Естественно, я все понимаю, чтоб вникнуть в некоторые вопросы, необходимо не один год жизни потратить, ошибки будут, тем более от Вас не требуется уровня специалиста. Хотелось бы, чтоб не было откровенной пропаганды и очень грубого ревизионизма. Поэтому, желательно при изучении предмета пользоваться авторитетными научными источники. Вы понимаете, что в свете некой тотальной, грубой и подчас глупой информационной войны, особенно со стороны наших супостатов, которые уже давно выселили всех армян с данного региона, а памятники приписали, кому угодно - но только не армянам. Дело не в продуктивных спорах о происхождении тех или иных блюд, особенно в контексте блюд более бесперспективно. Что касается каменных баранов - есть достаточно много научной информации и мнений авторитетных источников, в том числе и критики. Вы с этим можете ознакомиться и сами, потому что данные открыты, в той же википедии. Честно говоря, хотелось бы найти серьезный труд об этой известной гипотезе. Вот насчет развития сельджукского искусства под влиянием искусства Ирана, Армении, Византии и даже Сирии, очень большое количество материала. Ну, если попытаться даже визуально определить допустим связь с Узбекистаном, необходимо сравнивать узоры, даты создания и тд. Какие памятники Азербайджана вам напомнили узоры из хачкаров?
Ну вот например колонны 2-й половины 1-го тысячелетия нашей эры в Джума-мечети Хивы, вывезенные туда из более древнего, чем сама Хива, города Кят.
Да, это деревянная резьба, но я везде подчёркивал, что до контактов с армянами хорезмийцы не умели так работать с камнем.
Могу и другие образцы поискать, по Средней Азии у меня материалов очень много.
А что посоветуете почитать об армянском происхождении каменных баранов? Просто даже в музеях в Армении сколько их видел - они упоминались как тюркские.
>>> что посоветуете почитать об армянском происхождении каменных баранов?
Наверно нужно думать, что твой собеседник будет еще очень долго искать что-либо про "армянское происхождение" зооморфных погребальных стел в Закавказье в средние века. Ведь тяжело искать то, чего не существует в природе)))
1)Проблема массового появления животных в христианском искусстве 10-11 веков имеет естественно идеологический характер. Это касается всего - двуглавых орлов, баранов, каменных лошадей и прочего. Так как туркофобия болезнь невероятно укорененная, и возникла она не вчера, а еще в 16 веке. Поэтому вопрос этот весьма глобальный.
2)Но решение его простое. Христианское искусство всегда исключительно антропоморфно, ибо такова духовная сущность самого христианства. Поэтому появление многочисленных звериных образов в христианских странах - это само собой плод внешнего воздействия. Прежде всего языческого, того где существовало обожествление тотемов (волков, баранов, орлов и т.д.). Тем более когда эти звериные образы появляются так массово.
И в Армении это воздействие было естественно тюркским. Самый ранний каменный баран появился на Армянском нагорье в 10 веке - это начало огузской экспансии в Переднюю Азию. К слову, самый ранний хачкар в Армении - 9 век, лишь на сто лет раннее.
Многочисленные каменные бараны на армянских кладбищах - это банальный пример массовой тюркизации армянского населения. Ну, а тюркские имена на армянских хачкарах мы разбирали раньше.
Сорри, как это христианское искусство исключительно антропоморфно? Агнцы на фресках римских катакомб, на раннехристианских мозаиках, в том же Сан-Витале в Равенне, не считаются?
Дело не в продуктивных спорах о происхождении тех или иных блюд, особенно в контексте блюд более бесперспективно. Что касается каменных баранов - есть достаточно много научной информации и мнений авторитетных источников, в том числе и критики. Вы с этим можете ознакомиться и сами, потому что данные открыты, в той же википедии. Честно говоря, хотелось бы найти серьезный труд об этой известной гипотезе. Вот насчет развития сельджукского искусства под влиянием искусства Ирана, Армении, Византии и даже Сирии, очень большое количество материала.
Ну, если попытаться даже визуально определить допустим связь с Узбекистаном, необходимо сравнивать узоры, даты создания и тд. Какие памятники Азербайджана вам напомнили узоры из хачкаров?
Reply
Да, это деревянная резьба, но я везде подчёркивал, что до контактов с армянами хорезмийцы не умели так работать с камнем.
Могу и другие образцы поискать, по Средней Азии у меня материалов очень много.
А что посоветуете почитать об армянском происхождении каменных баранов? Просто даже в музеях в Армении сколько их видел - они упоминались как тюркские.
Reply
Наверно нужно думать, что твой собеседник будет еще очень долго искать что-либо про "армянское происхождение" зооморфных погребальных стел в Закавказье в средние века. Ведь тяжело искать то, чего не существует в природе)))
1)Проблема массового появления животных в христианском искусстве 10-11 веков имеет естественно идеологический характер. Это касается всего - двуглавых орлов, баранов, каменных лошадей и прочего. Так как туркофобия болезнь невероятно укорененная, и возникла она не вчера, а еще в 16 веке. Поэтому вопрос этот весьма глобальный.
2)Но решение его простое. Христианское искусство всегда исключительно антропоморфно, ибо такова духовная сущность самого христианства. Поэтому появление многочисленных звериных образов в христианских странах - это само собой плод внешнего воздействия. Прежде всего языческого, того где существовало обожествление тотемов (волков, баранов, орлов и т.д.). Тем более когда эти звериные образы появляются так массово.
И в Армении это воздействие было естественно тюркским. Самый ранний каменный баран появился на Армянском нагорье в 10 веке - это начало огузской экспансии в Переднюю Азию. К слову, самый ранний хачкар в Армении - 9 век, лишь на сто лет раннее.
Многочисленные каменные бараны на армянских кладбищах - это банальный пример массовой тюркизации армянского населения. Ну, а тюркские имена на армянских хачкарах мы разбирали раньше.
3) Кто контролирует википедию я не раз демонстрировал ранее. См. пункт 1.
Особенно доставляет в статье про этих баранов мнение о том, что Сара Ашурбейли - крупнейший специалист по истории Закавказья, является "не авторитетным источником" по вопросу)))https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%B8%D0%B7%D0%B2%D0%B0%D1%8F%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%BB%D0%BE%D1%88%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D0%B9_%D0%B8_%D0%B1%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2
Про Сару Ашурбейли
Сара Балабек кызы Ашурбейли (азерб. Sara Balabəy qızı Aşurbəyli, 27 января 1906 года, Баку - 17 июля 2001 года, Баку) - советский и азербайджанский историк, доктор исторических наук, старший научный сотрудник Института истории Академии наук Азербайджанской ССР, профессор.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%88%D1%83%D1%80%D0%B1%D0%B5%D0%B9%D0%BB%D0%B8,_%D0%A1%D0%B0%D1%80%D0%B0_%D0%91%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D0%B1%D0%B5%D0%BA_%D0%BA%D1%8B%D0%B7%D1%8B
Reply
Reply
Leave a comment