Leave a comment

kneiphof August 14 2019, 19:53:57 UTC
"проще было добираться в Персию морем"

Вчера я был в библиотеке и, пользуясь случаем, взял книгу по экономической истории Персии в 19 веке (Charles Issawi. The Economic History of Iran 1800-1914). Целиком читать вряд ли буду (было б время..,), но некоторые интересные моменты изучил. В частности, про судоходство на Каспии.

По сообщениям иностранцев, у 1849 году у Персии на Каспии было всего 25-30 торговых кораблей, при этом капитаны на них были иностранцами, в основном - русскими. Первый русский пароход на Каспии появился в 1846 году. К 1860-м годах "флагманом" торгового судоходства на Каспии стало пароходство "Кавказ и Меркурий". Я о нем, кстати, слышал и раньше, но думал, что они занимались только речным судоходством на Волге. Хотя название, в принципе, "как бы намекало".

В 1867 году британский консул в Реште упоминал о четырнадцати российских пароходах, при этом двенадцать из них принадлежали "Кавказу и Меркурию". В "сезон" с 15 апреля по 15 октября, раз в две недели по регулярному маршруту Астрахань - Махачкала - Дербент - Баку - Ленкорань - Астара - Энзели - Meshedee-Sir [sic, так в тексте, не смог выяснить, что это за место] - Горган ходил почтовый пароход. Годом ранее его предшественник упоминал о десяти пароходах "Кавказа и Меркурия" в Персии. По его сведениям, все эти пароходы строились в Англии или Швеции, доставлялись в разобранном виде в Тверь и собирались под руководством английских и шведских инженеров в доках Sparki-Selo Company [sic].

В 1883 году на Каспии было 49 российских пароходов, из них 17 принадлежало "Кавказу и Меркурию", 12 Yagoubov and Company [sic], остальные - девяти другим пароходствам.

Reply


Leave a comment

Up