Leave a comment

varandej June 16 2020, 22:35:27 UTC
Ну вот например колонны 2-й половины 1-го тысячелетия нашей эры в Джума-мечети Хивы, вывезенные туда из более древнего, чем сама Хива, города Кят.



Да, это деревянная резьба, но я везде подчёркивал, что до контактов с армянами хорезмийцы не умели так работать с камнем.

Могу и другие образцы поискать, по Средней Азии у меня материалов очень много.

А что посоветуете почитать об армянском происхождении каменных баранов? Просто даже в музеях в Армении сколько их видел - они упоминались как тюркские.

Reply

maximus101 June 20 2020, 00:14:45 UTC
>>> что посоветуете почитать об армянском происхождении каменных баранов?

Наверно нужно думать, что твой собеседник будет еще очень долго искать что-либо про "армянское происхождение" зооморфных погребальных стел в Закавказье в средние века. Ведь тяжело искать то, чего не существует в природе)))

1)Проблема массового появления животных в христианском искусстве 10-11 веков имеет естественно идеологический характер. Это касается всего - двуглавых орлов, баранов, каменных лошадей и прочего. Так как туркофобия болезнь невероятно укорененная, и возникла она не вчера, а еще в 16 веке. Поэтому вопрос этот весьма глобальный.

2)Но решение его простое. Христианское искусство всегда исключительно антропоморфно, ибо такова духовная сущность самого христианства. Поэтому появление многочисленных звериных образов в христианских странах - это само собой плод внешнего воздействия. Прежде всего языческого, того где существовало обожествление тотемов (волков, баранов, орлов и т.д.). Тем более когда эти звериные образы появляются так массово.

И в Армении это воздействие было естественно тюркским. Самый ранний каменный баран появился на Армянском нагорье в 10 веке - это начало огузской экспансии в Переднюю Азию. К слову, самый ранний хачкар в Армении - 9 век, лишь на сто лет раннее.

Многочисленные каменные бараны на армянских кладбищах - это банальный пример массовой тюркизации армянского населения. Ну, а тюркские имена на армянских хачкарах мы разбирали раньше.

3) Кто контролирует википедию я не раз демонстрировал ранее. См. пункт 1.
Особенно доставляет в статье про этих баранов мнение о том, что Сара Ашурбейли - крупнейший специалист по истории Закавказья, является "не авторитетным источником" по вопросу)))https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%B8%D0%B7%D0%B2%D0%B0%D1%8F%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%BB%D0%BE%D1%88%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D0%B9_%D0%B8_%D0%B1%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2
Про Сару Ашурбейли
Сара Балабек кызы Ашурбейли (азерб. Sara Balabəy qızı Aşurbəyli, 27 января 1906 года, Баку - 17 июля 2001 года, Баку) - советский и азербайджанский историк, доктор исторических наук, старший научный сотрудник Института истории Академии наук Азербайджанской ССР, профессор.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%88%D1%83%D1%80%D0%B1%D0%B5%D0%B9%D0%BB%D0%B8,_%D0%A1%D0%B0%D1%80%D0%B0_%D0%91%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D0%B1%D0%B5%D0%BA_%D0%BA%D1%8B%D0%B7%D1%8B

Reply

short_remarks April 11 2021, 20:38:14 UTC
Сорри, как это христианское искусство исключительно антропоморфно? Агнцы на фресках римских катакомб, на раннехристианских мозаиках, в том же Сан-Витале в Равенне, не считаются?

Reply


Leave a comment

Up