Leave a comment

bulat_16rus June 2 2021, 09:04:06 UTC
Ты, наверное, и сам давно понял, что все рассказы кавказцев, в том числе и о депортации, надо делить на 10.
В теплушку, рассчитаннную на максимум 40 человек, 150, да еще с вещами, не влезет физически. Да даже если и ужасный Сталин лично набивал по столько в teplushka для отправки в GULAG, у железной дороги может быть свое мнение по этому поводу: перегружать вагон вчетверо никто не дал бы.
"Победа" и полуторка у мемориала - из той же серии. что и паровоз. Крайне сомнительно, что в 50-е легковушка смогла бы проехать из Средней Азии: это даже лет 20 назад было нетривиальной задачей.

Ну и байки про "владельца ресторана" - из этой же серии. В 1944 году в СССР не могло быть частных ресторанов. Максимум он мог быть его директором. Должность, конечно, нехилая, но совсем не того уровня, чтобы как то повлиять на НКВД на другом конце страны с просьбой пересадить родственников в вагоны получше. Да и узнать об этой операции в Ташкенте могли только после того, как к ним стали приходить эшелоны.
Однако, эта история как бы намекает на то, что далеко не всех вывозили в teplushka: по крайней мере, часть ехала в нормальных вагонах. И что у в депортации жили настолько ужасно, что даже легковые авто покупали.

Reply

varandej June 2 2021, 09:16:44 UTC
В данном случае это была непрямая цитата. Да, скорее директор, чем владелец. Но тут есть ещё и фактор личного знакомства.

Что касается депортации, то как я понимаю, там было очень тяжело в начале, но за 13 лет освоились, отстроились и встали на ноги. Однако если бы там было хорошо, вряд ли народ стал бы массово возвращаться при первой возможности.

Reply

bulat_16rus June 2 2021, 11:23:32 UTC
Однако, вернулись не все, некоторые живут и поныне.
Ну и вернуться в родной дом и к родным могилам - понятие мало сопоставимое с хорошо или плохо жилось. Не думаю, что возвращающиеся немедленно получали жилье и работу.

Reply

ext_4468623 November 29 2021, 15:49:15 UTC
bulat_16rus, я хорошо знаю историю того, как был выслан мой дед в 16 лет со своими младшими братьями, сестрой, мамой (моей прабабушкой) и 104-х летним дедом (моим прапрадедом). Вещей с собой не брали, проросту нельзя было. Вагоны действительно набивали битком и мёртвые ехали стоя рядом с живыми до остановки вагона. Потом их просто выбрасывали в снег конвоиры. Так, в снегу на обочине был погребён мой прапрадед Шамал, участник Русско-Турецкой войны 1877-1878. Они могли не поехать, у них было письмо от Орджоникидзе за заслуги моего прадеда, Орснака и его двоюродного брата, Бексултана перед коммунистической партией, но предпочли разделить участь своего народа. Лучше не разглагольствуй на эту тему и даже не размышляй, надеюсь тебя и твоих близких такое никогда не коснётся.

Reply


Leave a comment

Up