска были последние трамваи РВЗ в рейсовой эксплуатации, но то ли остались они лишь на севере города, то ли списаны наконец, а по югу мы ездили только в новых вагонах. На трамвае и отсчитаем десяток километров на север - здесь Краснореченская улица сменяется Волочаевской, парк Гагарина (не говоря уж про всё остальное) остался южнее, а на одной линии с нами - платформа Юбилейная у северной горловины Хабаровска-2. Но с Краснореченской, почти что равноудалённой от Транссиба и Амура, сейчас повернём на Амур:

37.


Ведущая в сторону реки Оборонная улица запомнилась мне мозаиками Хабаровского индустриально-экономического колледжа:

38.


И очередным кварталом мелких сталинок:

39.


Он упирается в проходную ремонтно-эксплуатационной базы флота, по которой и весь приречный "север Юга" в Хабаровске известен как РЭБ:

40.


Параллельная улица 65-летия Победы упирается в залив РЭБ, которому как нельзя лучше подходит по звучанию слово "затон":

41.


Вдоль него же вытянулось сооружение со странным названием Музей под открытым небом "Наводнение-2013", в составе которого входят фотостенд и единственный экспонат - мемориальная дамба:

42.


Ведь до "Страстей по Фургалу" (о которых летом 2021 не напоминало уже ничего) самым ярким событием постсоветского Приамурья оставалось катастрофическое наводнение 2013 года. У Амура есть свои, людям малопонятные циклы длиной примерно в дюжину лет, и вплоть до недавнего времени общественность била тревогу, виня лесорубов, гидростроителей, китайцев и конечно москвичей в усыхании великой реки. Теперь те же категории граждан обвиняются во второй год подряд непомерно высокой воде, но самое мощное за всё время русского суверенитета над этими берегами наводнение случилось как раз-таки в маловодных 2010-х. Летом 2013 года так сошлись атмосферные фронты, что мощные осадки месяц за месяцем изливались над притоками Амура, где ещё не схлынуло половодье аномально поздней весны. Годовая норма была достигнута за 2 месяца, и вот на Зейской и Буреинской ГЭС водосбросы работали на полную мощность, а вскоре и в китайской Маньчжурии реки стали выходить из берегов. 16-19 августа паводок, достигнув отметки 822см, пришёл в Благовещенск, где тем событиям стоит свой памятник - скульптура пса, что несколько дней по уши в воде стерёг дом на затопленных дачах. В Хабаровске пик в 808 сантиметров был достигнут 4 сентября - местность тут более низменная, поэтому разлилась река шире и затопила как бы не больше. Почти полностью ушёл под воду Большой Уссурийский остров, половина которого в 2008 году как раз была отдана по итогам давнего спора Китаю. На российской стороне ситуацию спас ещё советский 38-километровый польдер (кольцевая дамба), а вот всемогущих соседей стихия слегка приземлила, смыв свежепостроенную туристическую зону. Россию по сравнению с Китаем то наводнение вообще задело лишь краешком - в провинции Хэйлунцзян тогда утонуло 192 человека (108 из них числятся пропавшими без вести) и было эвакуировано 840 тысяч. В России же погиб лишь один человек, причём не житель затопленных домов, а солдат-водитель Баир Банзаракцаев - его грузовик сполз с размытой дороги близ Комсомольска-на-Амуре, где 2-11 сентября наводнение достигло высшей точки 910 сантиметров. Военные и добровольцы из местных жителей тогда ударно строили земляные дамбы, а притопленные баржи защищали обрывы в черте города, которые вода могла подмыть. И хочется думать, что дамба-музей была насыпана тогда, но нет - это в чистом виде памятник без всякой практической ценности. Происхождение его прозаично: по итогам наводнения Центр щедро отсыпал Хабаровском краю средств на строительство защитных дамб, и средств этих хватило даже с небольшим излишком. Который, дабы в отчётах была освоена каждая копейка, и пустили на строительство бесполезной, но всё же входящий в общий километраж мемориальной дамбы:

43.


Под защитой настоящих дамб же разросся Новый Хабаровск (официально - микрорайон Строитель), прежде представлявший собой массив утлого частного сектора на дующих с устья Уссури ветрах.

44.


