С армянскими храмами интересно. Там конечно не было такого избыточного убранства, как в русской церкви. Но армянские иконы были и есть. А упор на фрески связан со сложной жизнью армян, когда избушку лесника постоянно отвоевывали разные народы, к армянам и их религии не шибко толерантные. Т.е. большую часть времени эта церковь была катакомбной, когда служили где попало и на чем есть. Даже после вхождения в РИ, армянскую церковь РПЦ считала еретической, а власти периодически (слегка) прижимали. Поэтому там действительно намного меньше предметов, чем в православных храмах. Вместо огромных икон в киотах - фрески. Вместо иконостаса - условно обозначенная солея и занавеска, которую задвигают ненадолго при евхаристии. В остальное время алтарь открыт всем взорам. Хотя его и освящают, но (насколько понимаю) с закладкой туда мощей не мудрят. А то набегут магометане, и опять закладывать, мощей не напасешься. Отсюда же отсутствие "свечных ящиков" и прочего околоцерковного бизнеса. Да и "домиков причта" тоже. РПЦ и РКЦ много столетий существовали под крылом государств, заинтересованных в канале индоктринации подданных. В таких условиях можно было собирать камни и ценности, украшать сущее, обрастать ракушками. А на примере армянской церкви мы видим - ЧТО было христианство изначально. Тоже конечно с поправками и влияниями, но хоть как-то.
Это я к вашим наблюдениям об открытых армянских храмах, где "нечего взять". Дык и охранять тоже некому, по большому счету.
Мне кажется, там несколько сложнее все. Не факт, что все эти храмы изначально были христианскими (как мы это слово сейчас понимаем). Достоверная история "Армении" - 19в., когда она стала "Израилем" для алии из окрестных стран. Что там было прежде, Бог весть. До 1200-х скорее вообще ничего не было, кроме пробегающих мимо "хазар" и "скифов". Плюс обломки атомной электростанции.
Поэтому там действительно намного меньше предметов, чем в православных храмах. Вместо огромных икон в киотах - фрески. Вместо иконостаса - условно обозначенная солея и занавеска, которую задвигают ненадолго при евхаристии. В остальное время алтарь открыт всем взорам. Хотя его и освящают, но (насколько понимаю) с закладкой туда мощей не мудрят. А то набегут магометане, и опять закладывать, мощей не напасешься. Отсюда же отсутствие "свечных ящиков" и прочего околоцерковного бизнеса. Да и "домиков причта" тоже.
РПЦ и РКЦ много столетий существовали под крылом государств, заинтересованных в канале индоктринации подданных. В таких условиях можно было собирать камни и ценности, украшать сущее, обрастать ракушками. А на примере армянской церкви мы видим - ЧТО было христианство изначально. Тоже конечно с поправками и влияниями, но хоть как-то.
Это я к вашим наблюдениям об открытых армянских храмах, где "нечего взять". Дык и охранять тоже некому, по большому счету.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment