Область Войска Донского. Часть 2: Новочеркасск

Nov 07, 2008 20:37



Новочеркасск был основан в 1805 году атаманом (а по совместительству графом) Матвеем Платовым как новая столица Войска Донского, ни то "Черкасск-аль-Джедид" (традиция переноса городов на новое место существовала в степных ханствах), ни то "Казачий Петербург". Но в отличие от старого Черкасска, который был настоящей столицей независимого казачьего государства, Новочеркасск оказался не более чем административным центром Области Войска Донского, и в целом лично для меня этот город оказался разочарованием. Местные памятники казачьей культуры не идут ни в какое сравнение с наследием Старочеркасской из-за своей искусственности, а местная рядовая застройка не выдерживает никакого сравнения с почти столичной архитектурой Ростова-на-Дону. И все же без Новочеркасска представление об Области Войска Донского никак нельзя считать полным - ведь именно с этим городом связан "золотой век" русских казаков, которых боялись Наполеон, Шамиль и японские генералы.

От Ростова до Новочеркасска всего 40 километров - маршрутки с пригородного автовокзала (автобус №3 от ЖД-вокзала) ходят часто и в пути меньше часа (если без пробок). Добраться туда не сложнее, чем в какой-нибудь дальний городской район, но только стоит иметь в виду, что автовокзал в Новочеркасске расположен далеко от центра города. Впрочем, такси от автовокзала до собора стоит всего 60 рублей.



Главная достопримечательность Новочеркасска - безусловно, Вознесенский Войсковый собор - Кафедральный собор Войска Донского (интересно, что Войсковый собор в Старочеркасске имеет созвучное посвящение - Воскресенский). Один из трех (наряду с собороами в Ельце и Верхотурье) претендент на звание "3-го по величине храма России", собор, вовзеденный в 1890-е годы впечатляет. Интересно, кстати, то, что это здание собора третье - два предыдущих, стоявших на том же месте, самопроизвольно обрушились.



По фотографиям трудно оценить истинные размеры собора - но на кадре ниже видны люди, стоящие прямо у подножья храма. Приглядитесь:



Сразу и не различишь...

Собор очень богато и красиво украшен







В грандиозном зале постоянно темно и даже ветрено, но здорово смотрятся витражи, вполне достойные европейских храмов:



Внутри собора удивила конструкция подставок для свечей перед иконами - вместо традиционных подсвечников, там просто насыпан песок, в который легко воткнуть свечу - как я позже убедился, такие песчаные подсвечники на Дону в очень многих церквях.

Вокруг собора - замощенная брусчаткой площадь, на которой стоят по четырем сторонам света памятники: на севере - Ермак Тимофеевич (которого считают выходцем с Дона), на юге - атаман Бакланов (про которого имам Шамиль говорил своим горцам "Если бы вы боялись Аллаха так же, как атамана Бакланова, вы бы при жизни были в Раю!") на востоке - крест и плиты с названиями 12 казачьих войск (Донское, Кубанское, Терское, Астраханское, Уральское, Оренбургское, Сибирское,  Семиреченское,  Енисейское,  Амурское,  Камчатское и Дунайское), на западе - один из двух или трех памятников атаману Платову, открывающий Платовский проспект.

Но, как я уже говорил, на мой взгляд Новочеркасск как столица не состоялся. Замахнулись построить казачий Петербург - но не удалось, так как все доходы Области Войска Донского крутились в Ростове. Для города составили генеральный план, большинство улиц носили название проспектов (Платовский, Баклановский, Атаманский, Ермака и т.д.), и строились прямыми и широкими. В центре запретили деревянное строительство - но все это в итоге не помогло. Представьте себе Петербург с его широкими прямыми улицами и совершенной планировкой, но только застроенный домиками в духе уездного города - так примерно выглядит Новочеркасск. Пространства, занятые почти непрерывной доревлюционной застройкой тут огромны - но удивительно унылы!







Эти кадры сняты в районе собора и Платовского проспекта, но в целом так выглядит почти весь старый город - здешняя застройка не дотягивает даже до губернской. Бесконечные уездные домики вдоль идеальных, почти питерских улиц. Причем не только казачьих времен - есть тут и конструктивизм, и провинциальный сталианс, но в целом я ограничился осмотром города из окон такси и автобусов, а серьезно прогуляться решил только по главной улице - Платовскому проспекту, уходившему от собора на запад.



Комплекс административных зданий начала 19 века был сооружен в 5 минутах ходьбы от собора - у пересечения Платовского проспекта с Атамановским проспектом.



