Leave a comment

kneiphof May 5 2021, 20:09:42 UTC
Большое спасибо!

Самое неожиданное - религиозная история чеченцев.

"в 1893 году, когда предгорья охватил нефтяной бум"

Вы, конечно, будете смеяться - но и тут не обошлось без бельгийцев! Самая важная нефтяная фирма Грозного имела к ним самое прямое отношение.

"Общество нефти Грозного" (Société des Pétroles de Grosnyi) было основано англичанами (к сожалению, мой источник не указывает точный год), но почти сразу перешло в руки группы бельгийских предпринимателей. При этом, что интересно, не из Валлонии (самый экономически развитый регион на тот момент), и не из Брюсселя (финансовая столица, понятное дело), а из Фландрии, которая тогда ещё была по большей части отсталым регионом! Правда, они были из Антверпена, а он был главным портом страны, так что деньги в городе имелись. Во главе этой группы стоял финансист и банкир Жозеф Ватеркейн (Joseph Waterkeyn), которому принадлежала финансовая группа "Национальный промышленный кредит" (Crédit National Industriel). Одним словом - солидный бизнес!

В 1896 году "Общество нефти Грозного" вступило в отношения с российской нефтяной фирмой из Грозного J. A. Akhwerdoff et Cie (Так в бельгийском источнике, который у меня сейчас под рукой. Хотя сдаётся мне, что в других источниках мне попадалось упоминание, как Akhmedoff или что-то вроде этого). Суть "отношений" мне как-то не очень понятна, то ли бельгийская фирма приобрела половину пакета акций российской, то ли наоборот (но сдаётся мне, что скорее первое). В общем не будет ошибкой сказать, что это было совместное бельгийско-российское предприятие. Оно эксплуатировало самую важную нефтяную концессию Грозного.

В 1902 году, насколько я понял, бельгийская фирма выкупила все акции "Ахвердова". Таким образом фирма оставалась формально российской, но при этом полностью принадлежала бельгийскому капиталу.

Однако в целом бельгийцы играли не значительную роль в российской "нефтянке" (так что грозненская фирма - исключение). По состоянию на 1913 год цифры иностранных инвестиций в нефтянку Российской империи были следующими:

Великобритания - 171,4 млн. рублей (67,6 %)
Франция - 51,12 млн (20,2 %)
Германия - 13,67 млн (5,4 %)
Нидерланды - 10,5 млн (4,1 %)
Бельгия - 6,8 млн (2,7 %)

(да, "в трамваи" у Бельгии как-то лучше получалось :)

Reply

ext_880995 May 5 2021, 20:14:00 UTC
Вы, конечно, будете смеяться - но и тут не обошлось без бельгийцев! Самая важная нефтяная фирма Грозного имела к ним самое прямое отношение.

Я бы даже не смеялся, если бы оказалось, что и создание трамвайной сети в Грозном без них бы не обошлось.... Хотя там система, вроде, уже советского времени ;-)

Reply

kneiphof May 5 2021, 20:27:26 UTC
Трамваи - это да, это общеизвестно :) А вот нефтянка - для Бельгии менее очевидная сфера.

Reply

bulat_16rus May 6 2021, 10:23:19 UTC
Сдается мне, что в 19 веке Бельгия была неким, по нынешнему говоря, оффшором. Отсюда и обилие всяких "Бельгийских анонимных обществ", которые вряд ли полностью контролировались бельгийцами.

Reply

kneiphof May 6 2021, 10:37:28 UTC
Чисто "внешне" так может показаться, но на самом деле - нет. Бельгия 19 века - вторая промышленная страна мира (хронологически) с мощной промышленностью и развитым финансово-банковским сектором, который действительно был большим международным инвестором, и контролировал массу предприятий в разных странах (а не наоборот), в том числе и в развитых.

Reply

bulat_16rus May 6 2021, 10:41:01 UTC
Так "анонимность" подразумевает, что акционером мог быть любой человек, не обязательно бельгиец.

Reply

kneiphof May 6 2021, 12:04:33 UTC
Это вопрос очень интересный, а следовательно - непростой :) Однозначно ответить не могу, однако могу сказать следующее.

"Анонимное общество" - это просто акционерное общество. Собственно, "анонимных" акций в прямом смысле слова (т. е. на предъявителя) было мало, обычно в районе 10%, а у многих фирм их не было вообще. В принципе, можно найти список акционеров для любого бельгийского "анонимного общества", но практически это геморрой ещё тот - нужно идти в Национальную библиотеку и смотреть их статуты в "Бельгийском мониторе" (он до сих пор не отцифрован, позорище какое). Например, в "Хлопковой компании Бельгийского Конго" доля бельгийских банков среди акционеров составляла 50%, доля государства - 10%, остальное - отдельные частные бельгийские инвесторы. Анонимных акций не было вообще. В "Компании антверпенских трамваев" государству принадлежало 40%, частному холдингу Electrafina - 29%, остальное - провинции и муниципалитетам. Анонимных акций не было.

В принципе, все упирается в банки. По сути, львиную долю всей бельгийской экономики контролировали (через сеть холдингов и дочерних банков) два "супербанка", Société Générale de Belgique (основан ещё в 1822 году, т. е. ещё до независимости Бельгии) и Banque de Belgique (1835 год). К сожалению, конкретных данных по распределению пакета акций этих банков я на "раз-два" найти не смог - но я не думаю, что иностранцы могли играть в них решающую роль. Хотя какую-то долю акций они, скорее всего, имели.

Если кратко подытожить: бельгийскую экономику контролировали бельгийские банки. Играли ли иностранцы в них свою роль? Скорее всего, да. Была ли роль иностранцев решающей? Скорее всего, нет.

Reply


Leave a comment

Up