Leave a comment

zmey_gadukin December 13 2019, 13:42:03 UTC
Ну да, запад негодяи, а исламисты это гуд )) За тридцать лет превратить светское государство в оплот ультра-радикального исламизма.
А так, страна очень красивая однозначно.

Reply

varandej December 13 2019, 13:59:21 UTC
Исламисты тоже малосимпатичные ребята. Заложников брать - последнее дело.
Но в "светском государстве" уровень грамотности был 36%, а в "оплоте ультра-радикального ислама" - 86%. И думается, "снизу" шахский Иран был гораздо религиознее современного.

Reply

spb2sd December 13 2019, 19:33:14 UTC
Мне вот кажется, что в революционном Иране ситуация была идентична Российской 100 лет назад. Грамотность росла бурными темпами ещё при Николае II, а после революции этот рост даже замедлился. Но гордый титул "победителей неграмотности" себе присвоили именно большевики.

Думаю, хитрые аятоллы провернули тот же самый трюк. Тем более, что и там и там страны относительно закрытые - иди проверь реальные цифры.

Reply

varandej December 13 2019, 19:44:11 UTC
36% на 1976 год. Не уверен, что что-то могло радикально измениться за 3 года.
Но даже если и так, то не продолбать положительные тенденции предшественников, а сохранить их и развить - это уже немало. Большинство революций резко замедляли развитие страны и отбрасывали её назад.

Reply

spb2sd December 13 2019, 20:26:49 UTC
Ну, это всё таки конец 20 века был. Не думаю, что у аятолл был шанс провернуть фарш назад и резко понизить уровень грамотности, даже если бы они этого очень сильно захотели. Да и поголовно неграмотная армия - прямой курс на поражение в любой современной войне.

Reply

varandej December 13 2019, 20:32:23 UTC
Да, понизить с 36% до 82% - это особое искусство. Я так не умею.

В разных источниках разброс 82-86%. То есть грамотность там уже довольно долго не растёт, однако качественный рывок произошёл не при шахе.

Reply

spb2sd December 13 2019, 20:42:47 UTC
Да, я стёр эту часть, потому что один источник даёт 82%, а другой 86%, и выглядело так, что грамотность понизилась с 86% до 82%. Но это, очевидно, неверно. Хотя и подтверждает другой мой тезис - что реальная статистика закрыта, и цифры вероятно просто рисуются с потолка.

В любом случае, 82-86% для древней страны - это позор. Даже у Саудов с их закидонами официальная цифра на 2009 год была выше.

Reply

les_utrom December 13 2019, 22:47:19 UTC
И это интересно сочетается с теми данными по рождаемости в Иране, которые приводились у вас в одном из предыдущих постов.
Обвал рождаемости примерно совпадает с тем периодом когда в брачный возраст стало приходить поколение иранцев получившее массовое образование.

Reply

carpodacus December 14 2019, 07:20:20 UTC
Откуда такая инфа про Российскую империю? В Российской империи, во-первых, были разные темпы увеличения грамотности и, худший в Туркестане, при его экстраполяции в будущее давал поголовное умение только лишь читать и писать через 4600 ЛЕТ. Впрочем, в остальных частях страны такие прогнозы тоже шли даже не на десятки, а на сотни лет. Во-вторых, в Российской империи да, были всякие гимназии и даже русско-туземные школы, но я никогда не слышал, чтобы а) их посещение было обязательным, б) чтобы чего-то предпринималось против уже взрослой неграмотности. В-третьих, все алфавиты ранее бесписьменных народов создавались только при Союзе, а говорить по-русски многие не говорили. Скорее всего, если бы не было революции, всё остановилось бы на более-менее полной грамотности молодых русских и русифицированных городов с уже не вполне читающей деревней, дальше надо было бы ждать рывка с уходом из жизни более старших поколений, а на несовместимый с цивилизацией образ жизни туркестанских и сибирских племён, существенной части кавказских горцов, в ( ... )

Reply

spb2sd December 14 2019, 19:56:47 UTC
Ну, если мы начнём считать империи вместе с колониями, то там РИ точно будет впереди планеты всей. В бывшей Французской, Британской или Немецкой Африке и сейчас то грамотность на уровне 20-30%. Там если начать экстраполировать, счёт на миллионы лет будет ( ... )

Reply


Leave a comment

Up