Вернее, осваиваться эта территория начала ещё в 2008 году, а в 2013-м был сдан её культурный центр - крытый стадион "Ерофей", названный, конечно же, в честь Ерофея Хабарова, первым из русских людей ступившего на эти берега.

45.


Ну а дамба сразу повысила ценность Нового Хабаровска - ведь в районе с набережной любая квартира лучше продаётся!

46.


И пусть набережная - голые бетонные плиты с пандусами, в тёплый день она выглядит людной и любимой жителями, а вид Амура близ неё почти морской:

46а.


На фоне синих гор Большехехцирского хребта хорошо заметен Хабаровский судозавод (1953), район которого я уже показывал дюжиной кадров выше.

47.


Теперь посмотрим вниз по течению - Амур тут делает внушительную излучину, северную сторону которой образуют "три горы" хабаровского центра:

48.


Хорошо виден Амурский утёс, на котором в 1858 году и начинался город. Из-за утёса выглядывает Хабаровский мост (тот, что на 5000-й купюре), вернее, его западная оконечность, где уже заканчиваются железнодорожные фермы, но ещё спускается с них автомобильная эстакада. Над утёсом - башня, построенная в 1943 году: официально - как спасательная станция, а по факту, конечно, для наблюдения за японскими войсками в Маньчжоу-го. Правее виден памятник Михаилу Муравьёву-Амурскому (1891), этому "Петру I Дальнего Востока", что прорубил России окно в Азиатско-Тихоокеанский регион. Ещё правее из-за деревьев выглядывает старейший квартала города на улице Шевченко, который я бы назвал полушутя Хабаровским кремлём - длинная крыша Гродековского музея (с 1894), башня бывшей Николаевской библиотеки (1956) и огромное Военное собрание (1910-14, в основе 1884). Внизу же - набережная, в 2013 разрушенная тем самым наводнением, а в 2021-м - торосами, возникшими от того, что осенью Амур встал по высокой воде. Правее же, у подножья многоэтажки, в 2018 году стоял пограничный дебаркадер, с которого белые скоростные "Полесья" сновали в китайский Фуюань:

49.


Правее могло бы быть видно сразу два новодельных храма - но виден только высочайший в нестоличной России (95м) Преображенский собор на площади Славы (2001-04), а вот Градо-Хабаровский Успенский собор (2003) на Комсомольской площади скрыт одной из многоэтажек в левой части кадра. На той же площади - Амурское речное пароходство (1934) с круглой башенкой, а внизу под ним водозабор той самой ТЭЦ-1:

50.


Правее, за дамбой РЭБ Флота - азиатского вида лес новостроек. Как заметил в период своей ЖЖшной активности dkphoto, своей панорамой Хабаровск похож на города Китая, какими были они лет 15 назад.

51.


Напоследок полюбуемся дамбой РЭБ Флота с другой стороны, с моста через овраг за ТЦ "Броско-Молл", хорошо заметного на кадре выше. Здесь после мощного ливня Амур подарил нам феерию заката, окрасившего золотом тучи, волны и мокрый бетон:

52.


53.


54.


В следующей части полюбуемся на город с Амура. Хотя вообще-то она будет не о том, а о поездке на одном очень необычном судне в одно очень глухое село.

55.


Про сам Хабаровск же 7-я часть вряд ли когда-нибудь будет написана - как-то так, совершенно внепланово, вышло, что Хабаровск стал одним из самых хорошо изученных мной городов. А вот окрестные сёла, цепочкой тянущиеся дальше вдоль Амура до самого устья Уссури, вполне могут стать темой моего рассказа в следующий приезд.

Хабаровск-2018
Хабаровск. Амурский утёс.
Хабаровск. Вокзал, Военная гора и общий колорит.
Хабаровск. Улица Муравьёва-Амурского.
Хабаровск. Дома и улицы.
Хабаровск. Мост и база КАФ.

ДАЛЬНИЙ ВОСТОК-2021
Обзоры и оглавления
Суровое Сибирское Лето. Июнь.
Суровое Сибирское Лето. Август.
Приморье
Фокино. Техас и Дунай.
Фокино. Остров Путятин.
Хабаровский край
Хабаровск. Южные окраины.
Сикачи-Алян.
"Заря" на Тунгуске.

железнодорожное, дорожное, Хабаровск, Хабаровский край, Дальний Восток, транспорт, индустриальный гигант, ДЖД

Previous post Next post
Up