Административные здания, типичный классицизм времен Александра Первого. Сине-зеленое здание по центру возводилось уже позже, в конце 19 века, как Донской музей - эту функцию оно выполняет и поныне, только называется "Музей истории Донского казачества" - туда надо зайти обязательно.





Сюда же как-то затесался весьма любопытный современный дом - я бы его охарактеризовал как "постмодернизм с элементами классицизма", и он тут удивительно органичен:



Здесь же - Казачий Драматический театр, переделанный в советское время из Донского областного суда:



Отдельная тема - подсветка. Подсвечено в городе всего несколько зданий, но подсвечены они очень достойно. Особенно интересен Войсковый собор, на фасад которого по праздникам проэцируются цветные картины из Библии - нечто вроде световых фресок. Увы, я это увидел лишь из окна такси, но в принципе фотографии есть например, здесь..

Еще чуть дальше - Атаманский дворец (1863 год), официальная резиденция атаманов до Революции, а ныне музей. Дворец вполне в московском или питерском духе, но лично мне Атаманово подворье в Старочеркасске было куда интереснее.







Ныне дворец также действует как музей - резиденция атамана Водолацкого находится, насколько я знаю, в Москве.

До старой границы города от дворца идти около получаса. Дореволюционная застройка тянется почти непрерывно, а Войсковый собор - не единственный храм в Новочеркасске:





С каждым шагом город делается все более и более унылым. В нынешнем Новочеркасске казачий колорит не ощущается совсем никак - это типичный пролетарский город с рабочими слободками, характерным для индустриальных гигантов сталианском и градообразующим предприятием - Новочеркасским электровозным заводом, печально знаменитым демонстрацией рабочих в 1962 году, закончившейся расстрелом - погибло несколько десятков человек.



К тому же в городе отвратительный воздух - даже на фотографиях отчетливо виден смог, да и во все экологические справочники Новочеркасск занесен как один из самых экологически неблагополучных мест России. Возможно, именно воздух стал причиной моего плохого впечатления о городе.

Правда, назвать город уж совсем пролетарским язык не повернется - в последнее время Новочеркасск стал еще и крупным студенческим центром, где действует несколько вузов, в том числе Южно-Русский технический университет, здание которого было построено еще до Революции:



Обратите внимание на провода - в Новочеркасске есть свой трамвай, который, причем, ходит весьма активно. Редчайший пример районного центра с трамвайным движением (хотя Новочеркасск имеет население около 180 тысяч человек, это лишь четвертый по велиичне город Ростовской области после Ростова, Таганрога и Шахт).

Наконец выходишь к одной из двух Триумфальных арок, которые были построены в честь победы 1812 года и похода русской армии на Париж (как известно, на парижан казаки произвели неизгладимое впечатление, и даже термин "Бистро" возник именно тогда - французским трактирщикам приходилось обслуживать казаков в режиме фаст-фуда, и видимо, окрик "Быстро!!!" запал им в душу надолго).



Триумфальные арки Новочеркасска были построены в 1817 году, но дело в том, что в казачью столицу со стороны Москвы и Петербурга вели две дороги - с северо-востока и запада. Поэтому и арки к приезду императора возвели две - на всякий случай. В советское время их сильно "упростили", и ныне северо-восточная арка восстановлена (украшена скульптурами и рельефами), а западная нет. Внешне они, изначально одинаковые, отличаются теперь очень сильно, но северо-восточную арку я видел лишь из окна такси в темноте, и заснять не успел.



За арками исторический Новочеркасск заканчивается, и начинаются рабочие кварталы, мрачные и неуютные.



Людей, которым Новочеркасск понравился, я почти не знаю. Обычно ругают его жителей за грубость и хамство, но этого я как раз не заметил - народ произвел там нейтрально-нормальное впечатление. И все же Новочеркасск - редкий пример города, который мне не понравился. Возможно, я плохо его осмотрел и мог бы найти еще много всего интересного, но особого желания уже не было.



Ночевал я в поселке Донской - пригороде Новочеркасска, слободке при грандиозной ГРЭС. В расположенной там гостинице "Огонек" цивильный одноместный номер стоит всего 210 рублей (это не опечатка), и даже с учетом 300р. за такси от Новочеркасска это дешевле, чем в городской гостинице (где меня к тому же отказались бронировать по телефону). Переночевав, утром я уехал в Ростов на автобусе, вместе с жителями, ехавшими на работу. Но прежде, чем перейти к рассказу о Ростове и ростовской Новоросии, расскажу еще о городе Аксай - бывшей станице, предшественнике и пригороде Ростова-на-Дону.

казаки, "Воля вольная", дорожное, Ростовская область, "Путь на Юг", Русский Юг

Previous post Next post
Up