Я пока из всей серии удивляюсь вот чему: что очень живуче и очень осознанно древнее барельефное искусство и скульптуры и прям чувствуется непрерывность традиций от... ну наверное чего-то высококультурного из Междуречья, перенятого еще до Кира Великого. Скажет, объекты века 20 могли бы пониматься как осознаная стилизация (ну по сути, чем было Возрождение под впечатлением от поднятого археологического материала, прерывалась традиция-то в Европах), но вот тут элементы религиозной архитектуры века так 18-19, когда такого "специального" отношения там быть не могло, вот это все приводит к мысли непрерывности традиций. Но вот интересно, у меня "ощущение", что всего этого нет в Ираке, даже в шиитской части, что там давно и наглухо это все позабыто. Хотя может быть дело в незнакомстве с этими деталями, я до этой серии такого и в Иране не мог предположить. А в Ираке все могли за 20 век не настилизовать, а наоборот за 21 окончательно разнести.
У персов очень сильный национализм, при этом он распространяется и на доисламскую культуру (и даже в первую очередь - на доисламскую культуру). Кир Великий для них живее всех живых, а Персеполь - один из самых популярных туристических объектов
( ... )
Многое из перечисленного там и на государственном уровне есть. Тот же зороастризм Исламская республика вполне одобряет и поддерживает как национальную религию. Хотя это явно до тех пор, пока он не начал распространяться. Но вообще ренессанс зороастризма - это было бы впечатляюще.
И это при том, что ведь большую часть своей истории после арабского нашествия Иран был вполне суннитским. Хотя слышал, что запреты на изображения людей и животных там никогда не приживались в полной мере.
Меня вот удивляет ещё местная культура "искусственных людей" - манекены, восковые фигуры.
"Хотя слышал, что запреты на изображения людей и животных там никогда не приживались в полной мере."
Ну так персидская миниатюра (а это вообще понятие в истории искусства) цвела с 12 по 19 век, и в суннитские, и в шиитские времена. Коран, правда, не иллюстрировали, но, светскую литературу - ради бога.
Вообще, доисламский "культурный код" оказался настолько силен, что он так полностью и не был вытеснен.
Тут надо понимать, что именно в доисламские времена Персия была великой державой, с которой считались Греция и Рим (читай - Запад). Именно после арабских завоеваний и исламизации Иран на тысячу лет потерял полноценную государственность, став просто территорией, на которой происходили различные исторические события. При этом Персия внесла, наверно, наибольший вклад в Восточный Ренессанс 9-12 веков, но не как самостоятельное государство, а как провинции арабских и тюркских империй. Нынешняя государственность создавалась в 16 веке шиитами, в оппозиции к большей части исламского мира.
Reply
Reply
Reply
Меня вот удивляет ещё местная культура "искусственных людей" - манекены, восковые фигуры.
Reply
Ну так персидская миниатюра (а это вообще понятие в истории искусства) цвела с 12 по 19 век, и в суннитские, и в шиитские времена. Коран, правда, не иллюстрировали, но, светскую литературу - ради бога.
Вообще, доисламский "культурный код" оказался настолько силен, что он так полностью и не был вытеснен.
Reply
Reply
Reply
Leave a comment